ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-313/19 от 16.04.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 12-313/2019

УИД 35RS0010-01-2019-001318-26

РЕШЕНИЕ

<...> 16 апреля 2019 года

Судья Вологодского городского суда Вологодской области Давыдова О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации) на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 27 декабря 2018 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 27 декабря 2018 года ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Вологодский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование доводов жалобы указывая, что в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва)» 01.04.2017 Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно пункта 2 указанного Приказа, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Согласно пункта 3 Приказа, основной целью деятельности заявителя определена деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Устава Заявителя, оно находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, а также, согласно пункта 6 Устава, выполняет государственное задание. Все объекты, перечисленные в постановлении, находятся в собственности Министерства обороны Российской Федерации; располагаются на территории военных городков Министерства обороны Российской Федерации; эксплуатируются Учреждением в интересах Министерства обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 года №530 утверждено Положение об органе экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, в пункте 4 которого указана структура данной службы. В соответствии с пунктом 13 Положения, в соответствии с территориальным принципом организации экологической безопасности, органы военного управления военного округа, объединения (флота), территориального и местного гарнизона руководят и несут ответственность за организацию экологической безопасности по всем направлениям этого специфического вида деятельности в отношении всех без исключения органов военного управления, объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил, дислоцированных (базирующихся) на соответствующей территории. В соответствии с п. 11 Положения, на службу экологической безопасности организация нормирования допустимого воздействия военных объектов на окружающую среду.

В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. Пояснил, что они не являются субъектом правонарушения и просит постановление отменить, объекты ранее эксплуатировались и разрешений не требовалось. Они являются органом военного управления и как самостоятельный субъект хозяйственную деятельность не ведут. Чтобы получить разрешение, должна быть проведена экспертиза.

Представители Управления Росприроднадзора по Вологодской области по доверенности ФИО3, ФИО1 в судебном заседании возражали в удовлетворении жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве. ФИО3 суду пояснила, что для получения разрешения могли предпринять попытки, этого с делано не было.

Помощник военного прокурора Вологодского гарнизона Западного военного округа ФИО4 в судебном заседании полагает, что постановление о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены либо изменения не имеется, круг обязанностей определен Уставом. Объекты переданы в эксплуатацию, командиры воинских частей не осуществляют деятельность в этих котельных, денежных средств получить не пытались.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, проанализировав доводы, изложенные в жалобе, приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В период с 05 по 07 декабря 2018 года Военной прокуратурой Вологодского гарнизона была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление».

По результатам проверки установлено, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» нарушило ст. 12, ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999г. N 96-ФЗ, п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», а именно: ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией котельных, в ходе которой происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие соответствующего разрешения.

Основным видом деятельности ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» является деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 45 раздела 5 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» ведет бухгалтерский учет имущества, результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, обязательств фактов хозяйственной жизни, составляет и представляет бухгалтерскую (финансовую), налоговую, статистическую и иную отчетность в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, определяемых Министерством обороны Российской Федерации.

Согласно пунктам 9, 10 Положения о жилищно-эксплуатационном (коммунальном) отделе № 5 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) утвержденного начальником указанного филиала 31 марта 2017 года, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, осуществляет производство, передачу и распределение тепловой энергии и теплоносителя.

В 2017 году жилищно-коммунальным отделом приняты в эксплуатацию 4 котельные, предназначенные для оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства в интересах оборонного ведомства: котельная (военный городок , расположенный по адресу: <адрес>, акт приема-передачи коммунальных объектов в эксплуатацию от 01.04.2017 № ЗВО/ЖЭКО№1/ЖКС№2-260), котельная (военный городок , расположенный по адресу: <адрес>, акт приема-передачи от 01.04.2017 № ЗВО/ЖЭКО№1/ЖКС№2-255), котельная (военный городок , расположенный по адресу: <адрес>, акт приема-передачи от 01.04.2017 № ЗВО/ЖЭКО№1/ЖКС№2-256); котельная военный городок , расположенный по адресу: <адрес>, акт приема-передачи от 01.04.2017 № ЗВО/ЖЭКО№ 1/ЖКС№2-257). Кроме того, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления принадлежат 3 котельные: котельная (военный едок , расположенный по адресу: <адрес>), котельная (военный городок , расположенный по адресу: <адрес>), котельная б/н (военный городок , расположенный по адресу: <адрес>).

Управлением Росприроднадзора по Вологодской области указанные котельные поставлены на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (свидетельства № BKJOBOK от 19.10.2017, № BKTOCESG от 25.10.2017, BKTOCESH от 25.10.2017, BKTOCESI от 25.10.2017, BKJLBOH7 от 19.10.2017, BKJOBOKM от 18.10.2017, ВКJОВОКYот 19.10.2017.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является конечным.

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией указанных котельных, в ходе которой происходят выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие соответствующего разрешения.

Разрешая дело, Управление Росприроднадзора по Вологодской области исходило из доказанности вины ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Суд с данным выводом согласен.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и виновность ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в его совершении подтверждены совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые являются достаточными и допустимыми для рассмотрения дела по существу.

Данные доказательства получены без нарушения закона, оснований не доверять им не имеется. Противоречий между представленными суду доказательствами не усматривается.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в его совершении.

Действия ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что заявитель не является субъектом правонарушения, а ответственность должны нести вновь созданные органы экологической безопасности Вооруженных сил РФ, суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 14 сентября 2015 года N 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» п. 2 под обеспечением экологической безопасности (ОЭБ) Вооруженных Сил понимается комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, проводимых в целях защиты жизненно важных интересов военнослужащих, гражданского персонала, населения от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил, предотвращения и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах Вооруженных Сил. В соответствии с п. 5 органы экологической безопасности Вооруженных Сил предназначены для организации обеспечения экологической безопасности в пределах своей компетенции на территориях военных объектов, в районах дислокации (базирования) и деятельности войск (сил). Пункт 8 определяет, что целью ОЭБ Вооруженных Сил является снижение (предотвращение) негативного воздействия военных объектов, образцов вооружения и военной техники на личный состав и объекты социальной инфраструктуры, включая предотвращение и ликвидацию экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на военных объектах при повседневной деятельности войск (сил). На основании вышеизложенного, следует, что деятельность органов экологической безопасности направлена на защиту от возможного негативного воздействия деятельности Вооруженных Сил, в том числе, военных объектов, образцов вооружений и военной техники.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При рассмотрении дела должностным лицом административного органа на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в его совершении.

Каких-либо иных юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в правонарушении, в жалобе не приведено.

Процедура привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности не нарушена.

Административное наказание назначено ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Наказание назначено в пределах установленной законом санкции с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако, учитывая все обстоятельства дела, суд полагает возможным применить ст. 4.1 ч. 3.2, 3.3 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 90 000 рублей.

Таким образом, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 27 декабря 2018 года о привлечении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ изменить в части назначения наказания в виде штрафа, снизив его сумму до 90 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 27 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации изменить, снизить сумму штрафа до 90 000 рублей.

В остальной части Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Вологодской области ФИО1 от 27 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья О.Н. Давыдова