ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-313/18 от 06.12.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-1449/2018

(в районном суде № 12-313/2018) судья Ужанская Н.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Корогодове Д.А., рассмотрев 06 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на решение судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении

Должностного лица – генерального директора Национального союза «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс» Виреховского Е. В., <дата> г.р., уроженца г. Ленинграда, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>;

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.06.2018 г. № ЦА-44-ДЛ-18-8101/3010-1 Виреховский Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Вина Виреховского Е.В. установлена в следующем:

23 мая 2018 года консультантом отдела надзора за СРО Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России <...> С.С.в отношении генерального директора Национального союза «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс» (далее - НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс», Союз) Виреховского Е.В. составлен протокол об административном правонарушении № ЦА-44-ДЛ-18-8101/1020-1, которым зафиксированы следующие обстоятельства.

22.03.2018 Департаментом микрофинансового рынка Банка России (далее - Департамент) в адрес НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» направлен запрос №... о предоставлении в отношении КПК <...> (ИНН №...), КПК <...> (ИНН №...), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, оф. 13, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения Запроса копий следующих документов: приложения к актам плановых проверок Союза, проведенных в 2017 году, а также сведения, информацию и материалы, на основании которых были проведены данные проверки, в том числе первичные документы бухгалтерского учета; протоколы контрольного комитета Союза, принятые в 2017-2018 годах; документы или сведения, подтверждающие устранение выявленных нарушений (далее - Запрос).

Запрос направлен НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» через личный кабинет участника информационного обмена без досылки бумажного экземпляра.

В соответствии с пунктом 1.2 Указания Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание № 4600-У) саморегулируемые организации в сфере финансовых рынков должны обеспечить получение от Банка России электронных документов, посредством использования информационных ресурсов.

Согласно пункту 4.3 Указания № 4600-У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.

Запрос успешно размещен в личном кабинете 22.03.2018 в 17:53:17. Документу присвоен уникальный ID D3353AE6-DF95-4F31-BFF0-70B8AB47F884. Соответственно документ получен НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» 23.03.2018 в 17:53:17.

Таким образом, срок исполнения запроса истекал 06.04.2018.

В Банк России поступило ходатайство Союза исх. № №... от 28.03.2018 (вх. № №... от 29.03.2018, далее - Ходатайство) с просьбой предоставить отсрочку исполнения Запроса не менее 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения Ходатайства Департамент принял решение (письмо от 02.04.2018 №...) об установлении нового срока предоставления ответа на Запрос - 12.04.2018.

Письмом от 12.04.2018 № №... (вх. №... от 13.04.2018) Союз предоставил ответ на Запрос с приложением копий приложений к актам плановых проверок Союза не в полном объеме.

Письмом от 08.05.2018 № №... (вх. №... от 11.05.2018) Союз направил в адрес Банка России приложение к акту плановой проверки КПК <...>

Вместе с тем, указанный документ должен был быть представлен в Банк России не позднее 12.04.2018.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно пункту 9.1 статьи 9 Устава Союза к компетенции генерального директора относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности Союза, не относящиеся к компетенции Общего собрания и Правления Союза. На основании решения Общего собрания членов Союза от 17.07.2014 №... полномочия генерального директора продлены на срок 5 лет.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ совершивший административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7.3 КоАП РФ, руководитель организации, осуществляющий полномочия единоличного исполнительного органа организации, несет административную ответственность как должностное лицо.

Нарушение срока представления Союзом документов и информации по Запросу свидетельствует о ненадлежащем исполнении генеральным директором НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» Е.В. Виреховским своих служебных обязанностей.

Учитывая изложенное, в протоколе от 23 мая 2018 года составленным консультантом отдела надзора за СРО Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России Верник С.С. сделан вывод о нарушении НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» установленного Запросом срока предоставления документов и информации на 18 рабочих дней и, как следствие, о совершении генеральным директором НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» Виреховским Е. В. административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.7.3 КоАП РФ.

Виреховский Е.В. направил жалобу в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга об отмене указанного постановления.

Решением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 года постановление заместителя начальника Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.06.2018 г. № №... в отношении Виреховского Е.В. оставлено без изменения, жалоба Виреховского Е.В. – без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением, Виреховский Е.В. подал жалобу в Санкт-Петербургский городской суд об отмене вынесенного решения и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указал, что с февраля 2018 года, в соответствии с Указаниями Банка России от 03.11.2017 г. № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» взаимодействие и документооборот между Союзом и контрольным органом начиная с февраля 2018 г. стали осуществляться посредством использования личного кабинета участника информационного обмена, расположенного на официальном интернет-сайте Центрального Банка России.

