Дело № 12-312/2020 (23RS0037-01-2020-005683-75)
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 07 декабря 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края
Чанов Г.М.,
при секретаре Селиховой И.В.,
с участием: представителя ФГУМ «Росморпорт» по доверенности ФИО2,
представителя Росприроднадзора по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГУП «Росморпорт» на постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГУП «Росморпорт» подало жалобу, в которой указало, что вывод государственного инспектора о том, что ФГУП «Росморпорт» не осуществляется уборка водного объекта – акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов основан на неверном толковании норм закона и представленных документов. ФГУП «Росморпорт» право пользования частью водного объекта – акваторией Черного моря в районе между Западным оградительным молом и морским вокзалом в соответствии с требованиями ВК РФ (договором либо решением на водопользование) не передано. Обязанность по уборке водного пространства акватории Черного моря в границах географических координат <адрес> не возлагается на заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО2 подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил постановление отменить и прекратить производство по делу.
Представитель Росприроднадзора по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении жалобы отказать, поскольку обжалуемое постановление является законным и обоснованным. Кроме того, пояснила, что заявителем пропущен срок обжалования постановления.
Обсудив жалобу, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и административный материал, прихожу к следующему.
Оспариваемое постановление вынесено государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба на указанное постановление поступила в Октябрьский районный суд г. Новороссийска ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах установленного КоАП РФ 10-дневного срока обжалования.
Как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, во исполнение Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ г. № рассмотрено обращение ФИО1 с фотоматериалами по вопросу нарушения требований экологического законодательства РФ в акватории Черного моря морского порта Новороссийск, поступившее в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения ФИО1 с представленными фотоматериалами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на поверхности акватории Черного моря морского порта Новороссийск (между западным оградительным молом и морским вокзалом) накапливались следующие различные отходы (деревянная и полиэтиленовая тара, пакеты и т.д.), в связи с тем, что не организована уборка акватории Черного моря и своевременный вывоз данных отходов. Не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления. В связи с вышеизложенным, ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, было вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, в рамках административного расследования определениями были истребованы необходимые сведения у следующих лиц: капитана морского порта Новороссийск, ФГУП «Росморпорт», <данные изъяты>
По результатам проведения административного расследования, было установлено следующее.
Границы морского порта Новороссийск (Краснодарский край) утверждены Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об установлении границ морского порта Новороссийск (Краснодарский край)».
Акватория морского порта Новороссийск передана ФГУП «Росморпорт» и закреплена на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием, что подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№-р Министерства имущественных отношений РФ «О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт»», актом № бб от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - Выписка).
Согласно выписке акватория порта Новороссийск имеет кадастровый № и адрес: <адрес>, <адрес>
Также, ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля опрошена ФИО1. Согласно объяснениям ФИО1ДД.ММ.ГГГГ на поверхности акватории Черного моря между западным оградительным молом и морским вокзалом (район географических координат <адрес> наблюдала отходы (мусор) такие как: пластик, пакеты, деревянная конструкция и т. д. Данный факт подтверждается фотоматериалами. Данные отходы (мусор) в вышеуказанном месте на поверхности акватории Черного моря наблюдала и в другие дни, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается фотоматериалами.
Таким образом, установлено, что ФГУП «Росморпорт» с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в границах акватории морского порта Новороссийск (между западным оградительным молом и морским вокзалом) не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды. Не осуществлялась уборка акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов. Не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01,2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В силу п.3 ч.2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
ФГУП «Росморпорт» с ДД.ММ.ГГГГ в границах акватории морского порта Новороссийск (между западным оградительным молом и морским вокзалом) не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды. Не осуществлялась уборка акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов. Не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления.
Таким образом, административным органом правильно установлено в действиях (бездействии) ФГУП «Росморпорт» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
ФГУП «Росморпорт» при осуществлении своей деятельности обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования этим юридическим лицом были нарушены.
В силу ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Доводы ФГУП «Росморпорт» о том, что предприятие как лицо, осуществляющее хозяйственное ведение гидротехническим сооружением, не несет обязанность по очистке его территории от мусора, является необоснованным, так как опровергается материалами дела.
Поскольку гидротехническое сооружение находится у ФГУП «Росморпорт» в оперативном управлении, то Кубанское БВУ как территориальный орган Росводресурсов не имеет полномочий по уборке части акватории Черного моря. В связи с чем довод ФГУП «Росморпорт» о том, что ответственным за уборку мусора на всей акватории Черного моря является Кубанское бассейновое водное управление, является несостоятельным.
Таким образом, административный орган правомерно привлек ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ ввиду наличия в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции статьи.
Нарушений государственным инспектором норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление по делу об административном правонарушении государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора №-№ от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФГУП «Росморпорт» – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.
Судья /подпись/ Г.М. Чанов