Дело № 12-310/2021
УИД - 26RS0024-01-2021-001689-77
РЕШЕНИЕ
г. Невинномысск 01 декабря 2021 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пескова С.В.,
с участием:
менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021 года о привлечении должностного лица менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021 года о привлечении должностного лица менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 с постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении № 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021 года по ст. 8.5 КоАП РФ не согласилась и подала в Невинномысский городской суд Ставропольского края жалобу на указанное выше постановление.
В обоснование жалобы менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 указала, что по результатам проведения плановой выездной проверки согласно Распоряжения Росприроднадзора от 08.12.2020 №88-р, 16 апреля 2021 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО2 вынесено Постановление №04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 (Приложение 1) о привлечении менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.5. КОАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации в виде административного штрафа в размере 3000 руб., выдано Представление №04-88Пл-А/033-1220/1-041/6 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (Приложение 2).
При вынесении обжалуемого Постановления, лицу, выносившему Постановление, были представлены Возражения на Протокол с приложениями, однако представленным доказательствам не дано надлежащей оценки.
Заявитель считает Постановление от 16.04.2021 №04-88Пл-А/033-1220/1-041/5, а также Представление №04-88Пл-А/033-1220/1-041/6 незаконными по следующим основаниям.
В части содержания недостоверной информации в сведениях об объекте НВОС № 07-0126-001105-П филиала «Невинномысская ГРЭС» сообщаем следующее:
- сведения об использовании газоочистных установок Циклон СИОТ-2, применяемые на участке погрузки (разгрузки) извести не внесены в сведения о применяемых технических средствах по обезвреживанию выбросов;
В первой заявке (регистрационный номер AOWOM0FU от 22.09.2016) о постановке на государственный учет объекта НВОС в 2016 году Циклоны СИОТ-2 внесены в раздел стационарных источников выбросов как организованный источник. В разделе 3 - сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов так же были представлены сведения о данных установках по очистке газа (Приложение 3 – выдержки из заявки о постановке на учет объекта НВОС от 22.09.2016 исх. 36-1547).
При актуализации сведений об объекте НВОС в 2018 г. в старом ЛК природопользователя Циклоны СИОТ-2 аналогично были внесены в раздел стационарных источников выбросов как организованный источник и в раздел 3 - сведения о технических средствах по обезвреживанию выбросов так же были внесены сведения о данных установках по очистке газа.
При миграции старого ЛК в модернизированный (заявка от 29.11.2018, Регистрационный номер 2238770) в разделе 3 сведения о технических средствах по обезвреживанию в модернизированном личном кабинете не отразились. Т. е. при миграции ЛК произошли сбои в отражении данных по причинам, не зависящим от ПАО «Энел Россия»;
- в сведениях о стационарных источниках выбросов указан организованный источник выбросов (заточной станок диаметром 350 мм) № 0606 не учтенный в инвентаризации источников при инвентаризации, проведенной в 2016 г. и проекте ПДВ. В ходе проведения проверки при выезде на объект установлено, что данный источник выбросов фактически отсутствует.
При первичной постановке на учет объекта НВОС в 2016 году в заявке (регистрационный номер AOWOM0FU от 22.09.2016) источник № 0606 заявлен как организованный на основании инвентаризации от 20.02.2012. По итогам проведенной инвентаризации выбросов в 2016 году источник выбросов № 0606 (заточной станок диаметром 350 мм) по техническим причинам (коррозия трубы отвода пыли от станка и ее демонтаж) был переведен в неорганизованный источник № 6613, в виду отсутствия трубы, отходящей от источника выделения.
По итогам новой инвентаризации и полученного Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 0000031-В на основании приказа от 03.03.2017 № 279 при актуализации заявки в 2018 году (заявка от 29.11.2018, Регистрационный номер 2238770) источник был показан с новым номером № 6613 (приложение 4 – проекты ПДВ).
13.11.2020 заточной станок был списан на основании акта списания израсходованных материальных ценностей (Приложение 5 – акт списания).
Основания для корректировки данных инвентаризации выбросов в соответствии с разделом 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, не возникло, т.к. объемы выбросов изменились в сторону уменьшения;
- в выпусках №1,2,3 фактическая масса сбросов указана «0»:
Контроль качества сточных вод, а именно концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, ПАО «Энел Россия» осуществляет ежеквартально в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, утвержденным приказом МПР РФ № 205 от 08.07.2009.
В соответствии с формой 3.3 порядка при учете качества сточных вод учитывается только то количество загрязняющих веществ, которое поступило в водный объект в результате использования воды. То есть общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № 0040-С, 000039-С, 000038-С от 27.07.2017 г., выданные Департаментом РПН по СКФО, не содержат железо в перечне веществ (приложение 6). Отсутствие привноса железа со сточными водами Невинномысской ГРЭС подтверждено Решением Невинномысского городского суда от 11 мая 2016 г. № 12-67/2016 и Решением Ставропольского краевого суда от 13 июля 2016 г. по делу № 7а-858/2016 (приложение 7).
В соответствии с анализом данных контроля качества сточных вод за 2018 - 2020 год содержание загрязняющих веществ в сточных водах ПАО «Энел Россия» отсутствует, поскольку их привнос при использовании воды на станции отсутствует (приложение 8 – сводные таблицы).
Согласно проведенной инвентаризации и проекту ПДВ (стр. 36 таб. 3.3) склад мазута №1 имеет источники выделения (граф. 4, 5) в количестве 5 штук, в графах 10, 11 указаны источники выбросов в количестве 3 шт.
При обследовании с выездом на место установлено: склад мазута состоит из 5 резервуаров на каждом резервуаре установлен по 2 дыхательных клапана. Всего 10 дыхательных клапанов (10 источников выбросов).
Резервуарный склад, состоящий из 5 резервуаров мазута при инвентаризации учтен как один организованный источник выбросов.
В соответствии с инвентаризацией на мазутном хозяйстве определено 5 резервуаров, идентифицированных как площадной источник на основании п. 5.13 Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192). Из 5 резервуаров в расчет нормативов ПДВ включены 3, т. к. конструкция мазутного хозяйства такова, что одновременно не могут работать более 3-х резервуаров.
Проект ПДВ (приложение 9) прошел экспертизу и получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение от 18.11.2016 г. (приложение 10).
В плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017 – 2021 года в графе 9 вместо перечня конкретных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий фактически указан предполагаемый результат мероприятия.
Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности, указан в Приложении № 1 к Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811.
Формы таблиц в приказе Минприроды России от 28.11.2019г. №811 носят статус «Рекомендуемый образец». В Плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017 – 2021 гг. перечень конкретных мероприятий приведен после таблицы, поскольку объем текста значительный и не позволяет сохранить читаемый формат таблицы (представлен в ходе проверки). План мероприятий согласован Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края письмом от 18.09.2018 исх. № 04/1-7573 (Приложение 11).
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с проверочным листом, применяемым при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447, требованием, подлежащим проверке является проведение при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Требование о соответствии планов НМУ Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811, не является предметом проверки и не включено в проверочный лист.
Использование методик расчета, не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Инвентаризация выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и их источников проводилась 31.05.2016 и результаты ее утверждены в 2016 году (приложение 12), Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух утверждены приказом Департамента РПН по Северо-Кавказскому федеральному округу № 3028 от 15.12.2016 (приложение 13), Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 279 выдано Департаментом РПН по Северо-Кавказскому федеральному округу выдано 03.03.2017, т.е. до 11 ноября 2018 года (приложение 14), когда вступил в силу приказ Минприроды от 31.07.2018 341 «Об утверждении порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и до утверждения Минприроды России Перечня методик.
