ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-311/2017 от 21.06.2017 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело 12 – 311 / 2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово 21 июня 2017 г.

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Иванова И.М.,

с участием заявителя – ФИО1,

- начальника отдела судебной и правовой работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Представитель должностного лица, действующего на основании доверенности ### от **.**.****,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1на постановление ###-АДМ-2016 от **.**.**** о наложении штрафа за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо, в соответствии с которым член конкурсной комиссии администрации Юргинского муниципального района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КРФобАП, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ###-АДМ-2016 от **.**.****, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо, член конкурсной комиссии администрации Юргинского муниципального района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КРФобАП, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с жалобой, доводы которой мотивированы тем, что обжалуемое постановление вынесено незаконно, а наложенное взыскание необоснованно.

Так, **.**.**** на официальном сайте http://zakupri.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией Юргинского муниципального района были размещены извещения на проведение открытого конкурса ### «Разработка проектной, рабочей документации по объекту «Газоснабжение ... Кемеровской области» и конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта – 8500000, 00 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от **.**.**** заявкам участника ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» было отказано в допуске к участию в конкурсе по следующей причине: «Конверт с заявкой не вскрывался, так как конверт подписан ненадлежащим образом – не указан номер конкурса, дата и время вскрытия», то есть конверты не имели правильного оформления.

На фирменном конверте курьерской службы была указа только информация с указанием реквизитов отправителя и получателя, а наименование заявки и номер лота отсутствовали. Единая комиссия не могла предполагать, что внутри конвертов курьерской службы содержатся заявки участников ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» соответственно на участие в открытом конкурсе. Полагает, что в сопроводительной накладной, сопровождающей конверт курьерской службы, должен указываться перечень всего содержимого конверта курьерской службы с указанием количества, что могло бы исключить принятие решения Единой комиссии о невскрытии конвертов, и как следствие, данного спора.

Таким образом, конверт курьерской службы был прият уполномоченным органом, зарегистрирован, так как согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от **.**.**** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируется заказчиком, специализированной организацией, при этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 11 ст. 51 Федерального закона от **.**.**** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и обеспечивают рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов, до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом.

В связи с тем, что на конвертах курьерской доставки участников ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» не были указаны даты вскрытия конвертов, Единой комиссией было принято решение о невскрытии указанных выше конвертов, так как на тот момент уполномоченным органов проводилось несколько открытых конкурсов одномоментно.

Действия конкурсной комиссии в отношении ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» можно расценить как обоснованные, так как Федеральным законом от **.**.**** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не регламентированы действия в отношении неправильно оформленных конвертов с заявками нна участие в открытом конкурсе.

Однако, представители ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» подали жалобу в Кемеровское УФАС на действия комиссии, ссылаясь на то, что комиссия незаконно отклонила их заявки на участие.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области жалоба ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» была признана обоснованной, вынесено предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

Конкурсная комиссия в полной мере выполнила предписание Кемеровского УФАС и повторно произвела вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Единой комиссией все исправлено, протокол отменен, произведено повторное вскрытие конвертов, процедура проведена абсолютно прозрачно.

Считает, что правонарушение можно признать малозначительным, так как доказательств наступления неблагоприятных последствий и существенных нарушений охраняемых общественных отношений, находящихся в прямой причинно-следственной связи с выявленными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не имеется, угрозы нецелевого расходования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции не было и, кроме того, само нарушение было своевременно устранено.

Просит постановление ###-АДМ-2016 от **.**.**** о наложении штрафа за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В судебном заседании начальник отдела судебной и правовой работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Представитель должностного лица доводы жалобы не признал, пояснил, что обжалуемое постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку конкурсной комиссией не были вскрыты конверты курьерской службы доставки, в которых находились заявки участников ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект», оформленные в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленный административный материал (дела об административном правонарушении ###-АДМ-2016, ###/З-2016), пришёл к выводу, что жалоба ФИО1на постановление ###-АДМ-2016 от **.**.**** о наложении штрафа за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо – удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Судом установлено, что **.**.**** на официальном сайте http://zakupri.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией Юргинского муниципального района были размещены извещения на проведение открытого конкурса ### «Разработка проектной, рабочей документации по объекту «Газоснабжение ... Кемеровской области» и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 8500000, 00 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от **.**.**** заявкам участника ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» было отказано в допуске к участию в конкурсе по следующей причине: «Конверт с заявкой не вскрывался, так как конверт подписан ненадлежащим образом – не указан номер конкурса, дата и время вскрытия.

Доводы заявителя о том, что на фирменном конверте курьерской службы была указа только информация с указанием реквизитов отправителя и получателя, а наименование заявки и номер лота отсутствовали, и таким образом Единая комиссия не могла предполагать, что внутри конвертов курьерской службы содержатся заявки участников ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект» соответственно на участие в открытом конкурсе, по мнению суда являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Так, Комиссией Кемеровского УФАС России в присутствии представителя уполномоченного органа – Администрации Юргинского муниципального района Должностное лицо были вскрыты конверты с заявками вышеуказанных участников конкурса и установлено следующее:

Заявка ООО «СпецПроект» была запечатана в почтовый полиэтиленовый конверт. На конверте по форме заказчика указано: наименование и адрес уполномоченного органа, заказчика, номер и наименование конкурса, ФИО контактных лиц, номера телефонов, надпись «не вскрывать до 14 часов 00 минут **.**.**** (местного времени)», а также наименование и адрес участника ООО «СпецПроект».

Указанный конверт, по правилам почтовой службы, при отправке был упакован в фирменный пакет экспресс почты «Даймекс» с указанием реквизитов отправителя – в ООО «СпецПроект» и получателя – Администрация Юргинского муниципального района и направлен по адресу получателя, указанному в конкурсной документации.

Заявка ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» была запечатана в почтовый полиэтиленовый конверт. На конверте по форме заказчика указано: наименование и адрес уполномоченного органа, заказчика, номер и наименование конкурса, ФИО контактных лиц, номера телефонов, надпись «не вскрывать до 14 часов 00 минут **.**.**** (местного времени)».

Указанный конверт был упакован в стандартный конверт службы доставки курьерской службы ООО Айвэкс». В накладном конверте курьерской службы ООО «Айвекс» ### в разделе – описание содержимого было указано - конкурсная заявка, с отметкой – доставить до 14:00 **.**.****.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 51 Федерального закона от **.**.**** N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 51 Федерального закона от **.**.**** N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Согласно ч. 12 ст. 51 Федерального закона от **.**.**** N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 52 Федерального закона от **.**.**** N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, членом конкурсной комиссии Администрации Юргинского муниципального района ФИО1 было принято решение о невскрытии конвертов с заявками участников ООО «ПО Сибгипросельхозмаш» и ООО «СпецПроект».

В соответствии с ч. 2 ст. 7.30 КРФобАП, административная ответственность предусмотрена за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КРФобАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В данном случае у ФИО1 имелась возможность для собдюдения предусмотренных законом требований. Никаких доказательств невозможности их соблюдения суду не представлено.

Доводы жалобы о том, что правонарушение можно признать малозначительным, так как доказательств наступления неблагоприятных последствий и существенных нарушений охраняемых общественных отношений, находящихся в прямой причинно-следственной связи с выявленными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не имеется, угрозы нецелевого расходования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции не было и, кроме того, само нарушение было своевременно устранено, суд считает несостоятельным, поскольку ч. 1 ст. 1 Федерального закона от **.**.**** N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, то есть соблюдение требований ФЗ № 44-ФЗ при размещении закупок, товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является для заказчиков обязательным.

Нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ является недопустимым, так как напрямую связано с расходованием бюджетных средств и развитием добросовестной конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, анализируя имеющиеся доказательства в совокупности, суд считает, что при вынесении постановление ###-АДМ-2016 от **.**.**** о наложении штрафа за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и назначении наказания, должностным лицом – заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо, полно, всесторонне и объективно выяснены обстоятельства данного дела, установлено наличие события административного правонарушения и виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КРФобАП, учтены все обстоятельства дела, вынесено наказание, предусмотренное санкцией статьи, с учетом ст. 4.1 КРФобАП.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление ###-АДМ-2016 от **.**.**** о наложении штрафа за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо, в соответствии с которым член конкурсной комиссии администрации Юргинского муниципального района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КРФобАП, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л П О С Т А Н О В И Л :

Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление ###-АДМ-2016 от **.**.**** о наложении штрафа за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Должностное лицо, в соответствии с которым член конкурсной комиссии администрации Юргинского муниципального района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КРФобАП, подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей – оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 суток со дня получения в Кемеровский областной суд.

Судья Иванова И.М.