Работа с личным кабинетом производится в соответствии с Руководством пользователя, утвержденным ЦБ России, объем которого составляет около 150 листов, и редакция которого практически ежемесячно обновляется.

На рассмотрении Союза систематически находятся запросы Банка России (более 120 только за 1 полугодие 2018 года), которые требуют подготовки очень большого количества документов, их перевода в электронную форму в соответствии с требованиями Банка России, что существенно усложняет обычную хозяйственную деятельность заявителя. Как вновь созданная программно- техническая служба, личный кабинет участника информационного обмена на сайте Центробанка в процессе эксплуатации давал периодические сбои. Руководство по использованию личного кабинета не содержит исчерпывающей информации относительно действий пользователя, а также устранения возникающих неполадок и сбоев. Это вынуждало ответственных сотрудников Союза регулярно обращаться к представителям ЦБ России на телефон «горячей -линии» для получения разъяснений и консультаций, причем связь с «горячей линией» возможна была не всегда.

Одним из новых элементов функционирования личного кабинета является установление для каждого из пользователей лимита квоты хранения истории обмена электронных сообщений. При этом информацией о текущем объеме использованной квоты, остатке допустимого объема загружаемой информации, а также технических последствиях превышения предоставленной квоты, сам пользователь не располагает. Информация об остатке лимита квоты предоставляется только со стороны ЦБ РФ. В частности, такая информация была получена Союзом от ЦБ РФ 13.04.2018 г., согласно которой текущий лимит составлял менее 10% от установленного Союзу объема. Такая информация носила не конкретизированный характер (от 0 до 10%, что является для пользователя существенной разницей) и не позволяла Союзу оперировать текущим объемом квоты при отсутствии абсолютных величин свободного остатка лимита. Кроме того, Руководство пользователя личного кабинета не содержит сведений о технических последствиях исчерпания квоты, что дает основания предполагать, что отсутствие свободного остатка лимита квоты приводит к уничтожению (стиранию) либо не загрузке части размещенной информации.

Таким образом, действия должностного лица, расцененные Центральным Банком России как противоправные, влекущие за собой привлечение к административной ответственности, осуществлялись Виреховским Е.В. в условиях совершенно нового, технически и программно несовершенного, досконально неосвоенного механизма функционирования личного кабинета участника информационного обмена.

Исходя из обстоятельств дела, следует, что, начиная с момента получения запроса со стороны Банка России на предоставление информации заявителем была проявлена должная степень заботливости и осмотрительности при подготовке ответа на запрос. Так, с учетом нехватки времени на подготовку большого объема документов, заявителем было своевременно заявлено ходатайство о продлении срока для подготовки ответа на запрос, которое было Банком России удовлетворено. Весь объем необходимых к предоставлению документов был своевременно подготовлен к отправке в ЦБ России.

Однако, ни заявитель, ни представитель Банка России не располагают и не предоставили в суд объективных доказательств того, по какой причине часть информации не была загружена в личный кабинет участника информационного обмена, явилось это следствием технического или программного сбоя, произошедшего на официальном интернет-сайте Банка России либо следствием недосмотра или ошибки, допущенной сотрудником Союза. Вывод суда относительно того, что в случае возникновения сбоя на сайте Банка России размещается информация с указанием даты и времени прекращения приема электронных документов является теоретическим, основанным на нормах Указания ЦБ РФ №...-У. Такой вывод не вытекает из фактических обстоятельств данного дела и не учитывает того факта, что отсутствие информации о сбое на сайте Центробанка может быть результатом того же самого сбоя.

Также является спорным и сделанный судом вывод об отсутствии со стороны Союза должного контроля за объемом и полнотой выгруженной в личный кабинет участника информационного обмена информации, что свидетельствует о недобросовестном отношении к исполнению своих обязанностей. Не предоставление затребованной документации и отсутствие должного контроля за тем, чтобы она дошла до адресата с учетом применения новаторских технических служб, представляет собой по своей сути и степени общественной опасности разные виды действий (бездействия), которые не могут охватываться единым составом КоАП РФ.

В обжалуемом решении суда никак не обосновано, каким образом случайно образовавшаяся просрочка в предоставлении документации сроком в 18 дней могла повлиять на своевременное реагирование со стороны осуществляющего контрольные функции банка России или затронуть права и законные интересы пайщиков входящих в Союз кредитных кооперативов.