В соответствии с приложением № 18 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2021 № 109 до 1 июля 2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В этой связи результаты инвентаризации, установленные нормативы не могут быть признаны недостоверными.
Отсутствие учета выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (источники выбросов 0001, 0002, 0003, 0004).
Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (далее – Положение), в редакции, действовавшей в период установления нормативов ПДВ и получения разрешения от 03.03.2017 № 000031-В.
В соответствии с пунктом 8 Положения в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности разработка предельно допустимых веществ юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании пункта 11 Положения, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 ФЗ № 96 юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По состоянию на дату проведения инвентаризации, разработки нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс (период 2016 год - 03.03.2017) и на текущий момент в соответствии с приложением № 18 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников проводилась филиалом «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» в 2016 году и результаты ее утверждены 31.05.2016 года.
Инвентаризация выбросов паровых котлов и разработка нормативов осуществлялись в соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных (РД 153-34.0-02.313-98. М., СПО ОРГРЭС, 1998 г, далее – Инструкция по инвентаризации) и Инструкцией по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных РД 135-34.0-02.303-98 (далее – Инструкция по нормированию) (приложение 15). Ссылки на данные инструкции имеются в перечне литературы, на основании которой был разработан проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (приложение 16).
В соответствии с Инструкцией по инвентаризации при инвентаризации, проводимой совместно с нормированием выбросов, учету подлежат загрязняющие вещества, установленные Инструкцией по нормированию, и источники выделения загрязняющих веществ, приведенные в табл.1 данной инструкции.
На основании п. 2.1 Инструкции по нормированию и таблицей 1 Инструкции по инвентаризации учету и нормированию подлежат выбросы бенз(а)пирена только для котлов паропроизводительностью менее 30 т/ч.
Характеристика паровых котлов ПАО «Энел Россия» на филиале «Невинномысская ГРЭС» приведена в проекте ПДВ (приложение 17), все котельное оборудование имеет производительность более 30 т/ч.
В этой связи выбросы бенз(а)пирена не учтены при инвентаризации, разработке нормативов ПДВ и получении разрешения на выбросы, как не подлежащие учету и нормированию.
В соответствии с пунктом 53 Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2015 № 414, выдача письма с мотивированным отказом в установлении ПДВ и ВСВ осуществляется в случае выявления в заявлении или документах, указанных в подпункте "б" пункта 12 данного регламента, неполной, недостоверной или искаженной информации, в том числе в данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.
Нормативы допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу № 3028 15.12.2016 (приложение 18), основания для мотивированного отказа отсутствовали.
Таким образом, результаты инвентаризации с применением данных Инструкций приняты Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу полными, достоверными и с отсутствием недостоверной информации (п. 64 Административного регламента), то есть все источники выбросов и загрязняющие вещества, подлежащие учету и нормированию в отношении конкретного хозяйствующего субъекта выявлены в ходе инвентаризации, в отношении них в установленном порядке разработаны предложения по установлению нормативов ПДВ, которые утверждены уполномоченным органом государственной власти в установленном порядке.
Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 000031-В, выдано Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу выдано 03.03.2017, приказ 279 (приложение 14). Основания для мотивированного отказа в соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, также отсутствовали.
Применение положений Инструкций по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных в части определения перечня загрязняющих веществ, подлежащих учету и нормированию, принято Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу при установлении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы, в которых загрязняющее вещество бенз(а)пирен не учтено в качестве подлежащего учету и нормированию при выбросах от паровых котлов.
На основании изложенного, учет выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов не осуществлялся.
Лицо привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, указывает на то, что отбор проб на содержание бензапирена с котельного оборудования во время проверки - не производилось.
