Дело № 12-312/22
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
03 марта 2022 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Мизюк Е.В., действующей в интересах начальника краевого государственного казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» Корниенко Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление первого заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Савина Н.А. от 06.12.2021 № 84-21-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением первого заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Савина Н.А. от 06.12.2021 № 84-21-АП начальника краевого государственного казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» (далее по тексту – Управление по делам ГОЧС и ПБ, Управление) Корниенко В.Н. подвергнут наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.
Данным постановлением Корниенко В.Н. признан виновным в нарушении им 10.02.2021 по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: г.Хабаровск, ул.Волочаевская, д.146 требований п.2 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ввиду несоблюдения порядка оплаты по контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ на поставку пиломатериалов в количестве 83,48 м? в сумме 905 461,34 рублей, определенного пунктом 3.2 раздела 3 названного контракта, по причине просрочки оплаты за поставленный товар на 37 рабочих дней.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Мизюк Е.В. обратилась в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование указала, что согласно ст.ст.12, 72, 161, 162, 219, 242, 264.1 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Погашение задолженности неисполненных контрактов 2020 года программой и сметой не предусмотрены. В сведениях № о бюджетном обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ обязательство перерегистрировано УФК по Хабаровскому краю как сумма неисполненного обязательства прошлых лет. Принятые и неисполненные в текущем году денежные обязательства должны быть предусмотрены в очередном финансовом году в установленном бюджетным законодательством порядке. В противном случае оплата за счет средств бюджета текущего года кредиторской задолженности прошлого года, является неправомерным расходованием бюджетных средств. Главному распорядителю бюджетных средств – Комитету гражданской защиты Правительства Хабаровского края 05.02.2021 № 05-24-193 направлено письмо о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств по неисполненным обязательствам отчетного финансового года, подлежащих оплате в текущем финансовом году. 01.04.2021 главному распорядителю бюджетных средств Комитету гражданской защиты Правительства Хабаровского края были выделены дополнительные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств для исполнения обязательств по оплате неисполненных контрактов в 2020 году. Денежные средства из Комитета поступили в КГКУ «Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края». Оплата по контракту № была проведена сразу же после выделения дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по оплате неисполненных контрактов в 2020 году. В соответствии с письмом ФАС от 28.08.2019 № ИА/74989/19 «О порядке возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.7.32.5 КоАП РФ», при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объект административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в связи с чем, должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение. Таким образом, должностные лица учреждения руководствовались действующими на тот момент законодательством и нормативными документами. Соответственно, состав вменяемого Корниенко В.Н. административного правонарушения в его действиях отсутствует, как и само событие административного правонарушения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилось. О времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении извещалось посредством направления заказной почтовой корреспонденции и электронной связи через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Ходатайств о рассмотрении дела с обязательным участием заявителя и привлекаемого к ответственности лица, а также об отложении рассмотрения жалобы, не поступало. Помимо этого, от Корниенко В.Н. поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие с участием защитника Мизюк Е.В.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, судья находит возможным, рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, тем более, что участие защитника обеспечено.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Мизюк Е.В. в полном объеме поддержала изложенные в обжалуемом постановлении доводы, полагая его законным, обоснованным и мотивированным, а жалобу – удовлетворению не подлежащей. Дополнительно пояснила, что по данному делу должностным лицом Комитете государственного контроля Правительства края составлено в отношении Корниенко В.Н. составлено два протокола об одном и том же административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в отношении него возбуждено два дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, что означает привлечение за одно и то же правонарушение к ответственности дважды. Данное обстоятельство является существенным нарушением действующего законодательства и должно повлечь отмену обжалуемого постановления, а также прекращение производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – консультант отдела финансового контроля комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО4, полагал вынесенное постановление законным, обоснованным и мотивированным, а жалобу – удовлетворению не подлежащей. Тем не менее, подтвердил, что 09.11.2021 в отношении Корниенко В.Н. им был составлен протокол № 64 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ. Однако 17.11.2021 первым заместителем председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО3 данный протокол был возвращен ему для устранения недостатков, препятствующих рассмотрению дела по существу. Так как это был его первый опыт, и он не знал, каким образом следует данные недостатки устранить, он решил составить в отношении Корниенко В.Н. новый протокол о том же самом административном правонарушении, что и сделал ДД.ММ.ГГГГ. При этом первый протокол недопустимым доказательством по делу не признавался и не исключался из объема имеющихся доказательств. Производство по первому возбужденному протоколом № в отношении Корниенко В.Н. делу об административном правонарушении не прекращалось. В основу обжалуемого постановления лег протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, изучив изложенные в жалобе доводы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Часть 1 ст.7.32.5 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, что влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно – установленные законом обязанности.
