Дело №
55RS0№-72
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Омск 05 октября 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Омска Щеглаков Г.Г., при ведении протокола помощником судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО2 – ФИО7, на постановление заместителя руководителя ФИО1 УФАС по Омской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№.21-485/2022, в отношении директора ООО "Межоблгаза" ФИО2, по ч.1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Омского УФАС по Омской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№.21-485/2022, директор ООО "Межоблгаза" ФИО2 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Как следует из указанного постановления, должностным лицом ФИО1 УФАС России по результатам рассмотрения материалов по заявлению гр. ФИО5 о не рассмотрении газораспределительной организацией ООО «Межоблгаз» заявки гр. ФИО5.Я. о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) домовладения заявителя к сети газораспределения в рамках догазификации, установлено следующее. Из заявления и прилагаемых документов следует, что гр. ФИО5 посредством Официального портала Единого оператора газификации Российской Федерации в сети Интернет https://connectgas.ruбыла подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении договора о подключении объекта капитального строительства - домовладения расположенного по адресу: , к сетям газораспределения. Из заявления и прилагаемых документов следует, что гр. ФИО5 посредством Официального портала Единого оператора газификации Российской Федерации в сети Интернет https://connectgas.ruбыла подана заявка от ДД.ММ.ГГГГ№ о заключении договора о подключении объекта капитального строительства - домовладения, расположенного по адресу: , к сетям газораспределения. Единым оператором газификации на территории Российской Федерации является ООО «Газпром газификация». ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром газификация» и АО «Омскоблгаз» был заключен договор № ПД-05-0022/2021//3954/2021-18, на основании которого ЕОГ поручил АО «Омскоблгаз» осуществлять за вознаграждение от имени и за счет ЕОГ юридические и иные действия, направленные на исполнение функций ЕОГ, предусмотренных Законом № 69-ФЗ о газоснабжении и иными нормативными правовыми актами РФ, на территории ФИО1 . Из представленных письменных пояснений ООО «Газпром газификация» и АО «Омскоблгаз» следует, что поданная посредством портала ЕОГ заявка гр. ФИО5 о подключении в рамках догазификации поступила на официальный портал ЕОГ ДД.ММ.ГГГГ и была зарегистрирована под №. Заявка перенаправлялась на исполнение в соответствии с адресом, указанным в заявке, в газораспределительную организацию, являющуюся исполнителем мероприятий по подключению. АО «Омскоблгаз» пояснило, что поданная гр. ФИО5 заявка посредством портала ЕОГ перенаправлялись(маршрутизировалась) на исполнение согласно адресу объекта, указанному заявителем в Заявке, в газораспределительную организацию, являющуюся Исполнителем мероприятий по подключению в соответствии с Правилами №. Вместе с тем, региональным штабом по газификации ФИО1 принято решение считать надлежащим исполнителем мероприятий бесплатной догазификации ГРО, чьи сети газораспределения являются ближайшие к домовладению заявителя. Данное решение принято в целях соблюдения критериев экономичности и безопасности при выборе варианта подключения домовладения от сетей газораспределения различных ГРО. Ближайшими к объекту заявителя являются сети газораспределения, эксплуатируемые ООО «Межоблгаз», в связи с чем Заявка на подключение объекта гр. ФИО5 была маршрутизирована в указанную ГРО, являющуюся надлежащим исполнителем в рамкой догазификации. Из представленных ООО «Межоблгаз» пояснений, подписанных директором ООО «Межоблгаз» ФИО2, следует, что информацией по указанной Заявке общество не владеет, газораспределительные сети, принадлежащие на праве собственности ООО «Межоблгаз» в г. Омске отсутствуют, ООО «Межоблгаз» владеет газораспределительной сетью основных абонентов (частным газопроводом) на праве аренды. Основные абоненты (собственники) заявили о существенном для них условии получения согласия на подключение - предварительной оплате определенной цены или выкупа определенного участка газопровода, в том числе для подключения гр. ФИО5 ООО «Межоблгаз» считает, что в непосредственной близости от домовладения гр. ФИО5 проходят сети, принадлежащие АО «Омскгазстройэксплуатация». ООО «Межоблгаз» не является аффилированным с ЕОГ лицом и не имеет специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа. АО «Омскоблгаз», по мнению ООО «Межоблгаз», злоупотребляет представленным ЕОГ правом на "маршрутизацию заявок" и преднамеренно перенаправляет их в адрес ООО «Межоблгаз», в том числе и заяви гр. ФИО5 