Дело № 12-312/2020 (23RS0037-01-2020-005683-75)
РЕШЕНИЕ
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Кириленко И.В. при секретаре Станьковой И.В.,
рассмотрев жалобу директора ФГУП «Росморпорт» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО2 от 21.05.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора №-КНД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГУП «Росморпорт» подало жалобу, в которой указало, что вывод государственного инспектора о том, что ФГУП «Росморпорт» не осуществляется уборка водного объекта – акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов основан на неверном толковании норм закона и представленных документов. ФГУП «Росморпорт» право пользования частью водного объекта – акваторией Черного моря в районе между Западным оградительным молом и морским вокзалом в соответствии с требованиями ВК РФ (договором либо решением на водопользование) не передано. Обязанность по уборке водного пространства акватории Черного моря в границах географических координат 44.718088, 37,785581 не возлагается на заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО4 и ФИО5 подтвердили доводы, изложенные в жалобе, просили постановление отменить и прекратить производство по делу.
Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, направили копию административного дела.
Обсудив жалобу, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и административный материал, прихожу к следующему.
Как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении и материалов дела, 06.04.2021г. в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора (далее - Управление) поступило обращение гр. ФИО6 (вх. №-ог от ДД.ММ.ГГГГ) содержащее сведения о загрязнении отходами производства и потребления акватории Черного моря морского порта Новороссийск в районе западного мола, которое было зафиксированоДД.ММ.ГГГГ в районе географических координат 44.718125, 37.785658.
С целью проверки доводов обращения, на основании Приказа Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора от 21,04.2021 №-КНД, ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование акватории Черного моря в указанном районе, в ходе которого также установлено скопление плавающего мусора на акватории в районе географических координат 44.718088, 37.785581.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст, 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву,
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах. Использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в Пользование.
В соответствии с п. 1 ст, 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В силу п. 3 ч. 2. ст, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Исходя из положений ст, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07,1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся: здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Границы морского порта Новороссийск (<адрес>) утверждены Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об установлении границ морского порта Новороссийск (<адрес>)».
По имеющейся в Управлении информации, акватория морского порта Новороссийск передана ФГУП «Росморпорт» и закреплена на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием распоряжением от 30.03,2004 №-р Министерства имущественных отношений РФ «О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт»», актом № от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - Выписка). Согласно Выписке, акватория порта Новороссийск имеет кадастровый № и адрес: <адрес>, Новороссийский морской порт, Порт Новороссийск.
Таким образом, установлено, что ФГУП «Росморпорт» ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ в границах акватории морского порта Новороссийск (между западным оградительным молом и морским вокзалом, в районе географических координат в районе географических координат 44.718088, 37.785581) не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды. Не осуществлялась уборка акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов. Не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления.
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установлено, что юридическое лицо - ФГУП «Росморпорт» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГУП «Росморпорт» при осуществлении своей деятельности обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования этим юридическим лицом были нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01,2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В силу п.3 ч.2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
ФГУП «Росморпорт» ДД.ММ.ГГГГ в границах акватории морского порта Новороссийск (между западным оградительным молом и морским вокзалом) не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды. Не осуществлялась уборка акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов. Не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления.
Таким образом, административным органом правильно установлено в действиях (бездействии) ФГУП «Росморпорт» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
ФГУП «Росморпорт» при осуществлении своей деятельности обязано обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, однако, указанные требования этим юридическим лицом были нарушены.
В силу ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Доводы ФГУП «Росморпорт» о том, что предприятие как лицо, осуществляющее хозяйственное ведение гидротехническим сооружением, не несет обязанность по очистке его территории от мусора, является необоснованным, так как опровергается материалами дела.
Поскольку гидротехническое сооружение находится у ФГУП «Росморпорт» в оперативном управлении, то Кубанское БВУ как территориальный орган Росводресурсов не имеет полномочий по уборке части акватории Черного моря. В связи с чем довод ФГУП «Росморпорт» о том, что ответственным за уборку мусора на всей акватории Черного моря является Кубанское бассейновое водное управление, является несостоятельным.
Таким образом, административный орган правомерно привлек ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ ввиду наличия в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции статьи.
Нарушений государственным инспектором норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление №-КНД/ПР/2021 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 160.000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ФГУП «Росморпорт» без удовлетворения.
Настоящее Решение может быть обжаловано <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО1