ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-311/2021 от 24.06.2021 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 12-311/2021

68RS0001-01-2021-003123-18

РЕШЕНИЕ

24 июня 2021 года г.Тамбов

Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Заболотникова О.А.,

рассмотрев жалобу ФИО3 на определение заместителя начальника отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО6 №35 от 14.04.2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Определением заместителя начальника отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО6 №35 от 14.04.2021 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении субъектов по продаже ритуальных услуг по адресам: Тамбов, <адрес> «а»; Тамбов, <адрес> «А» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО2 обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой на данное определение, указав, что к нему как депутату Тамбовской городской <адрес> в течение последних трех лет неоднократно обращаются жители <адрес> по вопросу законности размещения в многоквартирных домах и «а» по <адрес> «а» <адрес> магазинов ритуальных услуг. На основании обращений граждан и руководствуясь убеждением о недопустимости нарушения санитарных норм и правил на территории <адрес>, он направил обращение в ФИО1 по <адрес>. В своем обращении он попросил провести внеплановую проверку по вопросу размещения в многоквартирных жилых домах и «а» по <адрес>, уд. ФИО7, 7 «а» <адрес> магазинов ритуальных услуг, принять меры административного воздействия вплоть до запрета незаконной деятельности. По вышеуказанным фактам очевидно наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, предусмотрены административные наказания. Административные протоколы по данной статье КоАП уполномочены составлять должностные лица ФИО1.

В соответствии с п. 4.10 «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (далее - СП 54.13330.2016) в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания во встроенных/пристроенных помещениях не допускается размещение учреждений и магазинов ритуальных услуг. Согласно Постановлению ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АД18-19, данное требование распространяется на все жилые здания, независимо от года постройки.

СП 54.13330.2016 актуализирован в целях повышения уровня безопасности людей, применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки и учета санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых многоквартирных зданиях. Невыполнение требований пункта 4.10 СП 54.13330.2016 является нарушением санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к эксплуатации жилых помещений.

Пункт 4.10 СП 54.13330.2016 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный перечень, являются обязательными для применения.

В статье 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ «О техническом регулировании» закреплено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом N 384-ФЗ, принятым в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Таким образом, положения п. 4.10 СП 54.13330.2016, которым не допускается размещать в подвальном, цокольном, первом и втором этаже жилого дома магазинов ритуальных услуг являются обязательными требованиями в области стандартизации, а его неисполнение является нарушением требований ст. 24 Закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». Поэтому позиция должностного лица о том, что согласно действующему законодательству Российской Федерации к полномочиям ФИО1 не отнесены функции по надзору и контролю за нормами строительного законодательства является не корректной, поскольку речь идет не о контроле, а о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований установленных п. 4.10 «СП 54.13330.2016.

В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы полностью поддержал.

ФИО1 по <адрес>ФИО5 настаивала на законности оспариваемого определения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела; дело подлежит разрешению в соответствии с законом.

В силу ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1, на основании положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поступило обращение ФИО2 по факту размещения в многоквартирных домах и «А» по <адрес> магазинов ритуальных услуг.

Определением заместителя начальника отдела организации надзора ФИО1 по <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении субъектов по продаже ритуальных услуг по адресам: Тамбов, <адрес> «а»; Тамбов, <адрес> «А» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Основанием для вынесения оспариваемого определения послужил тот факт, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не устанавливают запрет на размещение в жилых домах магазинов ритуальных услуг. Пункт 4.10. СП 54.13330.2016 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденных Приказом Минстроя России от 03.12.2016г. /пр, не является санитарно-эпидемиологическими требованиями в правовом смысле, установленном ст.1 Федерального закона № 52-ФЗ, и не может являться предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в результате чего организация проверок его соблюдения выходит за пределы компетенции ФИО1, что сопряжено с нарушением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 322) ФИО1 осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

В силу положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований названного Федерального закона.

В соответствии с п. 4.10 «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» (далее - СП 54.13330.2016) в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания во встроенных/пристроенных помещениях не допускается размещение учреждений и магазинов ритуальных услуг. Согласно Постановлению ВС РФ от 01.11.2018 г. № 44-АД18-19, данное требование распространяется на все жилые здания, независимо от года постройки.

Пункт 4.10 СП 54.13330.2016 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2020 г. № 985.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный перечень, являются обязательными для применения.

В статье 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» закреплено, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", принятым в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Положения п. 4.10 СП 54.13330.2016, которым не допускается размещать в подвальном, цокольном, первом и втором этаже жилого дома магазинов ритуальных услуг являются обязательными требованиями в области стандартизации, а его неисполнение является нарушением требований ст. 24 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в связи с чем доводы должностного лица о том, что действующим законодательством Российской Федерации к полномочиям Роспотребнадзора не отнесены функции по надзору и контролю за нормами строительного законодательства являются несостоятельными, поскольку речь идет не о контроле, а о соблюдении санитарно-эпидемиологических требований, установленных п. 4.10 СП 54.13330.2016.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что должностным лицом не были выполнены задачи производства по делам об административных правонарушениях, установленные ст. 24.1 КоАП РФ, и не были выяснены обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ.

С учётом вышеизложенного, определение заместителя начальника отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО6 №35 от 14.04.2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Определение заместителя начальника отдела организации надзора Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО6 №35 от 14.04.2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Тамбова в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья О.А. Заболотникова