ПАО «Энел Россия» (филиал Невинномысская ГРЭС) в составе декларации о плате за 2018, 2019 год представлена недостоверная информация, а именно:
- в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» декларации о плате за НВОС за 2018, 2019 годы отсутствуют сведения о выбросе загрязняющего вещества «бенз(а)пирен» и, следовательно, плата за выброс указанного загрязняющего вещества не исчислена;
- в разделе 2 «Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» декларации о плате за НВОС за 2018, 2019 годы отсутствуют сведения о фактическом сбросе загрязняющих веществ: взвешенные вещества, хлорид – ион, сульфат- ион, нефтепродукты, железо и, следовательно, плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты не исчислена;
- в разделе 3 «Размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за НВОС за 2018, 2019 годы, отсутствуют сведения об образовании и дальнейшем движении видов отходов «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов», плата за размещение вида отхода 4 класса опасности «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком» не исчислена.
В соответствии с пунктом 12(1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, осуществляют плату за выброс загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов на основании разрешений на выбросы, сбросы и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В Разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 000031-В от 03.03.2017, выданном Департаментом РПН по Северо-Кавказскому федеральному округу (приложение 14), бензапирен отсутствует (позиция изложена выше).
Лицо привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, указывает на то, что отбор проб на содержание бензапирена с котельного оборудования во время проверки - не производилось, т.е. контролирующим органом не установлено наличие бензапирена в выбросах ПАО «Энел Россия».
Контроль качества сточных вод, а именно концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, ПАО «Энел Россия» осуществляет ежеквартально в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, утвержденным приказом МПР РФ № 205 от 08.07.2009.
В соответствии с формой 3.3 порядка при учете качества сточных вод учитывается только то количество загрязняющих веществ, которое поступило в водный объект в результате использования воды. То есть общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
В соответствии с анализом данных контроля качества сточных вод за 2018 - 2020 год содержание загрязняющих веществ в сточных водах ПАО «Энел Россия» отсутствует, поскольку их привнос при использовании воды на станции отсутствует (приложение 8).
Позиция по данному вопросу изложены выше.
В отношении образования отходов «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком», «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов»:
На филиале «НГРЭС» ПАО Энел Россия» в результате атмосферных осадков в виде дождя и снега образуются сточные воды от мазутного хозяйства, содержащие нефтепродукты.
Подтоварная вода, сливаемая из приемных мазутных баков и мазутных баков, для снижения процента влаги в мазуте, откачивается в канализацию замазученных стоков, в эту же канализацию с территории мазутного хозяйства поступают сточные воды от мазутного хозяйства, содержащие нефтепродукты.
Данные сточные воды, содержащие нефтепродукты, по трубопроводам направляются в баки замазученной воды химического цеха и далее поступают на установку очистки замазученных вод.
Очистка замазученных вод проводится на отстойнике, флотаторе и фильтрах очистки по 2-м ступеням, в результате чего образуются отходы «осадки, шлам флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более» код по ФККО 7 23 301 01 39 3. Очищенная вода поступает в цикл водоподготовки химического цеха.
ПАО «Энел Россия» обеспечивает очистку замазученных сточных вод, вовлекая очищенные воды в производственный цикл и удаляя в соответствии с данным Федеральным законом образующийся отход - «осадки, шлам флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более», код по ФФКО 7 23 301 01 39 3», идентифицировав их соответственно в качестве отхода производства, определив вид отхода в соответствии с ФККО, оформив паспорт и удаляя их путем размещения на шламоотвале (секция замазученных стоков) (копия паспорта и лицензии на размещение данного вида отходов прилагаются).
Система отвода замазученных стоков и установка очистки замазученных вод в соответствии с эксплуатационной документацией не предназначена для удаления отходов и их утилизации, а обеспечивает очистку сточных вод.
Процесс очистки замазученных сточных вод, как отходообразующий процесс, описан в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором рассчитаны нормативы образования и лимиты на размещение отхода «осадки, шлам флотационной очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более», код по ФФКО 7 23 301 01 39 3». Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по СКФО от 25.10.2018 № 1582 при отсутствии оснований для отказа (приложение 19).