Как видно из материалов дела, затребованная ЦБ России документация носила повседневный, рутинный характер, сам запрос не был сделан в рамках какой-либо срочной проверки, по результатам предоставления информации Банком России не было предпринято никаких управленческих или надзорных мер в отношении Союза.

С учетом фактических обстоятельств дела, у суда имелись все основания для того, чтобы расценить просрочку со стороны Союза в предоставлении истребованных документов сроком в 18 дней как незначительную. Обстоятельства, связанные со своевременной подготовкой истребованных документов, незамедлительным предоставлением недостающих документов после извещения об этом со стороны Банка России, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, как обстоятельства смягчающие административную ответственность заявителя.

Также в обжалуемом решении отсутствуют конкретные действия (бездействие), вменяемые в вину Виреховскому Е.В. как должностному лицу, а также вывод о наличии вины в форме умысла или неосторожности.

Следует отметить, что фактические обстоятельства дела со всей очевидностью свидетельствуют об отсутствии в действиях Виреховского умысла на совершение административного правонарушения, что также должно быть расценено судом как смягчающее его вину обстоятельство.

Виреховский Е.В., его защитник Сергеев Д.Г. в Санкт-Петербургский городской суд явились, доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Главный юрисконсульт отдела правового обеспечения хозяйственной деятельности юридического управления Северо-Западного ГУ Банка России <...> Е.А., допрошенная в качестве свидетеля, представила отзыв на жалобу, пояснила, что ч. 5 ст. 28 Федерального закона №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях сфере финансового рынка» установлена обязанность саморегулируемой организации по предоставлению в Банк России по его запросу информации и документов, необходимых для осуществления им надзорных функций. Виреховский Е.В., являясь генеральным директором НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс», совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных функций, несет административную ответственность как должностное лицо.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе скриншота страницы исходящих сообщений личного кабинета УИО в отношении документов, направленных Союзом в Банк России 12.04.2018 в ответ на Запрос, непосредственно представленного Виреховским Е.В. в материалы дела, у генерального директора Союза Виреховского Е.В. имелась техническая возможность для своевременной проверки объема размещенной 12.04.2018 в личном кабинете информации для обнаружения ее недостатка и своевременного восполнения.

При этом, как следует из пояснений генерального директора Союза Виреховского Е.В., представленных должностному лицу Банка России в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, а также представленных Суду при рассмотрении дела №..., объем информации, представляемой в Банк России 12.04.2018 в ответ на Запрос, не проверялся Виреховским Е.В. на предмет его комплектности и соответствия требованиям Запроса.

Из материалов административного дела следует и Виреховским Е.В. не оспаривается, что приложения к акту плановой проверки Союзом КПК «СКСК» были представлены НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» в Банк России с нарушением срока, установленного Запросом, на 18 рабочих дней.

Учитывая изложенное, Виреховский Е.В., являясь генеральным директором НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс», не обеспечил исполнение Союзом обязанности по предоставлению в Банк России по его запросу информации и документов, необходимых для осуществления Банком России надзорных функций.

Указанные обстоятельства, наряду с выявленными Банком России в период осуществлении Виреховским Е.В. непосредственного руководства Союзом в качестве генерального директора грубыми нарушениями НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» законодательства Российской Федерации при проведении проверок кредитных потребительских кооперативов, неоднократным нарушением Союзом сроков исполнения запросов и предписаний Банка России, нарушением сроков представления отчетности в Банк России, явились основанием для принятия 23.08.2018 Банком России решения о прекращении статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы, - Национальный союз «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс».

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, за исключением случаев, если в соответствии со страховым законодательством, законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах Банком России дается предписание об устранении нарушения страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях и о ломбардах, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как установлено должностным лицом и судом первой инстанции, 22.03.2018 Департаментом микрофинансового рынка Банка России (далее - Департамент) в адрес НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» направлен запрос №... о предоставлении в отношении КПК <...> (ИНН №...), КПК <...> (ИНН №...) в срок не позднее десяти рабочих дней с даты получения Запроса копий следующих документов: приложения к актам плановых проверок Союза, проведенных в 2017 году, а также сведения, информацию и материалы, на основании которых были проведены данные проверки, в том числе первичные документы бухгалтерского учета; протоколы контрольного комитета Союза, принятые в 2017-2018 годах; документы или сведения, подтверждающие устранение выявленных нарушений (далее - Запрос).