Вступая в общественные отношения в области охраны собственности, равно как в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и другие злоупотреблений в сфере таких закупок.
На основании ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при заключении контракта указывается, что его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В силу ч.13.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 данного закона, за исключением случая, указанного в его ч.8 ст.30, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства по контракту (договору) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями контракта и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что 26.11.2020 между КГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» и ООО «Опора-ДВ» заключен государственный контракт № на поставку пиломатериалов, цена которого составляет 905 461,34 рублей, срок поставки определен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Оплата за поставку осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на счет Поставщика в течение 7 рабочих дней после подписания Заказчиком товарной накладной и акта приема-передачи товара.
В соответствии условиями Контракта, ООО «Опора-ДВ» обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку пиломатериалов в соответствии со Спецификацией (приложение № 1) и Технической частью (приложение № 2), а КГКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный товар..
Приемка оборудования осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. По факту приемки оборудования Поставщик и Заказчик подписывают акт приема-передачи (приложение № 3 к Контракту).
Также Поставщик обязуется осуществить поставку медицинских изделий в соответствии со спецификацией к Контракту и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика.
Разделом 3 закреплен порядок оплаты обязательств по Контракту Заказчиком.
Оплата за поставку Товара осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на счет Поставщика, указанный в контракте, на основании выставленного Поставщиком счета или счета-фактуры в течение 7 рабочих дней после подписания Заказчиком товарной накладной и Акта приема-передачи Товара.
Расчет осуществляется по факту поставки всего Товара.
Итоговый акт приема-передачи товара подписан ДД.ММ.ГГГГ.
Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ №№ и 645212 проведена окончательная оплата по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в размере 905 461,34 рубля.
Таким образом, по указанному контракту Заказчиком нарушен порядок оплаты контракта на 37 рабочих дней.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, консультантом отдела финансового контроля комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО4 в отношении начальника краевого государственного казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» Корниенко В.Н. составлен протокол № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.
Постановлением первого заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО3 Корниенко В.Н. подвергнут наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.
Приказом председателя Комитета Правительства края по гражданской защите ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№-ЛС Корниенко В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность начальника краевого государственного казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края».
Между тем, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч.4 ст.28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
В отношении Корниенко В.Н. консультантом отдела финансового контроля комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО4ДД.ММ.ГГГГ путем составления протокола № об административном правонарушении возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, по факту нарушения им ДД.ММ.ГГГГ по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: <адрес> требований п.2 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ввиду несоблюдения порядка оплаты по контракту от 26.№ на поставку пиломатериалов в количестве 83,48 м.куб. в сумме 905 461,34 рублей, определенного пунктом 3.2 раздела 3 названного контракта, по причине просрочки оплаты за поставленный товар на 37 рабочих дней.
ДД.ММ.ГГГГ тем же должностным лицом в отношении Корниенко В.Н. по тому же самому факту возбуждено еще одно дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, путем составления протокола об административном правонарушении №.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению в числе прочих подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
По правилам ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ№ в установленном законом порядке недопустимым доказательством не признавался, определение об этом не выносилось.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, возбужденному в отношении Корниенко В.Н. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным протоколом, не прекращалось.
Какая-либо оценка указанному доказательству в соответствии с требованиями ст.ст.26.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-АП в отношении Корниенко В.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, по существу не давалась.
Наличие в материалах дела двух протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, лишало привлекаемое к ответственности лицо возможности четко знать от сформулированного в каком из них обвинения ему предстоит защищаться, что, соответственно, существенным образом повлияло на его право на защиту.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о нарушении в ходе рассмотрения дела вышеуказанным должностным лицом требований ст.ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, что влечет отмену вынесенного постановления, а также порядка привлечения Корниенко В.Н. к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Перечисленные нарушения являются существенными и невосполнимыми в судебном заседании, не позволившими должностному лицу административного органа всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему законное, обоснованное и мотивированное решение.
В силу пункта 6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что на момент рассмотрения данного дела судом апелляционной инстанции, срок привлечения Корниенко В.Н. к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление первого заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-АП, которым начальника краевого государственного казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» Корниенко В.Н. подвергнут наказанию в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление первого заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края Савина Н.А. от 06.12.2021 № 84-21-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, которым начальник краевого государственного казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» Корниенко В.Н. подвергнут наказанию в виде предупреждения, отменить, производство по делу – прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.
Судья Я.Ю.Сидоров