Ленинский районный суд г. Пензы Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 12-312/10
РЕШЕНИЕ
г. Пенза 19 ноября 2010 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Симонов В.М.,
с участием заявителя - лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, - ФИО1,
его представителя ФИО2, представившего доверенность от Дата ,
рассмотрел в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) жалобу заявителя на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Пензы Макарычевой Н.В., согласно которому Дата
ФИО1, дата рождения, место рождения, гражданство, место работы., место жительства, ссведения о привлечении к административной ответственности,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Исследовав представленные материалы дела, заслушав заявителя ФИО1 и его представителя ФИО2,суд
УСТАНОВИЛ:
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба ФИО1 на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении от Дата , в которой он просил обжалуемое постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, прекратить.
Согласно обжалуемому постановлению, заявитель признан виновным в управлении Дата транспортным средством - детским аттракционом П р/з Номер в состоянии алкогольного опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ).
Мировой судья вынесла вышеуказанное постановление.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2 доводы, изложенные в жалобе поддержали, и пояснили, что привлечение ФИО1 к административной ответственности является необоснованным, а обжалуемое постановление незаконным в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Заявитель и его представитель считают, что аттракцион, которым управлял ФИО1 необоснованно отнесен к транспортным средствам, поскольку «аттракцион П является устройством для организации экскурсионно-развлекательных прогулок детей и взрослых в местах массового отдыха, скорость которого не более 3,5 км/час. Указанное устройство в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов не подлежит сертификации как механическое транспортное средство и не получает специальных документов для эксплуатации. Отсутствие необходимости в сертификации аттракциона, а, следовательно, и «одобрения типа транспортного средства» подтверждается также письмом вице-президента Р от Дата , согласно которому данный аттракцион при эксплуатации по прямому назначению не требует обязательной сертификации. Сами Правила дорожного движения, Закон «О безопасности дорожного движения», правила регистрации относят к подлежащим регистрации транспортным средствам вполне определенные транспортные средства, к которым нельзя отнести аттракцион. Согласно приказу МВД России № 1001 от 24.11.2008 года «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ» регистрации в ГИБДД подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Аттракцион имеет конструктивную скорость не более 3,5 км/час и не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования, поэтому аттракцион не полежит государственной регистрации в органах ГИБДД, не должен иметь при эксплуатации регистрационные знаки, а лицо, управляющее аттракционом, не должно быть водителем, следовательно, к нему не могут быть применены положения ст. 12.8 КоАП РФ. Согласно Правилам дорожного движения категория транспортного средства указывается в паспорте транспортного средства и в свидетельстве о регистрации транспортного средства. На аттракционную технику не выдается ПТС. Следовательно, не устанавливается категория водительских прав для управления и лицо, управляющее аттракционом, не относится к водителям транспортного средства. Экспертное заключение Номер от Дата не может быть положено в основу решения суда об административной ответственности, поскольку выводы эксперта противоречат Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, согласно которому аттракционы с механическим движением и проезда аттракционов отнесены к Изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности и включены в раздел 960000. Транспортные средства отнесены к изделиям автомобильной промышленности в раздел 450000. Что свидетельствует о том, что государством (компетентными специализированными органами) аттракционы (в том числе и механические) не отнесены к транспортным средствам, поэтому заключение эксперта является необоснованным. Вывод эксперта об отнесении аттракциона к механическом транспортному средству типа М2 противоречит Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 41.52-2005 «Единообразные предписания, касающихся транспортных средств малой вместимости категории М2 и М3 в отношении их общей конструкции», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12.2005 года № 459-ст., согласно которому транспортным средством типа М2 является одноэтажное одиночное транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, вместимостью не более 22 сидящих или сидящих и стоящих пассажиров, исключая водителя. При этом согласно указанному Стандарту транспортные средства М2 подразделяются на класс А - транспортные средства, конструкцией которых предусмотрена перевозка стоящих пассажиров, и на класс В - транспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров. Аттракцион не осуществляет перевозку пассажиров, а производит катание детей в местах отдыха. Указанным ГОСТом предусмотрены технические требования к конструкциям транспортных средств типа М2, аттракцион не имеет таких технических характеристик. Согласно Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (постановление Госстандарта от 01 апреля 1998 года № 19), определение типа транспортного средства - это соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, которая осуществляется административным органом Российской Федерации, наделенным правами выдавать сообщения, касающиеся официального утверждения по типу конструкции транспортного средства и «одобрения типа транспортного средства». В связи с чем эксперт не обладает полномочиями относить изделия к транспортным средствам, а также определять тип этого транспортного средства. Данными полномочиями обладает только специально уполномоченный государством орган после проведения сертификационных испытаний. В соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ заключение эксперта является недопустимым доказательством. В нарушение ч. 3 ст. 26.4 КоАП РФ заключение эксперта выходит за пределы его специальных познаний. Кроме того, мировой судья необоснованно приняла во внимание заключение судебно-автотехнической экспертизы, проведенной в рамках другого дела об административном правонарушении, связанного с наездом на пешехода, т.