Запрос направлен НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» через личный кабинет участника информационного обмена без досылки бумажного экземпляра.

Запрос успешно размещен в личном кабинете 22.03.2018 в 17:53:17. Документу присвоен уникальный ID №.... Соответственно документ получен НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» 23.03.2018 в 17:53:17 срок исполнения запроса истекал 06.04.2018.

В Банк России поступило ходатайство Союза исх. № №... от 28.03.2018 (вх. №... от 29.03.2018, далее - Ходатайство) с просьбой предоставить отсрочку исполнения Запроса не менее 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения Ходатайства Департамент принял решение (письмо от 02.04.2018 №...) об установлении нового срока предоставления ответа на Запрос - 12.04.2018.

Письмом от 12.04.2018 № №... (вх. №... от 13.04.2018) Союз предоставил ответ на Запрос с приложением копий приложений к актам плановых проверок Союза не в полном объеме.

Письмом от 08.05.2018 № ЕВ08-05-18-ЦБ/1 (вх. №... от 11.05.2018) Союз направил в адрес Банка России приложение к акту плановой проверки КПК «СКСК», в то время как указанный документ должен был быть представлен в Банк России не позднее 12.04.2018.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: запросом №... от 22.032018г., письмом Центрального Банка Российской Федерации №... от 02 апреля 2018г. об установлении нового срока предоставления ответа на запрос до 12 апреля 2018г., письмом об отправке запрашиваемых документов №№... от 12 апреля 2018г. (с приложениями), письмом о направлении недостающих документов №№... от 08 мая 2018г. (с приложениями), с нарушением срока на 18 дней.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины Виреховского Е.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Решением Общего собрания членов Союза от 17.07.2014г. Виреховский Е.В. переизбран генеральным директором НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» сроком на 5 лет.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с положениями пункта 9.1 Устава Союза (ред. от 06.10.2017) генеральный директор осуществляет руководство деятельностью НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, решениями Общего собрания членов Союза, решениями Правления; к компетенции генерального директора Союза относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности Союза, не относящиеся к компетенции Общего собрания членов Союза и Правления Союза, генеральный директор Союза решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности.

В силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) под саморегулированием в сфере финансового рынка понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется саморегулируемыми организациями, и содержанием которой являются разработка стандартов деятельности таких финансовых организаций и контроль за соблюдением требований указанных стандартов.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 36 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к функциям саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов относится осуществление контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, положений их уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации. Указанные функции, согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 190-ФЗ, осуществляются, в том числе, путем проведения плановых проверок, проводимых не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Предметом надзора Банка России за деятельностью саморегулируемой организации является соблюдение этой саморегулируемой организацией требований, установленных Федеральным законом № 223-ФЗ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, базовыми стандартами, внутренними стандартами, а также проверки, которые осуществляет саморегулируемая организация в отношении своих членов (часть 2 статьи 28 Федерального закона № 223-ФЗ).

Частью 5 статьи 28 Федерального закона № 223-ФЗ установлена обязанность саморегулируемой организации по предоставлению в Банк России по его запросу информации и документов, необходимых для осуществления им надзорных функций.

Порядок взаимодействия Банка России с саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету, в случае если указанное взаимодействие предусмотрено законодательством Российской Федерации, установлен Указанием Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание № 4600-У).

В соответствии с пунктом 1.1 Указания № 4600-У саморегулируемые организации в сфере финансового рынка (далее - поднадзорные организации) посредством использования информационных ресурсов должны направлять в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, в том числе запросы, должны осуществлять иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также должны получать от Банка России документы (информацию), сведения, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица (далее - УКЭП), в том числе зашифрованных с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

Направление в Банк России электронных документов участником информационного обмена должно осуществляться посредством личного кабинета (пункт 2.1 Указания № 4600-У).

Осуществляемая Банком России в соответствии с пунктом 3.1 Указания № 4600-У проверка УКЭП (на подтверждение подлинности и контроля целостности), форматно-логического контроля электронного документа, даты отправления, даты представления электронного документа, проверка на отсутствие вредоносного кода, не предусматривает осуществление Банком России на этапе регистрации электронного документа проверки на предмет полноты исполнения поднадзорной организацией запроса (предписания) Банка России.

Во исполнение требований пункта 2.2 Указания № 4600-У на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.cbr.ru, в разделе «Личный кабинет участника информационного обмена - Инструкции и иная информация о технологии подготовки и направления электронных документов в Банк России - Инструкция по работе с Личным кабинетом участника информационного обмена» размещено Руководство пользователя.

