ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-310/2021 от 11.03.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-001525-92

№12-310/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Якутск 11 марта 2021 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Иванова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой» городского округа г.ЯкутскФИО1 на постановление заместителя министра финансов РС(Я) ФИО2 от ____ 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой» городского округа г.ЯкутскФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Обжалуемым постановлением директор МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой» ГО г.ЯкутскФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на отсутствие доказательств совершения правонарушения, вины должностного лица, контрольным органом не установлено фактов направления бюджетных средств на иные цели, кроме организации питания детей осеннего оздоровительного лагеря.Так, должностное лицо учреждения действовало согласно указаниям и приказов Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 года, от ____.2019 года, в соответствии с которыми Управление образования обязало муниципальные образовательные учреждения ГО «город Якутск» открыть лагеря дневного пребывания во время осенних каникул и обеспечить двухразовое питание в день на одного ребенка в размере 195 руб. за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я). Обстоятельства административно-управленческого аспекта подчиненности учреждений образования Управлению образования Окружной администрации города Якутска, контрольным органом не исследован. Юридическое лицо и его руководитель действовали во исполнение указаний Учредителя.

В судебном заседании защитник адвокат Таюрский Г.В. доводы жалобы поддержал. Пояснил о том, что учреждение не допустило нецелевое использование бюджетных средств, направило их на питание детей интеллектуального лагеря. Руководитель действовал во исполнение обязательных для него указаний и приказов Управления образования. У должностного лица отсутствовал умысел, что исключает состав административного правонарушения. Согласно приказу от ____.2020 года назначено проведение камеральной проверки в ГО «город Якутск» за период 2018-2019 годы в соответствии с Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 года №2557 «О Порядке осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия)» в составе проверочной группы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Срок проведения проверки с ____.2020 года по ____.2020 года (___ рабочих дней). В соответствии с п.28 данного Порядка, контрольное мероприятие проводится на основании приказа о его назначении, в котором указывается, кроме того, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия. Датой контрольного мероприятия является дата начала контрольных действий, датой окончания дата подписания акта. Согласно п.17 Порядка, встречные проверки назначаются и проводятся в соответствии с настоящим Порядком, а также в порядке, установленном для выездных или камеральных проверок соответственно. Приказом от 24.07.2020 года приостановлено проведение встречных проверок на основании пункта 59 Порядка, при этом данным пунктом предусмотрено приостановление проведения выездной проверки (ревизии) министром (заместителем министра) финансов РС (Я) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, в том числе, на период проведения встречной проверки и (или) обследования. В данном случае, речь идет о встречных проверках в рамках камеральной проверки, приостановление сроков проведения которых п.59 Порядка не предусмотрено. Ни в приказе, ни в материалах дела как самого мотивированного обращения, так и ссылок на него нет. Пунктом 17 порядка установлен пресекательный срок проведения встречных проверок, который не может превышать 20 рабочих дней. В нарушение установленного Порядком срока, встречные проверки проводились в период с ____.2020 по ____.2020 года, то есть ___ рабочих дней. Проверка проведена неуполномоченным составом, акт встречной проверки подписан неуполномоченным приказом лицом ФИО8

Представитель Министерства финансов РС (Я) по доверенности ФИО5 в судебном заседании, ссылаясь на необоснованность приведенных в жалобе доводов, просила оставить постановление без изменения. Пояснила о том, что руководитель учреждения допустил нецелевое использование бюджетных средств, направив на осенний лагерь детей, что не предусмотрено распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 года №588р, поэтому ссылка на приказы Управления образования необоснованна, денежные средства не были возвращены.

Выслушав пояснения сторон, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджетабюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии с ч.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2). Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абз.4).

Установлено, что на основании приказа Министерства финансов РС (Я) от ____.2020 в период с ____.2020 года по ____.2020 года в отношении МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой» ГО г.Якутск (далее Учреждение) проведена встречная проверка соблюдения условий соглашений, заключенных в целях исполнения соглашений о предоставлении средств из государственного бюджета РС (Я) за период 2018-2019 года.

Проведение встречной проверки приостанавливалось с ____.2020 года на основании приказа Министерства финансов РС (Я) от ____.2020 и возобновлено на основании приказа Министерства финансов РС (Я) от ____.2020 .

____.2020 года по результатам проверки проверочной группой Министерства финансов РС (Я) составлен Акт, в котором сделан вывод о том, что учреждение не произвело возврат не использованных в текущем году остатков субсидий, что прописано в п.2.3.4 Соглашения, при этом остаток средств после организации летнего отдыха направило на питание детей в осеннем лагере 2019 года, финансирование которого не было предусмотрено Порядком расходования субсидии №588р., то есть допущено нецелевое использование учреждением субсидии из государственного бюджета РС (Я).