Региональной программой газификации ФИО1 на 2021-2025 годы, утвержденной ФИО1 области от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что источником финансирования мероприятий АО «Омскоблгаз», направленных на догазификацию, являются средства, привлекаемые за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа и средства единого оператора. Согласно данных с официального портала Единого оператора газификации РФ г. Омск входит в программу социальной газификации, в качестве газораспределительных организаций определены АО «Омскгазстройэксплуатация», АО «Омскоблгаз» и АО «Омскгоргаз». В условиях невозможности исполнения независимыми ГРО, ЕОГ или АО «Омскоблгаз» как аффилированное с ЕОГ лицо, обязано заключить договор с заявителем, в частности с гр. ФИО5 в рамках догазификации, и исполнить его, разрешив, в том числе неурегулированные вопросы, включая проблемы при финансировании иных ГРО, тем самым реализовав возложенные на него обязанности, установленные Федеральным законом №, Правилами № и Правилами №. Из сведений, представленных в ДГХ Администрации ООО «Газпром Межрегионгаз Омск» следует, что в соответствии со списками абонентов ООО «Межоблгаз», потребители — собственники жилых домов №№, 48, 49, расположенных по , производят оплату за транспортировку газа в ООО «Межоблгаз». На основании изложенного, по в границах ул. 2-й, 3-й, расположены сети газоснабжения, находящиеся на обслуживании у ООО «Межоблгаз». АО «Омскгазстройэксплуатация» пояснило, что заявка гр. ФИО5 на подключение в рамках догазификации № от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: , в АО «Омскгазстройэксплуатация» не поступала, по вышеуказанному адресу сети АО «Омскгазстройэксплуатация», отсутствуют. По информации поставщика газа ООО «Газпром МежрегионгазОмск» организацией, оказывающей услуги по транспортировке газа на ближайшем расстоянии от земельного участка, расположенного по адресу: , является ООО «Межоблгаз». Таким образом, на основании полученной информации установлено, что на ближайшем расстоянии от территории объекта, расположенного по адресу: , имеются сети газоснабжения, эксплуатируемые ООО «Межоблгаз».
Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обратился в Центральный районный суд г. Омска с жалобой на вышеназванное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что в силу ст. 17 ФЗ 69 мероприятия проводятся независимой ГРО на основании соглашения с ЕОГ. Указывают, что отказывая в заключении договоров финансирования/инвестирования и игнорируя оферту на заключение иного договора в соответствии с п. 10 Правил №, ЕОГ не только не привлек, но и отказал в привлечении МОГ. Поясняют, что отчуждение собственности МОГ без предварительного и равноценного возмещения неизбежно приведет к нарушению ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Соглашение между ЕОГ и независимым ГРО МОГ на проведение мероприятий в рамках догазификации не заключено. ЕОГ не обеспечил мероприятия МОГ в рамках догазификации. ЕОГ не направил в десятидневный срок в адрес МОГ протокол разногласий. По результатам рассмотрения договоров финансирования/инвестирования ЕОГ отказался от акцепта. ЕОГ игнорирует договор (иной в соответствии с п. 10 Правил, утвержденных ПП РФ №). До настоящего времени в соответствии с условиями договора в адрес ООО «Межоблгаз» ни заявки, ни проекты договоров о подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации в 3 экземплярах подписанные со стороны ЕОГ не поступали, что свидетельствует об отсутствии события правонарушения по ст. 9.21 КоАП РФ. Полагают, что МОГ предпринял исчерпывающие меры, направленные на достижение соглашения. Приложенные в материалы дела таблицы не соответствуют типовой форме заявки о подключении в рамках догазификации, а регистрация на портале ЕОГ не отменяет типовую форму заявки и не подтверждает направление заявок и приложенных к ним документов и сведений в адрес МОГ. ГРО рассматривает заявки в соответствии с типовыми формами, утвержденными ПП №, в материалах административного дела отсутствуют заявки по типовым формам. С учетом изложенного, УФАС не доказало доставку спорной заявки в МОГ, и не доказало наличие правовых оснований для маршрутизации/перенаправления заявок МОГ в отсутствии соглашения в соответствии со ст. 17 ФЗ №. Между ЕОГ и МОГ отсутствуют соглашения на техническое взаимодействие, в том числе посредством запущенного в опытную эксплуатацию портала ЕОГ. УФАС ошибочно полагает, что факт регистрации ГРО на запущенном в опытную эксплуатацию портале, подменяет собой соглашения, типовую форму заявки и необходимость их доставки. В материалах дела отсутствуют доказательства доставки заявок в МОГ, типовые формы подлежащие рассмотрению, а представленные ЕОГ таблицы и скриншоты не могут являться допустимыми доказательствами.
