ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-310/2021 от 05.04.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№12-310/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Гончарова Ю.С.

рассмотрев административный материал по протесту прокурора города Астрахани на определение управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по делу об административном правонарушении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 4 февраля 2021 года

У с т а н о в и л :

Прокурор г. Астрахани обратился в суд с протестом на определение управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по АО) по делу об административном правонарушении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 4 февраля 2021 года указав, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по результатам выявлены нарушения по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Б. Алексеева, в связи с чем 28.01.2021 в адрес УФАС России по АО направлена информация о наличии в действиях должностных лиц управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ. Письмом Федеральной антимонопольной службы России от 22.03.2018 №РП/19241/18 «О применении ч.7 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрено, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, выступает как должностное лицо заказчика, так и исполнитель по контракту, ответственный за исполнение обязательств, неисполнение которых повлекло причинение вреда охраняемым законом интересам общества и государства.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Астрахани Шафеева Г.Р. доводы протеста поддержала в полном объеме.

Представитель УФАС по АО ФИО1 просила оставить определение без изменения, а протест без удовлетворения.

Представитель управления по капительному строительству ФИО2 также не согласилась с доводами протеста.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что протест удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, что предусмотрено ст.24.1 КоАП РФ.

Как предусмотрено ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждения дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч.7 ст.7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании 22.11.2019 года управлением по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» заключен муниципальный контракт №617 с ООО «Стройгарант» на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Б. Алексеева на участке от ул. ФИО6 до ул. ФИО5 в Кировском районе г. Астрахани. Цена контракта составляет 212 428 354,12 руб. Срок выполнения работ 01.10.2020 года. Проектная документация на выполнение работ по капитальному ремонту данной автомобильной дороги разработана ООО «РостовПроект» в рамках муниципального контракта №132, заключенного управлением по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» 10.09.2018 года. В рамках подготовки проектной документации в соответствии с техническим заданием муниципальным заказчик осуществляется сбор исходной документации для направления проектировщику, в том числе сведения о переустройстве сетей. В связи с проектированием объекта по ул. Б. Алексеева управлением по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» 20.09.2018 за подписью заместителя начальника управления ФИО3 в ООО «Астраханские тепловые сети» запрошены технические условия на пересечения сетей, находящихся в зоне проектирования объекта. Письмом от 17.10.2018 года №10-01/3095 за подписью главного инженера ФИО4 в адрес управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» направлены технические условия на перекладку тепловой сети с бесканального на канальный в монолитном железобетонном непроходном лотке, а также сообщено о необходимости согласования в дальнейшем проектной документации с собственником сетей. Муниципальным заказчиком планировалось проведение капитального ремонта автомобильной дороги, лимиты на перекладку тепловых сетей не предусматривались, технические условия проектировщику не направлялись. В силу п.п. 9.13, 9.14 «СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (далее - Правил) бесканальная прокладка тепловых сетей при подземном пересечении железных, автомобильных, магистральных дорог, улиц, проездов общегородского и районного значения, а также улиц и дорог местного значения, трамвайных путей и линий метрополитена не допускается. Длину каналов, тоннелей или футляров в местах пересечений необходимо принимать в каждую сторону не менее чем на 3 м больше размеров пересекаемых сооружений, в том числе сооружений земляного полотна железных и автомобильных дорог. Согласно представленным проектировщику топографическим материалам и плану застройки территории, содержащим сведения о расширении дороги, тепловые сети проходят вдоль и в створе ул. Б. Алексеева и пересекают ее в двух местах. Но при этом сведения о существующей прокладке тепловых сетей бесканальным способом до проектировщика должностными лицами управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» не доведены, в результате чего при разработке проектной документации это не было учтено. На основании разработанной проектной документаций подрядная организация ООО «Стройгарант» в ноябре 2019 года приступила к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Б. Алексеева. В феврале 2020 года работы на объекте приостановлены по причине отсутствия усиления защиты тепловых сетей ООО «АТС». Таким образом, должностные лица: управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань», достоверно зная о наличии на участке автомобильной дороги тепловых сетей, проложенных без усиления защиты, что является нарушением вышеприведенных Правил, заключили муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Б. Алексеева на участке от ул. ФИО6 до ул. ФИО5 и предоставили подрядной организации строительный участок для производства капитального ремонта, что заведомо привело к неисполнению муниципального контракта. По соглашению сторон 24.12.2020 муниципальный контракт № 196 между сторонами расторгнут. Процент готовности объекта составляет 40 %.

Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», по результатам выявлены нарушения по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги по ул. Б. Алексеева, в связи с чем 28.01.2021 в адрес УФАС России по АО направлена информация о наличии в действиях должностных лиц управления по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.

По результатам проведенной проверки в УФАС по АО направлены сведения о нарушении управлением по капитальному ремонту и строительству администрации МО «Город Астрахань» ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, подрядные строительные работы (статья 740 ГПК), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГПК), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

В соответствии с муниципальным контрактом от 10.09.2018 №132, заключенного между управлением по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» и ООО «РостовПроект» на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул.Б.Алексеева на участке ул. ФИО6 до ФИО5 в Кировском районе г. Астрахани» осуществлена разработка названной проектной документации в соответствии с п.3.2 муниципального контракта был установлен с 10.09.2018 по 01.10.2018.

В рамках проектируемого капитального ремонта вышеуказанного участка дороги, предусматривалась укладка гильз в теле дороги, параллельно существующих инженерных коммуникаций для последующей, в случае необходимости, прокладки в них инженерных сетей, подлежащей замене.

В рамках указанного муниципального контракта УФАС по АО в адрес 10.05.2018 №30-10-01-673, от 07.06.2018 №30-10-01-915 ООО «Астарханские тепловые сети», в адрес других собственников, балансодержателей инженерных сетей направлены обращения с информацией о предстоящих работах по капитальному ремонту указанного объекта и необходимости проведения мероприятий по инвентаризации и в случае, необходимости, проведения работ, по переносу сетей ООО «Астраханские тепловые сети».

Однако, ответов на данные обращения в адрес заказчика не поступало.

Одним из доводов протеста прокурора г. Астрахани служит письмо Федеральной антимонопольной службы России от 22.03.2018 №РП/19241/18 «О применении ч.7 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрено, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, выступает как должностное лицо заказчика, так и исполнитель по контракту, ответственный за исполнение обязательств, неисполнение которых повлекло причинение вреда охраняемым законом интересам общества и государства.

Вместе с тем, в соответствии с части 7 ст.32 КоАП РФ ответственность заказчика предусмотрена лишь за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием (бездействием), повлекшим неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, а не бездействием в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности.

Привлечение к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрено только за невыполнение контрактных обязательств. Однако все возложенные на управление контрактом обязательства последнее выполнило. Наличие тепловых сетей, требующих переноса, принадлежащих ООО «Астраханские тепловые сети», препятствующих дальнейшему проведению работ, не может быть основанием для привлечения к административной ответственности должностных лиц управления по ч.7 ст. 7.32 КоАП РФ.

Кроме того, в настоящее время контракт расторгнут, работы не ведутся.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения протеста прокурора г. Астрахани не имеется, и в его удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Определение управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по делу об административном правонарушении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 4 февраля 2021 года оставить без изменения, протест прокурора г. Астрахани без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток.

Судья: Ю.С. Гончарова