При этом, в ходе проведения выездной проверки сточные воды мазутного хозяйства не отбирались для проведения лабораторных исследований, соотнесение их классификационных признаков с ФККО не проведено.
Таким образом, факт образования отхода «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов» и способ его удаления в соответствии с ФЗ № 89 не установлены и не подтверждены материалами дела.
В отношении факта образования «отхода (осадка) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком (код 6181010394) и его размещения в шламонакопителе без соответствующей лицензии поясняем следующее.
В технологическом процессе очистки оборудования котельного оборудования образуется отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС,ТЭЦ, котельных малоопасный» код по ФККО 6 18 902 02 20 4, который и размещается в шламонакопителях.
Паспорт на отход разработан в 2015 г в соответствии ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (приложение 20), и направлен в уведомительном порядке в Росприроднадзор 27.04.2015. Качественный и количественный состав отхода определен путем отбора проб из шламокакопителя РВП. Технологический процесс образования данного отхода не изменился.
ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, содержит аналогичный вид отхода. Правовые основания для пересмотра действующего паспорта отсутствовали.
Инвентаризация образующихся отходов, разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получение документа об утверждении ПНООЛР (утвержден приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 25.10.2018 №1582, приложение 21), в которых учтен отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС,ТЭЦ, котельных малоопасный» код по ФККО 6 18 902 02 20 4, обеспечены в 2018 году.
В ходе проведения проверки отходы, образуемые при очистке котельного оборудования, не отбирались для проведения лабораторных исследований, факт образования отхода «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно- теплового оборудования известковым молоком (код по ФККО 61810101394)» не установлен и не подтвержден.
В ПАО «Энел Россия» в установленном порядке идентифицирован отход «золосажевые отложения при очистке оборудования ТЭС,ТЭЦ, котельных малоопасный» код по ФККО 6 18 902 02 20 4, его размещение осуществляется на основании лицензии (приложение 22).
ПАО «Энел Россия» (филиал Невинномысская ГРЭС) представлена недостоверная информация в составе характеристик объектов размещения отходов, по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году, а именно: в строке 11 «Основные виды отходов, размещаемые на ОРО» отсутствуют сведения о виде отхода «отходы (осадок) нейтрализации промывных вод котельно-теплового оборудования известковым молоком» (Пояснения см. выше).
При рассмотрении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. (Невинномысская ГРЭС) установлено, что п. 2 столбцы 2, 3, 11 таблицы 2.2 отчета ПЭК за 2019 г. в нарушение требований приказа Минприроды России от 14.06.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Приказ Минприроды России №261), не содержит сведений об источниках загрязнения окружающей среды, а именно:
- номер структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 2 таблицы 2.2);
- наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 3 таблицы 2.2);
- общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса (столбец 11 таблицы 2.2)
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. заносился в старом личном кабинете природопользователя. На наши обращения в helpdesk@rpn.gov.ru были получены ответы: «Отчет ПЭК формируется в Модернизированном личном кабинете по ссылке https://lk.rpn.gov.ru. Миграция отчетов из старого личного кабинета не предусмотрена» и «На текущий момент заявки/декларации/отчеты в Личном кабинете природопользователя имеется возможность сформировать и направить только без использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Эту отчетность необходимо направить без ЭЦП, затем распечатать и с необходимыми печатями и подписями предоставить в Территориальный орган Росприроднадзора».
Отчет был распечатан из личного кабинета, подписан и направлен по почте.
Внесенные данные по столбцам 2, 3, 11 таблицы 2.2 не отразились в бумажном варианте Отчета, возможно из-за сбоя в программном обеспечении.
Отчет за 2018 год предоставлен с внесенными данными во всех столбцах таблицы 2.2.
