ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-311/20 от 28.05.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №12-311/20

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

28 мая 2020 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующего судьи Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесенное заместителем департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Первомайский районный суд города Краснодар с жалобой на постановление от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесенное заместителем департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в отношении ФИО1

В обоснование жалобы заявитель указал, что постановлением от 05.03.2020г., вынесенным заместителем департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В качестве административного правонарушения рассматривается нарушение положений п. 3 «Учет материальных запасов» раздела 2 «Общие правила ведения бухгалтерского учета» Учетной политики учреждения, утверждённой приказом государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» от 31.12.2018 № 443, а также ст. 2 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ, а именно списание бензина и дизельного топлива без учета сведений, содержащихся в первичном учетном документе - путевом листе, что, по мнению департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, является нарушением ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По мнению заявителя при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края допущены нарушения норм Кодекса об административных правонарушениях РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

Выражая свое несогласие с постановлением о назначении административного наказания заявитель указывает на то, что заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края неправильно истолкованы положения Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и п. 3 р. 2 Учетной политики учреждения на 2019 год, неправильно истолкованы и применены нормы материального права и правовых актов при рассмотрении дела.

На основании изложенного, ФИО1 считает, что в его деяниях состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, отсутствует, просит постановление от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении отменить.

В судебном заседании ФИО1 лично и через своего представителя ФИО2, поддержал доводы жалобы, просил отменить постановление № 20-007/ДЛ/5 от 05.03.2020г. производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, действующий на основании доверенности ФИО3, против удовлетворения жалобы возражал, считает постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из содержания части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются должностные лица соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, в должностные обязанности которых входит обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов дела, заправка автомобилей государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» подтверждена записями в лимитно-заборных картах: по автомобилю UAZ Hunter отпущено топлива 60 литров; по автомобилю UAZ Hunter отпущено топлива 40 литров; по автомобилю UAZ Hunter отпущен топлива 40 литров; по автомобилю UAZ Hunter отпущено топлива 40 литров; по автомобилю UAZ Hunter отпущено топлива 40 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 80 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 10 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 50 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 20 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 60 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю УАЗ-390945 отпущено топлива 40 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 90 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 90 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 90 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 80 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 90 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 90 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 80 литров; по автомобилю Пожарная автоцистерна АЦ 1,6-40 отпущено топлива 90 литров.

На основании приказа государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» от 14 января 2020 г. № 10 «О списании топлива» приказано списать фактически израсходованное топливо, залитое при получении и постановке транспортных средств на учет в МРЭО № 4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю с лимита, находящегося на балансе Учреждения.

На основании указанного приказа актом о списании материальных запасов от 14 января 2020 г. , утвержденного заместителем руководителя ФИО1, списано на нужды уучреждения дизельного топлива 286,03 литров на сумму 13 448,07 рублей, бензина АИ-92/93 80, 14 литров на сумму 3 510,14 рублей.

Согласно пояснениям заместителя начальника МТО уучреждения до момента передачи транспортных средств в филиалы они поставлены на учет в Госавтоинспекции МРЭО № 4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю в станице Северской по адресу: ст. Северская, ул. Южная, 2А. Путевые листы на автомобили не оформлялись, на каждый автомобиль выписывалась доверенность. Расход по разнице в пробеге списан на основании вышеуказанных приказов. При этом, как указано в пояснениях, сведения о перемещениях транспортных средств отображены в приложениях к приказам на списание ГСМ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который имеет обязательные реквизиты, такие как дата составления документа, содержание факта хозяйственной жизни, наименование должности лица, совершившего сделку, его подпись и другие.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Как указано в пункте 3 «Учет материальных запасов» раздела 2 «Общие правила ведения бухгалтерского учета» Учетной политики Учреждения утвержденной приказом от 31.12.2018 предусмотрено списание бензина и дизельного топлива на основании правильно оформленных путевых листов ф.0345001 - для легковых автомобилей, ф.0345002 - для специальных автомобилей, ф.0345004 - для грузовых автомобилей, форма № 412-АПК - для тракторов). Иных первичных документов для учета расхода бензина и дизельного топлива Учетной политикой Учреждения не предусмотрено.

Согласно статье 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Как следует из вышеизложенного, путевой лист автомобиля является основным первичным документом по учету работы автотранспорта, организации и учету расхода бензина и дизельного топлива в целях хозяйственной деятельности Учреждения.

Таким образом, департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края сделан вывод о том, что должностным лицом государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» в нарушение статьей 9, 10 Закона № 402-ФЗ, пункта 3 «Учет материальных запасов» раздела 2 «Общие правила ведения бухгалтерского учета» Учетной политики, учет работы автотранспорта с использованием первичных учетных документов не осуществлялся. Списание бензина и дизельного топлива 14 января 2020 г. осуществлялось без учета сведений, содержащихся в первичном учетном документе - путевом листе.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.

Указанные выводы суд считает преждевременными.

Согласно административного материала, в качестве административного правонарушения рассматривается нарушение положений п. 3 «Учет материальных запасов» раздела 2 «Общие правила ведения бухгалтерского учета» Учетной политики учреждения на 2019 год, утверждённой приказом государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» от 31.12.2018 № 443, а также ст. 2 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ, а именно списание бензина и дизельного топлива без учета сведений, содержащихся в первичном учетном документе - путевом листе, что, по мнению департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, является нарушением ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края неправильно применены и истолкованы правовые акты при рассмотрении административного дела, не приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со п. 3 р. 2 Учетной политики учреждения на 2019 год «горюче-смазочные материалы, запчасти и комплектующие на автомобили, списываются по решению постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов и на основании акта (ф. ). Списание бензина и дизельного топлива производится на основании правильно оформленных путевых листов (ф., -АПК) водителей автотранспортных средств, отражающих его использование, но не выше норм, установленных приказом руководителя учреждения.

В соответствии со ст. 6. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В соответствии со ст. 5. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Таким образом, техника, указанная в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 05 марта 2020 г., новая и заправлялась с целью ее перегона от поставщика к учреждению и постановке на учет в МРЭО № 4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, то есть эксплуатировалась разово, что не подпадает под формулировку «перевозки пассажиров и багажа» и, следовательно, под запрет их эксплуатации оформления путевых листов на транспортные средства.

Горюче-смазочные материалы - это нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ) и смазочных материалов (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Заправка указанной топливом техники осуществлялась в декабре 2019 года, что подтверждается лимитно-заборными картами. На момент использования указанной техники выписать путевые листы не представлялось возможным ввиду отсутствия норм расхода на нее.

Списание топлива было произведено на основании приказа от 14.01.2020 № 10. Путевые листы на данную технику, по состоянию на декабрь 2019 года, отсутствовали, поэтому списание топлива было произведено на основании акта (ф. 0504230), что не противоречит учетной политики учреждения на 2019 год.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.2 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, указанные нарушения норм материального права и неверное толкование правовых актов при рассмотрении административного дела, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, не позволило в полной мере ФИО1 реализовать свое право.

Согласно ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 были допущены существенные нарушения материальных норм, не исследованы полно и всесторонне представленные доказательства, не дана оценка пояснениям заявителя, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, суд пришел к выводу отменить постановление от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, направить дело руководителю департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в отношении ФИО1 отменить.

Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении ФИО1 руководителю департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на новое рассмотрение.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Первомайского районного суда города Краснодар Е.Н. Медоева