Разделом 4.7 Руководства пользователя регламентированы действия участника информационного обмена при работе с запросами и предписаниями Банка России, в том числе определены возможные форматы прикрепляемых файлов (п.п. 4.7.1 Руководства пользователя), а также приведена информация о невозможности прикрепления файлов и выведении на экран автоматического сообщения об ошибке в случае несоответствия форматов прикрепляемых файлов или превышения квоты электронного сообщения.

В пункте 4.7.2 Руководства пользователя приведены подробные инструкции относительно возможности просмотра участником информационного обмена направленного в Банк России ответа и соответствующей квитанции (каждое исходящее электронное сообщение сопровождается квитанциями со статусами обработки направленного электронного сообщения, которые содержат информацию о результатах контроля и причинах прекращения обработки электронного сообщения в случае отрицательного результата контроля (п.п. 4.8.3 Руководства пользователя).

Указанное подтверждается представленной Виреховским Е.В. и приобщенной в материалы дела информацией, содержащейся в скриншоте страницы исходящих сообщений личного кабинета УИО в отношении документов, направленных Союзом в Банк России 12.04.2018 в ответ на запрос.

Содержащийся в указанном скриншоте общий размер данных, направленных Союзом 12.04.2018 в Банк России посредством личного кабинета в ответ на Запрос (122,41 Мб), существенно меньше общего размера исходных файлов (314 Мб), сформированных Союзом 12.04.2018 в ответ на Запрос и представленных в Главное управление на CD-R диске (письмо Союза исх. № №... от 04.06.2018).

Согласно пункту 4.2 Руководства пользователя в верхней части каждого из разделов личного кабинета УИО расположена информация по квоте хранения истории обмена электронными сообщениями, кроме того, при раскрытии указанной информации к просмотру становится доступным абсолютное значение использования квоты хранения истории обмена электронными сообщениями и максимального размера передаваемого сообщения. При снижении размера квоты хранения истории обмена электронными сообщениями менее 10 %, участнику информационного обмена автоматически направляется соответствующее уведомление, что также подтверждается скриншотом личного кабинета УИО.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе скриншота страницы исходящих сообщений личного кабинета УИО в отношении документов, направленных Союзом в Банк России 12.04.2018 в ответ на Запрос, непосредственно представленного Виреховским Е.В. в материалы дела, у генерального директора Союза Виреховского Е.В. имелась техническая возможность для своевременной проверки объема размещенной 12.04.2018 в личном кабинете информации для обнаружения ее недостатка и своевременного восполнения.

При этом, как следует из пояснений генерального директора Союза Виреховского Е.В., представленных суду первой инстанции, объем информации, представляемой в Банк России 12.04.2018 в ответ на Запрос, не проверялся Виреховским Е.В. на предмет его комплектности и соответствия требованиям Запроса.

Согласно пункту 3.6 Указания № 4600-У в случае возникновения сбоя на сайте Банка России размещается информация с указанием даты и времени (по московскому времени) прекращения приема электронных документов Банком России. После устранения сбоя на сайте Банка России размещается информация с указанием даты и времени (по московскому времени) возобновления приема электронных документов Банком России.

Информация о произошедшем сбое должна быть доступна на сайте Банка России не менее одного календарного года с даты ее размещения.

Как следует из отзыва заместителя начальника Северо-Западного ГУ Банка России <...> Н.Ю. на жалобу Виреховского Е.В., в разделе «Информация о сбоях при представлении электронных документов в Банк России», размещенном на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.cbr.ru, «Личный кабинет участника информационного обмена - Информация о сбоях при представлении электронных документов в Банк России», по состоянию на 12.04.2018 информация относительно неработоспособности личного кабинета УИО в части приема ответов на запросы/предписания (требования) Банка России на сайте Банка России отсутствует.

Виреховским Е.В. не оспаривается, что приложения к акту плановой проверки Союзом КПК <...> были представлены НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» в Банк России с нарушением срока, установленного Запросом, на 18 рабочих дней.

Довод жалобы об отсутствии у Виреховского Е.В. оснований для осуществления контроля за направляемыми в Банк России информацией и документами по причине прохождения проверки УКЭП, а также последующей регистрации Банком России представленных 12.04.2018 Союзом документов, основан на неверном толковании требований нормативного акта Банка России.