Представлены в отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления искаженные сведения полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.3) за 4 квартал 2017, за 1-4 квартал 2018 г., за 1-4 квартал 2019г.;1-3 квартал 2020г., а именно фактический сброс загрязняющих веществ (по 3 сбросам)
В рамках предоставления ежеквартальной отчетности по форме 3.3. Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", в столбцах № 14, 15 фактический сброс загрязняющих веществ по выпускам № 1,2,3 указаны «0» значения, т.к. привнесение загрязняющих веществ в сточные воды от деятельности филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» отсутствует. Качество вод - нормативно-чистые (без очистки), что зафиксировано в форме 3.2.
Согласно Приложениям (формы 3.2, 3.3) к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному приказом Минприроды России от 08 июля 2009 г. № 205, при учете загрязняющих веществ указывается только то их количество, которое поступило в водный объект в результате использования воды (общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Представлены в отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления искаженные сведения об использовании воды 2-ТП (водхоз) за 2017, 2018, 2019 г.г., отсутствует информация в разделе водоотведение о содержании загрязняющих веществ в отведенных водах (по 3 сбросам)
Отсутствие информации о содержании загрязняющих веществ в разделе «водоотведение» в сведениях об использовании воды 2-ТП (водхоз) обусловлено тем, что привнесение загрязняющих веществ в сточные воды от деятельности филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» относительно забранной воды отсутствует. Это подтверждено протоколами измерений. Данные сведены в таблицы по количеству загрязнений в сточных водах и водозаборах за 2018, 2019, 2020 гг. (приложение 8).
В Графике аналитического контроля за качеством нормативно - чистых вод (без очистки сточных вод) филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» и их влияние на качество воды в водных объектах, утвержденном заместителем директора по производству – главный инженер филиала «Невинномысская ГРЭС», согласованный с КБВУ, в перечне определяемых компонентов отсутствует показатель – железо.
В соответствии с требованиями к разделу 5 программы ПЭК, предусмотренными Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74, сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект, представляются в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205 (далее – Порядок), который действовал в промеряемых период.
Подраздел программы ПЭК по производственному контролю в области охраны и использования водных объектов должен содержать программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, разработанную в соответствии с данным Порядком.
В соответствии с пунктом 4 Примечания к форме 2.2. Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод Порядка, журнал заполняется по результатам анализа сточных вод и (или) дренажных вод в соответствии с согласованной программой, указанной в пункте 13 Порядка.
В соответствии с данным пунктом Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объем и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
В перечне определяемых показателей качества сточных вод и природных вод Программ проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод загрязняющего вещества – железо отсутствует, поскольку оно отсутствует в разрешениях на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 000039-С, № 000038-С, № 000040-С от 27.07.2017 года (приложение 6).
Данные программы филиала «Невинномысская ГРЭС» (по выпуску № 1 (зимний сбросной канал), выпуску № 2, выпуску № 3), в том числе перечень определяемых ингредиентов, согласованы 25.10.2017 Кубанским бассейновым водным управлением Росводресурсов и не содержат в перечне определяемых показателей качества сточных и природных вод загрязняющее вещество – железо.
Таким образом, не были нарушены условия ни одного из разрешительных документов, выданных (утвержденных, согласованных) филиалу «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании изложенного менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 просит суд постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021 года, а также Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/6 - отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
В судебном заседании менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 частично признала вину в нарушении должностных обязанностей в сокрытие или искажение экологической информации следующих пунктов:
- сведения об использовании газоочистных установок Циклон СИОТ-2, применяемые на участке погрузки (разгрузки) извести не внесены в сведения о применяемых технических средствах по обезвреживанию выбросов;
- результаты проведенной инвентаризации и проекту ПДВ склад мазута №1 имеет источники выделения (граф. 4, 5) в количестве 5 штук, в графах 10, 11 указаны источники выбросов в количестве 3 шт, которой установлено, что : склад мазута состоит из 5 резервуаров на каждом резервуаре установлен по 2 дыхательных клапана. Всего 10 дыхательных клапанов (10 источников выбросов).
- использование методик расчета, не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
- отсутствие учета выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (источники выбросов 0001, 0002, 0003, 0004).