____.2020 года по данному факту главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов РС (Я) в отношении должностного лица учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.

____.2020 года обжалуемым постановлением заместителя министра финансов РС (Я) должностное лицо учреждения привлечено к административной ответственности по вмененному административному правонарушению с назначением административного наказания в виде административного штрафа. Основанием к этому приведено следующее, руководитель учреждения допустил нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я), поскольку в нарушение п.5.2 и п.5.9 Порядка №588р после организации летнего отдыха остаток средств субсидии на сумму 306 930 руб. направило на питание детей в осеннем лагере, который отсутствует в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году, не предусмотренные Порядка №477.

Установлено, что Постановлением Правительства РС (Я) от 25.12.2013 №477 в п.3.8 Министерству образования и науки РС (Я) поручено формировать и вести реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.

Приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 27.05.2019 №01-10/732 утвержден реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году. П.3.2 приказа уполномоченным органам, реализующим проведение оздоровительной кампании в муниципальных районах и городских округах РС (Я), поручено не допускать открытие несанкционированных организаций отдыха, независимо от форм собственности, находящихся на территории муниципального района и городского округа.

Постановлением Правительства РС (Я) от 25.12.2013 №477 в п.2.2 утвержден Порядок предоставления и распределения органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) субсидий на организацию отдыха детей в каникулярное время (далее Порядок №477).

В соответствии с подп. «в» п.2.7 Порядка №477 одним из условий предоставления субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) является наличие муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства муниципальных образований по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе решать органы местного самоуправления и на исполнение которых предоставляются субсидии.

Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 09.04.2019 №588р «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2019 году на территории городского округа «город Якутск» (далее Распоряжение №588р) Управление образования Окружной администрации города Якутска определено уполномоченным органом, реализующим проведение детской оздоровительной кампании на территории городского округа.

Согласно п.2 Распоряжения №588р период летнего активного отдыха и оздоровления детей «Лето-2019» определен с ____.2019 года.

В соответствии с п.4 Распоряжения №588р нормы расходов на питание одного ребенка утверждены в следующих размерах, кроме того, в оздоровительных лагерях дневного пребывания – 195 руб.Согласно п.5 Распоряжения №588р определены источники проведения мероприятий по обеспечению занятости, оздоровления и отдыха детей и подростков: - средства, предусмотренные в бюджете городского округа на 2019 год в сумме 19 336 524,23 руб.; - средства государственного бюджета РС (Я) в сумме 19 720 000,00 руб.

Пунктом 6 Распоряжения № 588р утвержден Порядок расходования субсидий из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления детей городского округа (далее Порядок №588р).

Согласно п. 7 Распоряжения № 588р Управлению образования поручено:

-организовать отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, состоящих на профилактическом учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Окружной администрации, Отделении участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних межмуниципального управления МВД РФ «Якутское», в сумме 2 102 000,00 руб. (п. 7.4);

-организовать отдых и оздоровление детей в оздоровительных лагерях, расположенных на территории Республики Крым и Краснодарского края, в сумме 6 000 000,00 руб. (п. 7.5).

В соответствии с п.1.4 Порядка №588р органом, осуществляющим расходование средств на проведение и организацию оздоровительной кампании детей в пределах выделенных бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели, является Управление образования Окружной администрации города Якутска.

В соответствии с п.1.5 Порядка №588р средства, полученные в форме субсидий, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.

Согласно п.1.6 Порядка №588р Управление образования Окружной администрации города Якутска несет полную ответственность за целевой использование субсидий из государственного бюджета РС (Я).

В соответствии с п.5.2 Порядка №588р финансирование расходов по организации летнего отдыха детей в части заработной платы работников и обеспечение питанием производится: - за счет средств субсидий из государственного бюджета РС (Я), за счет внебюджетных средств - средств родителей (законных представителей).

В соответствии с п.5.4 Порядка №588р Управление образования Окружной администрации города Якутска за счет субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию отдыха и оздоровления детей доводит денежные средства на организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей до муниципальных образовательных учреждений городского округа, обеспечивающих организацию летнего отдыха.

Согласно п.5.9 Порядка №588р муниципальные образовательные учреждения городского округа, обеспечивающие организацию летнего отдыха в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, производят оплату труда работникам, занятым в организации летнего отдыха, оплату стоимости набора продуктов питания в лагерях дневного пребывания и организуют приготовление полноценного горячего питания на базе образовательного учреждения.

