ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-311/20 от 30.12.2020 Омского районного суда (Омская область)

55RS0-502

РЕШЕНИЕ

<адрес> «а») 30.12.2020 года

Судья Омского районного суда <адрес> Порсик Т.В., при секретаре Доценко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ААА на постановление ИДПС ОСРДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>НМА от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 12.3 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ИДПС ОСРДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>НМА от ДД.ММ.ГГГГААА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.3 ч. 1 КоАП РФ, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 500 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ААА обратился в суд с жалобой, мотивированной тем, что бремя доказывания вины лежит на ГИБДД УМВД России по <адрес>. В постановлении (без составления протокола об административном правонарушении) в качестве основания для привлечения к ответственности указано управление транспортным средством в отсутствие таможенных документов. Вместе с тем, им инспектору ДПС было предъявлено свидетельство об учете транспортного средства на имя ОЕХ, доверенность на управление транспортным средством и страховой полис, подтверждающие регистрацию транспортного средства в <адрес> и законность управления этим автомобилем, что соответствует требованиям ст. 1 п. 1, 1 п. 2, 37, 260 п. 5 Таможенного кодекса ЕАЭС. Согласно приведенным нормам в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории стран членов ЕАЭС, в том числе в <адрес>, отсутствует обязанность по их декларированию, не регламентирован срок их временного ввоза. Также инспектором не учтено то обстоятельство, что отсутствие таможенных документов предусматривает ст. 16.2 КоАП РФ. Заинтересованным лицом, по его мнению, является таможенный орган, который вправе возбуждать дела об административном правонарушении. Считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В судебном заседании ААА доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Дополнил, что ФИО1 купил автомобиль в Армении и пригнал его в Казахстан. Затем он выписал ему доверенность на право управления этим автомобилем. Считает, что имел все необходимые документы для управления автомобилем, и вины его в совершении правонарушения нет.

Представитель заявителя АААПЭК жалобу также поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнив, что Армения, где автомобиль «Ниссан Тиана» постановлен на учет, является членом ЕАЭС. При этом автомобиль не обладает статусом товара, в связи с чем не подлежит обязательному декларированию. ААА не является собственником автомобиля и для управления им на территории Российской Федерации имел все необходимые для этого документы. Просит жалобу удовлетворить, отменить принятое в отношении ААА постановление и вернуть ему автомобиль.

Представитель ИДПС ОГИБДД УМВД России по <адрес>НАН с жалобой не согласился. Указал на то, что ААА управлял автомобилем не имя таможенных документов и надлежаще оформленной доверенности от гражданина другого государства на управление автомобилем.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ДМК пояснил, что его знакомый ФИО1 попросил показывать для продажи принадлежащий ему автомобиль, который тот приобрел в Армении. При этом ФИО1 является гражданином Казахстана, где постоянно и проживает. По указанию ФИО1 он передал автомобиль ААА. Он знает, что ФИО1 прислал ААА доверенность. Иные обстоятельства ему не известны.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из системного толкования ст.ст. 30.6, 26.2, 26.11 КоАП РФ, наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются на основании оценки совокупности доказательств, путем их сопоставления друг с другом.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ, Правила дорожного движения), которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Согласно п.п. 1.3. 1.5. Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Согласно п. 2.2 ПДД РФ водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, выражается в управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, и (или) не имеющим при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающих временный ввоз транспортного средства.

Как следует из постановления инспектора ДПС ОСРДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ААА в 9.55 час. ДД.ММ.ГГГГ, в районе 838 км автодороги Челябинск-Новосибирск в <адрес>, управлял транспортным средством «NISSAN TEANA 2.3», государственный регистрационный знак 36 FU 867, не имея при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством.

Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс).

Как следует из преамбулы, ч. 1 ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> и Российская Федерация, учредили Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению к настоящему Договору и с даты вступления в силу Договора становится членом Евразийского экономического союза.

Согласно ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе (Союз) осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор о Союзе).

В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах Союза.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС).

В силу пункта 4 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, могут использоваться только в пределах территории государства-члена, таможенным органом которого произведен их выпуск, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз.

Пунктом 6 статьи 126 ТК ЕАЭС установлено, что условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 ТК ЕАЭС, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС.