Довод жалобы о том, что с учетом фактических обстоятельств дела, наличия смягчающих вину обстоятельств, отсутствие вреда и тяжести наступивших последствий, у суда имелись основания для оценки деяния, совершенного Виреховским Е.В., как малозначительного, нахожу несостоятельным по следующим основаниям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Представление в Банк России информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления Банком России (должностным лицом) его законной деятельности, во исполнение требований Запроса с нарушением срока на 18 рабочих дней было осуществлено Союзом только после соответствующего уведомления со стороны Банка России о некомплектности представленных документов, что наряду с пренебрежительным отношением генерального директора Виреховского Е.В. к исполнению требований законодательства о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка, привело к невозможности осуществления надзорным органом своевременной оценки деятельности Союза в сфере осуществления последним контрольных функций в отношении одного из своих членов, что, в свою очередь, создает предпосылки возникновения существенной угрозы правам и законным интересам пайщиков кредитных потребительских кооперативов.

Доводы жалобы о том, что дата уведомления Банком России о некомплектности представленных Союзом документов во исполнение требований запроса свидетельствует о том, что представленные Союзом 12.04.2018г. документы были приняты к рассмотрению только 03.05.2018 и их проверка не носила для Банка России неотложного характера, в том числе не воспрепятствовала осуществлению надзорным органом его законной деятельности, являются несостоятельными в силу следующего.

Профильным подразделением Банка России, осуществляющим надзор и контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы (СРО КПК), к числу которых до 23.08.2018 относился Союз, является Департамент микрофинансового рынка Банка России.

Осуществление контроля и надзора за деятельностью СРО КПК реализовано Департаментом в соответствии с установленным внутренним порядком, в том числе на ежеквартальной основе путем осуществления выборочных проверок и анализа представленных СРО КПК документов в соответствии с Запросами Департамента, с последующим оформлением аналитических заключений, содержащих информацию о наличии/отсутствии нарушений в деятельности СРО КПК.

Согласно единому реестру саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, размещенному на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.cbr.ru), в настоящее время в реестре содержатся сведения о 7 саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные потребительские кооперативы.

Предоставляемая в Банк России информация (ответы более чем на 120 запросов за 2018 год) предполагает подготовку значительного объема сведений и документов, в том числе подразумевает необходимость наличия в штате Союза специальных сотрудников.

В этой связи, общий объем документов, поступающих в Департамент от поднадзорных СРО КПК и требующих соответствующего рассмотрения на предмет соблюдения СРО КПК требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, базовыми стандартами, внутренними стандартами, а также проверки, которые осуществляет саморегулируемая организация в отношении своих членов, требует достаточного временного ресурса.

Определенные Департаментом в запросах о предоставлении информации и документов сроки, устанавливаются как с учетом срока, необходимого СРО КПК для исполнения соответствующего запроса, так и с учетом срока подготовки заключения профильным подразделением Банка России в рамках осуществления текущей надзорной деятельности.

Реализация полномочий Банка России в сфере контроля и надзора за саморегулируемыми организациями осуществляется, в том числе посредством установленной частью 5 статьи 28 Федерального закона № 223-ФЗ обязанности саморегулируемой организации по предоставлению в Банк России по его запросу информации и документов, необходимых для осуществления им надзорных функций, а также предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ административной ответственности за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.

Предоставление указанной информации в Банк России. Предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления Банком России своей законной деятельности, во исполнение требований запроса с нарушением срока на 18 рабочих дней воспрепятствовало своевременной реализации Банком России своих контрольных функций в отношении проведения проверки соблюдения Союзом требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также проверок, которые осуществляет Союз в отношении своих членов, в том числе с учетом обеспечения защиты прав пайщиков кредитных потребительских кооперативов.

Иные доводы жалобы Виреховского Е.В. являются защитной позицией лица, привлекаемого к административной ответственности и аналогичны доводам жалобы, поданной в районный суд, были проверены районным судом и обоснованно признаны несостоятельным по мотивам, изложенным в судебном решении. Оснований для переоценки доказательств не имеется.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» Виреховского Е.В.

Действия генерального директора НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» Виреховского Е.В. правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 19.7.3 КоАП.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено генеральному директору НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» Виреховскому Е.В. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в пределах санкции ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановления должностного лица, не имеется.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7, п.4 ст.30.4 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора НС «СРО КПК «Союзмикрофинанс» Виреховского Е.В. оставить без изменения, жалобу Виреховского Е.В. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Охотская