Согласно п.5.11 Порядка №588р в случае не использования либо неполного использования субсидий государственного бюджета РС (Я), перечисленных в соответствии с разделом 5 Порядка на цели, установленные Порядком, учреждения обязаны возвратить их на лицевой счет Управления образования не позднее 15 сентября текущего года.

Между Управлением образования Окружной администрации города Якутска и Учреждением заключены Соглашения б/н от ____.2019 о предоставлении целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено предоставление 566 586 руб. Соглашениями внесены изменения в объеме финансирования мероприятия:

-б/н от ____.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 956 586 руб.;

-б/н от ____.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 663 969 руб.;

-б/н от ____.2019 об увеличении предоставленной целевой субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, в соответствии с которым Учреждению предусмотрено 780 969 руб.

Управлением образования Окружной администрации города Якутска Учреждению были перечислены средства субсидии на сумму 780 969 руб.

В Учреждении были открыты лагеря, которые имелись в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году:

-приказом от ____.2019 года оздоровительный лагерь дневного пребывания для ___ детей в период с ____.2019 года;

-приказом от ____.2019 года дополнительный отряд оздоровительного лагеря дневного пребывания для ___ детей в период с ____.2019 года, при этом в Реестр организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году лагерь включен с охватом в ___ детей.

В Учреждении был открыт лагерь, который не перечислен в Реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в 2019 году:

-интеллектуальный лагерь дневного пребывания в период осенних каникул с ____.2019 года для ___ детей.

Кассовое исполнение Учреждения по средствам субсидии составило 780 969 руб., в том числе:

- 474 039 руб. на летний лагерь дневного пребывания, из них: - 316 953 руб. на питание детей, - 157 086 руб. на оплату труда и страховых взносов работников;

- 306 930 руб. на питание детей осеннего лагеря дневного пребывания.

Также установлено, что Приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 , поручено руководителям муниципальных образовательных учреждений городского округа «город Якутск», указанным в приказе, открыть лагеря дневного пребывания в каникулярное время согласно настоящему приказу, обеспечить двухразовое питание в размере 195 руб. в день на одного ребенка за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я) на организацию отдыха и оздоровления в полном объеме, обеспечить целевое и своевременное освоение выделенных средств.

В Приложении №4 к данному приказу в перечне лагерей дневного пребывания, открываемые в период осенних каникул, включено МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой».

Во исполнение приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 (приложение №4), Учреждением издан приказ об открытии лагеря дневного пребывания в период осенних каникул для детей с ____.2019 года.

Использование учреждением средств на исполнение приказов подтверждено соответствующими договорами, товарными накладными, счетами.

Приказом Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2010 года ФИО1 назначена на должность директора Учреждения.

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств вины должностного лица во вменяемом ему административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть субъективной стороны деяния.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 15.14 КоАП РФ характеризуется исключительно умыслом.

В данном случае, должностное лицо учреждения действовало во исполнение приказа учредителя - Управления образования Окружной администрации города Якутска от ____.2019 года, соглашения б/н от ____.2019 года об открытии муниципальными образовательными учреждениями ГО «город Якутск», в том числе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой», лагерей дневного пребывания во время осенних каникул и обеспечении питанием в день на одного ребенка в размере 195 руб. за счет средств субсидии из государственного бюджета РС (Я).

Таким образом, приказами Управления подтверждена легитимность расходования Учреждением заявленных средств субсидии из государственного бюджета РС (Я). Доказательств намеренного нецелевого использования бюджетных средств в материалах дела не имеется, умысел руководителя учреждения на совершение правонарушения не установлен, что исключает субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и, соответственно, наличие состава вмененного административного правонарушения.

При этом вопреки доводам заявителя о нарушении срока проведения проверки, срок проведение встречной проверки приостанавливался с ____.2020 года на основании приказа Министерства финансов РС (Я) от ____.2020 и возобновлен на основании приказа Министерства финансов РС (Я) от ____.2020 , что подтверждается Актом проверки.

Наличие в Акте проверки сведений о должностном лице, не указанным в приказе в составе проверочной группы, само по себе не является безусловным основанием для признания данного доказательства недопустимым, учитывая, что иные уполномоченные лица данный Акт подписали.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО2 от ____ 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 им.Л.А.Колосовой» городского округа г.ЯкутскФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии решения.

Судья: п/п А.И.Иванова

Копия верна.

Судья: А.И.Иванова