В соответствии со статьей 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе, применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Союзе и других международных договоров, указанных в приложении к Договору о присоединении, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению к Договору о присоединении (далее - Условия и переходные положения) и с учетом договоренностей по применению ЕТТ ЕАЭС в отношении товаров по перечню согласно приложению к Договору о присоединении.Пунктом 37 Условий и переходных положений установлено, что автомобили, за исключением указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами Евразийского экономического союза.

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС к товарам Союза отнесены, в том числе, находящиеся на таможенной территории Союза товары, приобретшие статус товаров Союза либо признанные товарами Союза в соответствии с ТК ЕАЭС либо до его вступления в силу.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС иностранные товары - это товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с ТК ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТК ЕАЭС.

Пункт 30 Условий и переходных положений устанавливает, что ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение), не применяются в <адрес> в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее ТН ВЭД ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 31 Условий и переходных положений автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора о присоединении (после ДД.ММ.ГГГГ), в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 Условий и переходных положений, в других государствах - членах Союза признаются иностранными товарами:

до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;

до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Пунктом 32 Условий и переходных положений установлено, что в отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения после подписания Договора, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащими уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, может быть уплачена в бюджет Республики Армения до ввоза на территории таких других государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с пунктом 33 Условий и переходных положений, в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.

Пунктом 34 Условий и переходных положений установлено, что в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства - члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

Согласно пункту 35 Условий и переходных положений, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в <адрес>, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Исходя из системного толкования изложенных выше норм права, в соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.

Таким образом, автомобиль «NISSAN TEANA 2.3», государственный регистрационный знак 36 FU 867, принадлежащий ФИО1 Ермеку, имеет статус иностранного товара, и доказательств соблюдения условий его ввоза на территорию Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Как следует из исследованных в судебном заседании материалов дела, ААА является гражданином Российской Федерации, имеет постоянную регистрацию на территории Российской Федерации. При этом документов о ввозе транспортного средства «NISSAN TEANA 2.3», государственный регистрационный знак 36 FU 867 на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенного законодательства ААА при управлении указанным автомобилем не имел, что не отрицал в судебном заседании.

Вина ААА в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.3 ч. 1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12); свидетельством о государственной регистрации права собственности транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ на имя ОЕХ (л.д. 16,32-33); протоколом задержания транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13); протоколом об отстранении от управления транспортным средством от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), иными материалами дела.

Из объяснения ААА, данного им инспектору ДПС ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), тот не оспаривал как наличие события административного правонарушения, так и назначенное административное наказание, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем постановление о привлечении ААА к административной ответственности вынесено в порядке, установленном частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ, непосредственно после обнаружения в действиях последнего признаков административного правонарушения. Составление протокола об административном правонарушении в данном случае не требовалось.

Учитывая то, что ААА привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.3 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 27.13 названного Кодекса в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в том числе частью 1 статьи 12.3 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства. При этом оснований признать составленный по настоящему делу об административном правонарушении протокол о задержании транспортного средства недопустимым доказательством, незаконным, не имеется.

Действия ААА квалифицированы по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Дело в отношении ААА рассмотрено уполномоченным лицом, с его участием в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, действия ААА верно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, нарушений требований законодательства об административных правонарушениях по порядку рассмотрения настоящего дела и вынесения постановления судья не усматривает.

Таким образом, доводы жалобы не влекут отмену принятого постановления по делу об административном правонарушении, так как не опровергают вывод должностного лица ГИБДД о наличии в действиях ААА состава вмененного ему административного правонарушения.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу привлекаемого к административной ответственности лица, не усматривается.

Иных значимых доводов, дающих основания для сомнений в законности вынесенного постановления должностного лица ГИБДД, жалоба не содержит.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, в данном случае, судьей не усматривается.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ААА, допущено не было.

Административное наказание ААА назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных им действий, и направлено на предупреждение совершения им новых правонарушений.

В связи с изложенным судья не усматривает оснований для изменения или отмены, в том числе с прекращением производства по делу обжалуемого постановления и удовлетворения жалобы ААА

Руководствуясь ст. 29.10., 30.6., 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление инспектора ДПС ОСРДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>НМА от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ в отношении ААА оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд <адрес> в течение 10 суток с момента оглашения и получения копии решения.

Судья Т.В. Порсик