е. экспертом исследовались материалы другого административного дела. В связи с чем, использование заключения из другого административного дела в качестве доказательства по другому делу недопустимо и противоречит требованиям ст. 26.3 КоАП РФ. В нарушение требований ст. 26.4 КоАП РФ ФИО1 не был ознакомлен с определением о назначении экспертизы, ему не были разъяснены права, предусмотренные данной нормой. Обязательной оценке соответствия подлежат только транспортные средства, предназначенные для участия в дорожном движении. Аттракцион не участвует в дорожном движении, в связи с чем для него не установлены требования об одобрении «типа транспортного средства». В случае признания судом аттракциона в г. Пензе транспортным средством, органы ГИБДД обязаны будут его зарегистрировать без ПТС, а владелец аттракциона вправе будет осуществлять на нем перевозку людей по дорогам общего пользования, поскольку экспертом и судом аттракцион отнесен к транспортным средствам типа М2, что не допустимо без обязательной процедуры сертификации, которая не предусмотрена для аттракционов. Надлежащих документов, свидетельствующих об отнесении специально уполномоченным государственным органом аттракциона к какой либо из принятых в РФ категории транспортных средств, не имеется, оснований привлекать ФИО1, как водителя, к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, нет. Согласно формуляра аттракцион управляется не водителем, а оператором. ФИО1 имеет соответствующее удостоверение на допуск в качестве лица, ответственного за техническое содержание и безопасную эксплуатацию аттракциона. КоАП РФ не предусмотрена ответственность за управление аттракционом в состоянии опьянения. На основании изложенного, заявитель и его представитель считают, что обжалуемое постановление является незаконным. Кроме того, мировым судьей в нарушение требований ст. 25.1 КоАП РФ дело было рассмотрено в отсутствие ФИО1, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении, чем было нарушено его право на защиту.
Оценив оспариваемое постановление мирового судьи, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
В соответствии с п. 4 ст. 22 этого же Закона единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, термин «дорожное движение» означает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 года № 359, а также Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года № 301, аттракционы относятся к категории «Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности» (раздел 96 0000), а не к категории «изделий автомобильной промышленности» (раздел 45 0000).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», обязательной сертификации из раздела 9685 «Аттракционы и запасные части к ним» подлежат только автоматы игровые.
Согласно положениям «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», являющихся приложением № 1 к приказу МВД России от 24.11.2008 года № 1001, регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В то же время, как следует из формуляра ВП 02-04-099 ФО аттракцион «Веселый паровозик» предназначен для организации экскурсионно-развлекательных прогулок детей и взрослых, а также для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в местах массового отдыха граждан. Максимальная скорость движения на повышающей передаче в ненагруженном состоянии составляет не более 3,5 км/час. Возможность эксплуатации данного изделия по дорогам общего пользования не предусмотрена.
Из письма администрации Ленинского района г. Пензы Номер от Дата следует, что администрация района не возражает против работы в период с Дата по Дата на Адрес аттракциона П при условии соблюдения необходимой техники безопасности.
Вышеуказанные нормы законодательных актов и представленные суду документы объективно свидетельствуют о том, что аттракцион П, осуществлявший Дата экскурсионно-развлекательную прогулку детей на выделенном органом местного самоуправления участке Адрес не обустроенном или приспособленном и используемом для движения транспортных средств, не обладает признаками транспортного средства для целей ст. 12.8 КоАП РФ. Указанное устройство представляет собой специальную аттракционную технику, изготовленную в порядке индивидуального творчества, является запатентованным промышленным образцом, что подтверждается патентом Номер от Дата и свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) Номер от Дата , выданными патентообладателю ФИО2 Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Возможность эксплуатации данного изделия по дорогам общего пользования не предусмотрена.
Вышеизложенное подтверждается показаниями ФИО1 и ФИО2 в суде, техническими характеристиками аттракциона, а также отсутствием необходимости его сертификации в установленном порядке в качестве механического транспортного средства и регистрации в органах ГИБДД.
Имеющееся в материалах дела заключение автотехнической экспертизы Номер от Дата в силу ч. 6 ст. 26.4 КоАП РФ не является обязательным для судьи и не может быть признано относимым и допустимым доказательством. В частности, заключение не содержит достаточного технического обоснования и ссылок на требования соответствующих ГОСТов и нормативной технической документации по вопросам эксплуатации транспортных средств по дорогам общего пользования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.8 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Пензы Макарычевой Н.В. от Дата , согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев, - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.е. за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Судья В.М. Симонов