Представитель ФИО2 в судебном заседании доводы, указанные в жалобе, поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, просил постановление отменить, производство прекратить.
Представитель Управления ФАС по Омской области в судебном заседании находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
ФИО5 в судебном заседании находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа куслугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ"О газоснабжении в Российской Федерации" указано, понятия: газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;
газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;
независимая организация - организация, которая осуществляет производство и поставки газа и является независимой от организаций - собственников систем газоснабжения и организаций - собственников газораспределительных систем;
газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;
газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектах;
Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Правилами №, что следует из первого абзаца пункта 1 данных правил.
Правила №определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но неподключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", "догазификация" - осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа;
В соответствии с пунктом 5 Правил №, подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
В соответствии с пунктом 9 Правил №, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 3 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
В соответствии с пунктом 10 Правил №, для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.
В соответствии с пунктом 24 Правил №, региональный оператор газификации по результатам рассмотрения полученной заявки о подключении, но не позднее одного рабочего дня со дня регистрации заявки о подключении направляет заявителю уведомление о принятии в работу указанной заявки посредством личного кабинета заявителя на официальном сайте регионального оператора газификации, а исполнителю - заявку о подключении и приложенные к ней документы и сведения (за исключением случая, когда исполнителем является региональный оператор газификации).
В соответствии с пунктом 27 Правил №, в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение заявки о подключении до получения недостающих документов и сведений.
Указанное уведомление исполнитель направляет заявителю любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и региональном портале).
Уведомление, направленное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
В случае представления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления исполнитель рассматривает заявку о подключении в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящих Правил.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления исполнитель аннулирует заявку о подключении и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
Уведомление об аннулировании заявки о подключении может быть направлено через личный кабинет заявителя путем размещения исполнителем уведомления об аннулировании заявки, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
Уведомление об аннулировании заявки о подключении исполнитель направляет заявителю любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином портале и (или) региональном портале).
Уведомление, направленное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
Пунктом 28 Правил №, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя
Пунктом 120 Правил №, Основанием для направления уведомления о невозможности заключения договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по типовой форме согласно приложению N 8 (далее - договор в рамках догазификации) является отсутствие газораспределительных сетей в границах населенного пункта, в котором располагается домовладение заявителя.
Как следует из материалов дела, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ выразилось в том, что должностное лицо - директор ООО «Межоблгаз» ФИО2 как руководитель газораспределительной организации ООО «Межоблгаз», не принял всех зависящих от него мер по соблюдению ООО «Межоблгаз» норм Правил №, что повлекло неправомерное не принятие к рассмотрению в порядке, установленном пунктами 24, 27, 28, 120 Правил №, заявки гр. ФИО5№ от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора о подключении домовладения заявителя в рамках догазификации.
Таким образом, в действиях ФИО2 установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ, его вина подтверждается представленными материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, обращением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ,постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями ДГХ, пояснениями ООО «Газпром МежрегионгазОмск», пояснениями АО «Омскоблгаз»и иными материалами дела.
Правила № не содержат норм, позволяющих газораспределительной организации возвращать заявку о подключении без рассмотрения в порядке, определенном пунктами Правил № и без принятия решения по существу.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы ФИО2 и его представителя судом отклоняются, данные обстоятельства исследованы должностным лицом административного органа и им дана надлежащая оценка.
Административное наказание ФИО2 назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и является минимальным.
Постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее дело допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Омского УФАС по Омской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№.21-4852022, в отношении директора ООО "Межоблгаза" ФИО2, по ч.1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменений, а его жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Центральный районный суд города Омска.
Судья Г.Г. Щеглаков