- при рассмотрении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. (Невинномысская ГРЭС) установлено, что п. 2 столбцы 2, 3, 11 таблицы 2.2 отчета ПЭК за 2019 г. в нарушение требований приказа Минприроды России от 14.06.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Приказ Минприроды России №261), не содержит сведений об источниках загрязнения окружающей среды, а именно: номер структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 2 таблицы 2.2); наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 3 таблицы 2.2); общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса (столбец 11 таблицы 2.2);
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 в судебное заседание, не явилась, но была извещена надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Суд, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 69 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя - наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля и результатах ее осуществления; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам внеплановой выездной проверки Департамента Росприроднадзора по СКФО установлено, что должностное лицо - менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1, ненадлежащее исполнены должностные обязанности по обеспечению соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности предприятия.
Указанные обстоятельства послужили одним из оснований для привлечения должностного лица - менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
В этой связи, Росприроднадзором в сведениях о стационарных источниках выбросов указано, что организованный источник выбросов (заточной станок диаметром 350 мм) № 0606 не учтенный в инвентаризации источников при инвентаризации, проведенной в 2016 г. и проекте ПДВ и что в ходе проведения проверки при выезде на объект установлено, что данный источник выбросов фактически отсутствует.
Как установлено судом, что по итогам новой инвентаризации и полученного Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 0000031-В на основании приказа от 03.03.2017 № 279 при актуализации заявки в 2018 году (заявка от 29.11.2018, Регистрационный номер 2238770) источник был показан с новым номером № 6613, в связи с чем 13.11.2020 заточной станок был списан на основании акта списания израсходованных материальных ценностей, что подтверждается актом о списании.
Кроме того, контроль качества сточных вод, а именно концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, ПАО «Энел Россия» осуществляет ежеквартально в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод и их качества, утвержденным приказом МПР РФ № 205 от 08.07.2009.
В соответствии с формой 3.3 порядка при учете качества сточных вод учитывается только то количество загрязняющих веществ, которое поступило в водный объект в результате использования воды. То есть общее количество содержащихся в сбрасываемой воде загрязняющих веществ уменьшается на количество этих веществ, содержащихся в воде, забранной из того же водного объекта).
Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № 0040-С, 000039-С, 000038-С от 27.07.2017 г., выданные Департаментом РПН по СКФО, не содержат железо в перечне веществ. Отсутствие привноса железа со сточными водами Невинномысской ГРЭС подтверждено Решением Невинномысского городского суда от 11 мая 2016 г. № 12-67/2016 и Решением Ставропольского краевого суда от 13 июля 2016 г. по делу № 7а-858/2016.
В соответствии с анализом данных контроля качества сточных вод за 2018 - 2020 год содержание загрязняющих веществ в сточных водах ПАО «Энел Россия» отсутствует, поскольку их привнос при использовании воды на станции отсутствует, что установлено судом и подтверждается Приложением 8 – в сводных таблицах.
Также, Росприроднадзором указано на то, что в плане мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ на 2017 – 2021 года в графе 9 вместо перечня конкретных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий фактически указан предполагаемый результат мероприятия.
Как установлено судом, что требование о соответствии планов НМУ Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 г. № 811, не является предметом проверки и не включено в проверочный лист.
Кроме того, указание на нарушение, что ПАО «Энел Россия» (филиал Невинномысская ГРЭС) в составе декларации о плате за 2018, 2019 год представлена недостоверная информация, не нашли своего подтверждения в сужебном заседании, так как судом установлено, что отбор проб на содержание бензапирена с котельного оборудования во время проверки - не производилось, т.е. контролирующим органом не установлено наличие бензапирена в выбросах ПАО «Энел Россия».
Также, Росприроднадзором указано на то, что представленные в отдел водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления искаженные сведения полученные в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.3) за 4 квартал 2017, за 1-4 квартал 2018 г., за 1-4 квартал 2019г.;1-3 квартал 2020г., а именно фактический сброс загрязняющих веществ (по 3 сбросам), а также искаженные сведения об использовании воды 2-ТП (водхоз) за 2017, 2018, 2019 г.г., отсутствует информация в разделе водоотведение о содержании загрязняющих веществ в отведенных водах (по 3 сбросам).
При этом указано, что в Графике аналитического контроля за качеством нормативно - чистых вод (без очистки сточных вод) филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» и их влияние на качество воды в водных объектах, утвержденном заместителем директора по производству – главный инженер филиала «Невинномысская ГРЭС», согласованный с КБВУ, в перечне определяемых компонентов отсутствует показатель – железо.
Как установлено судом, в перечне определяемых показателей качества сточных вод и природных вод Программ проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод загрязняющего вещества – железо отсутствует, поскольку оно отсутствует в разрешениях на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты № 000039-С, № 000038-С, № 000040-С от 27.07.2017 года
Таким образом, филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» не были нарушены условия ни одного из разрешительных документов, выданных (утвержденных, согласованных) филиалу «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
При этом, доказательств обратного, в ходе судебного заседания представлено не было.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Однако, в судебном заседание установлено, что имеют место быть и нарушения, а именно:
- сведения об использовании газоочистных установок Циклон СИОТ-2, применяемые на участке погрузки (разгрузки) извести не внесены в сведения о применяемых технических средствах по обезвреживанию выбросов;
- результаты проведенной инвентаризации и проекту ПДВ склад мазута №1 имеет источники выделения (граф. 4, 5) в количестве 5 штук, в графах 10, 11 указаны источники выбросов в количестве 3 шт, которой установлено, что : склад мазута состоит из 5 резервуаров на каждом резервуаре установлен по 2 дыхательных клапана. Всего 10 дыхательных клапанов (10 источников выбросов).
- использование методик расчета, не включенных в перечень методик расчета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
- отсутствие учета выбросов бенз(а)пирена при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от паровых котлов (источники выбросов 0001, 0002, 0003, 0004).
- при рассмотрении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019 г. (Невинномысская ГРЭС) установлено, что п. 2 столбцы 2, 3, 11 таблицы 2.2 отчета ПЭК за 2019 г. в нарушение требований приказа Минприроды России от 14.06.2018 №261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Приказ Минприроды России №261), не содержит сведений об источниках загрязнения окружающей среды, а именно: номер структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 2 таблицы 2.2); наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) (столбец 3 таблицы 2.2); общее количество случаев превышения предельно допустимого выброса или временно согласованного выброса (столбец 11 таблицы 2.2);
О чем также в судебном заседание указал и менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1.
При этом, указанные обстоятельства также послужили основанием для привлечения должностного лица - менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность указанного лица в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Действия менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 правильно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Административное наказание назначено должностному лицу в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела.
Доказательства наличия объективных причин невозможности соблюдения юридическим лицом выше указанных требований в материалах дела отсутствуют, какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину в совершении вменяемого правонарушения, судом не установлены.
Таким образом, вина должностного лица менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ нашла свое объективное подтверждение в судебном заседании.
Нарушений норм процессуального права не допущено в связи с чем, законных оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 по делу об административном правонарушении от 16.04.2021 года, не имеется. При этом, при вынесении обжалуемого постановления, лицом выносившим постановление, была дана надлежащая оценка представленным возражениям с приложениями.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что постановление 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021 старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 о привлечении должностного лица менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, не подлежит отмене, так как вынесено законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 на постановление 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 о привлечении менеджера по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без удовлетворения.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 26-21-09-04-88Пл-А/033-1220/1-041/5 от 16.04.2021, которым менеджер по экологии филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО «Энел Россия» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей – без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольском краевом суде через Невинномысский городской суд Ставропольского края в течение 10 суток.
Судья С.В.Песков