№ 12-313/2018
РЕШЕНИЕ
по протесту по делу об административном правонарушении
15 ноября 2018 года город Новочебоксарск
Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Огородников Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики на определение мирового судьи судебного участка №2 г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 24.10.2018 по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица Управления городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска ФИО1 к административной ответственности по статье 15.15.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
Постановлением и.о. прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 29.08.2018 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст.15.15.10 КоАП РФ.
Определением мирового судьи судебного участка №2 г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 24.10.2018 указанное постановление с материалами дела возвращено в прокуратуру г.Новочебоксарск Чувашской Республики в связи с процессуальными нарушениями при его вынесении и неполнотой сведений, необходимых для рассмотрения дела. Из опротестованного определения следует, что административное дело рассмотрению судьей не подлежит, так как согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ прокурор не является уполномоченным должностным лицом органа финансового контроля. В силу ст.23.7 КоАП РФ рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, возбужденного не инспектором Счетной палаты РФ, не уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ, не уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, а прокурором, к компетенции судьи не относится. В постановлении и.о. прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 29.08.2018 в нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ не указаны дата, время, место совершения правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, заместитель прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики Акимов А.А. направил 06.11.2018 протест на него, поступивший в суд 07.11.2018, мотивируя тем, что выводы мирового судьи о возбуждении дела в отношении ФИО1 об административном правонарушении неуполномоченным лицом финансового контроля и неподведомственности основан на неверном толковании норм права. Неподведомственность дела судье в силу п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ является основанием для его передачи по подведомственности, а не для возвращения прокурору. Вопреки выводам опротестованного определения дата, время совершения правонарушения указаны в 3 абзаце на странице 3 – в 2017 году Управлением городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск приняты бюджетные обязательства в превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты размерах на сумму 16627,4 тыс.руб., место совершения правонарушения указано в абзаце 2 на странице 1 по адресу местоположения Управления городского хозяйства г.Новочебоксарск – ул.Винокурова, д.14.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новочебоксарск Каюков А.М. протест поддержал.
Должностное лицо ФИО1, его защитник Антонова И.П. в судебном заседании возражали против удовлетворения протеста, так как ранее мировым судьей судебного участка №2 г.Новочебоксарск Чувашской Республики определением от 02.10.2018 дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 было направлено по подведомственности в Министерство финансов Чувашской Республики, в его принятии к рассмотрению было отказано в связи с отсутствием полномочий для рассмотрения органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ дела об административном правонарушении, совершенного в отношении средств муниципального бюджета. Согласно требованиям ст.23.7.1 КоАП РФ рассматривать дело должен соответствующий муниципальный орган бюджетного контроля. К субъектам правонарушения ФИО1 не относится, так как контроль за соблюдением бюджетных обязательств ведется финансовым управлением г.Новочебоксарска.
Выслушав прокурора, ФИО1 и его защитника, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Возвращая материал прокурору, мировой судья исходил из отсутствия у него полномочий на рассмотрение дела в связи с возбуждением дела прокурором, а не субъектом муниципального бюджетного контроля.
Между тем, в соответствии с ч.1 ст.28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Названное положение закреплено и в ст.ст.22,25 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которыми прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Поэтому прокурор, возбуждая в отношении должностного лица органа муниципальной власти г.Новочебоксарск дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 КоАП РФ, действовал в пределах компетенции, предоставленной ему ст.28.4 КоАП РФ.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.08.2018 начальнику Управления городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска ФИО1 вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, которое выразилось в принятии в 2017 году бюджетных обязательств в превышающих бюджетные ассигнования и лимиты обязательств на сумму 16627,4 тыс. руб. Согласно п.1.5 Положения об Управлении городского хозяйства г.Новочебоксарска (утв. решением Новочебоксарского городского собрания депутатов от 29.12.2011 №С23-7) финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета г.Новочебоксарска.
Согласно ч.1 ст. 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают указанные дела в пределах своих полномочий.
Из указанного следует, что Министерство финансов ЧР может рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.15.10 КоАП РФ, если выявленное нарушение подпадает под сферу его надзорной деятельности, которая определена соответствующими нормативными актами.
Согласно Положению о Министерстве финансов Чувашской Республики и перечню вопросов Министерства финансов Чувашской Республики (утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 14.03.2018 №81) оно является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики Чувашской Республики (п.1.1), основными задачами являются осуществление в пределах своей компетенции внутреннего государственного финансового контроля (п.41 раздела 3).Порядок осуществления Министерством финансов ЧР полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю утвержден Постановление Кабинета Министров ЧР от 23.04.2014 №138 (в ред. от 11.07.2018), в п.6 которого предусмотрено, что Министерство осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Чувашской Республики, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий,
В п.п. «а» и «б» п.7 указанного Порядка указано, что объектами внутреннего государственного финансового контроля Чувашской Республики являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств республиканского бюджета Чувашской Республики, главные администраторы (администраторы) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств республиканского бюджета Чувашской Республики, которым предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами Чувашской Республики.
Согласно ч.3 ст.64.3 Закона ЧР от 23.07.2001 №36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» получатель средств республиканского бюджета Чувашской Республики принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Из системного толкования вышеуказанных норм и ст.269.2 БК РФ следует, что органы государственного внутреннего финансового контроля в лице должностных лиц исполнительных органов субъекта Российской Федерации осуществляют контрольные функции в отношении бюджетных средств соответствующего уровня.
Таким образом, осуществление государственного муниципального контроля за порядком принятия бюджетных обязательств г.Новочебоксарска к компетенции Министерства финансов Чувашской Республики нормативными актами, определяющими его компетенцию, не отнесено.
Поскольку Министерство финансов Чувашской Республики не уполномочено на осуществление внутреннего государственного контроля за расходованием средств местных (муниципальных) бюджетов, соответственно, оно не уполномочено и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренным ст.15.15.10 КоАП РФ, предметом которого являются средства муниципального бюджета.
В соответствии с ч.1.1 ст.23.1 КоАП РФ перечислены дела об административных правонарушениях, которые рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Основанием для возбуждения и.о. прокурора г.Новочебоксарска Чувашской Республики настоящего дела об административном правонарушении явилось заключение контрольно-счетного органа г.Новочебоксарска о результатах проверки годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета города Управлением городского хозяйства за 2017 год, содержащее сведения о наличии события административного правонарушения. Контрольно-счетным органом г.Новочебоксарска в адрес главы администрации г.Новочебоксарска 16.04.2018 было внесено представление о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Вместе с тем, органом муниципального финансового контроля меры по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств на 2017 год не приняты.
Поэтому исходя из смысла ч.1.1 ст.23.1 КоАП РФ во взаимосвязи с ч.1 ст.28.4 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденное прокурором в отношении ФИО1 по ст.15.15.10 КоАП РФ, подведомственно мировому судье.
Судья также не соглашается с доводами опротестованного определения об отсутствии в постановлении прокурора от 29.08.2018 даты, времени и места совершения административного правонарушения, что в силу ч.2 ст.28.2, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» влечет его возврат.
В рассматриваемом случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.08.2018 содержит сведения о месте совершения деяний, подпадающих под признаки состава административного правонарушения: <...>, времени совершения – в 2017 году, исходя из периода проверки бюджетной отчетности.
Таким образом, состоявшийся по настоящему делу судебный акт законным и обоснованным признать нельзя. Так как срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, составляющий три года со дня его обнаружения, не истек, определение мирового судьи судебного участка №2 г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 24.10.2018 подлежит отмене, а дело - направлению мировому судье указанного судебного участка для рассмотрения по существу.
Доводы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава вменяемого ему правонарушения подлежат проверке при рассмотрении дела по существу.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
протест заместителя прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики Акимова А.А. удовлетворить, определение мирового судьи судебного участка №2 г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 24.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Управления городского хозяйства администрации г.Новочебоксарска ФИО1 отменить, дело об административном правонарушении направить на рассмотрение мировому судье судебного участка №2 г.Новочебоксарск Чувашской Республики.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Д.Ю.Огородников