РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Авимская С.В. Дело № 12-313/2014
Р Е Ш Е Н И Е
10 июля 2014 г. г. Калининград
Судья Калининградского областного суда
Зеленский А.М.
при секретаре Шапошниковой Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «АРВИ НПК» на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 апреля 2014 г., которым ООО «АРВИ НПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.19 ч. 2 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Заслушав объяснения защитника ООО «АРВИ НПК» - Цирита В.А., поддержавшего жалобу, а также исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л :
15 сентября 2012 года с железнодорожной станции «Черняховск» Калининградской железной дороги с целью перевозки товара «<данные изъяты>», выпущенного 11.09.2012г. Черняховским таможенным постом по декларации на товары № в соответствии с таможенной процедурой «экспорта», на территорию иностранного государства (Литовская Республика) по дорожной ведомости № убыл железнодорожный вагон №, впоследствии возвращенный по окончании перевозки, на территорию Калининградской области. Пересечение вагоном № пограничной станции перехода «Черняховск» Калининградской железной дороги при его убытии с указанным выше грузом осуществлено 16.09.2012. Согласно дорожной ведомости № отправителем груза значится ООО «АРВИ НПК», получателем – ЗАО «Д.» (г. Клайпеда, Литва), станцией отправления является «Черняховск» Калининградской железной дороги, станцией назначения - «Драугисте-порт» Литовской железной дороги, пограничной станцией перехода - «Советск» Калининградской железной дороги. Плательщиком за перевозку насыпного груза по российским железным дорогам, согласно дорожной ведомости, выступает ООО «АРВИ НПК». Также в дорожной ведомости указано, что вагон находится в аренде у ООО «АРВИ НПК», и должен быть возвращен порожним на станцию «Черняховск». Таким образом, железнодорожный вагон № использовался для перевозки груза между территорией Особой экономической зоны в Калининградской области Российской Федерации и территорией иностранного государства – Литовская Республика. Указанный вагон был ранее помещен ООО «АРВИ НПК» под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области. Вагон, на котором была осуществлена перевозка, не учтен в Российской автоматизированной базе данных подвижного состава, а приписан к Литовской железной дороге. Совершением указанной перевозки ООО «АРВИ НПК» допустило использование железнодорожного вагона с нарушением требований, установленных законом для товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Данные обстоятельства подтверждаются дорожной ведомостью №, декларацией на товары №, передаточной ведомостью. Из грузовой таможенной декларации № следует, что в 2011 году ООО «АРВИ НПК» поместило под таможенный режим свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов, железнодорожный вагон №, владельцем которого ООО «АРВИ НПК» является на основании договора аренды № от 08.08.2011г., заключенного с арендодателем АО «Б.».
07 февраля 2014 года по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и определением заместителя начальника Калининградской областной таможни от 20 февраля 2014 года, материалы дела были переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Рассмотрев данное дело, судья вынесла изложенное выше постановление.
В жалобе на приведенное выше постановление ООО «АРВИ НПК» просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает, что постановление судьи подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011) иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011), установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий:
1) транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области;
2) транспортные средства принадлежат юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 данного Федерального закона.
С 07.12.2011 года вышеуказанная статья 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ, была признана утратившей силу, и Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дополнен статьей 12.2, в соответствии с частью 1 которой, транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Из положений вышеизложенных нормативных актов следует, что общей нормой права установлено ограничение в использовании иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, заключающееся в том, что данные товары могут использоваться только на территории Калининградской области, а также установлено исключение для транспортных средств, согласно которому допускается осуществление перевозки между Калининградской областью и иностранным государством, но лишь при соблюдении двух каждого из двух вышеуказанных условий.
Условие о регистрации транспортного средства на территории Калининградской области нельзя признать соблюденным, поскольку из материалов дела очевидно, что данный вагон не приписан, ни к одной из станций, расположенных в Калининградской области.
Государственный учет ж/д вагонов производится путем приписки их к ж/д станции, что является по своей сути особенностью регистрационного учета транспортных средств в зависимости от вида транспорта. Так, автотранспортные средства, используемые на дорогах общего пользования, имеющих широкую разветвленную сеть, ставятся на регистрационный учет по месту жительства (нахождения) лица; средства речного (морского) транспорта приписываются к определенному порту. Вместе с тем, общим принципом всех указанных видов учета транспортных средств является принцип их учета по месту нахождения их владельца (ближайшего к месту нахождения владельца объекта соответствующей транспортной инфраструктуры).
Таким образом, в части соблюдения требований закона о регистрации транспортного средства на территории Калининградской области таможенный орган обоснованно указывает на то, что регистрацией в данном случае будет являть приписка вагона к станции на территории Калининградской области.
При этом суд отвергает ссылку ООО «АРВИ НПК» на то, что регистрация ж/д вагонов законом не предусмотрена, поскольку указанная регистрация, как было указано выше, не является регистраций права собственности владельца транспортного средства, в том смысле, в котором это указано в статье 130 ГК РФ.
По смыслу Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с учетом того, что данный закон был принят в целях ускорения социально-экономического развития Калининградской области (статья 1 Закона), требование о регистрации транспортных средств на территории Калининградской области введено с целью обеспечения локализации субъектов предпринимательства на территории ОЭЗ, и препятствования использованию предоставленных данным законом льгот, лицами, имеющими формальную регистрацию на территории ОЭЗ, однако осуществляющими деятельность за ее пределами.
Ссылка на то, что приписка вагона в станции в РФ не требуется, поскольку вагон приписан к станции в Литовской Республике, является несущественной, поскольку ООО «АРВИ НПК» привлекается к ответственности не за нарушения правил приписки вагона, а за несоблюдение таможенной процедуры, одним из условий которой является требование о приписке вагона к ряду определенных станций. При этом у лица имелась возможность поместить вагон под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, не предусматривающую ограничений по использованию товара после выпуска. Избрав же процедуру, которая давая определенные льготы по уплате платежей, требует соблюдения ряда условий, лицо обязано неукоснительно соблюдать данные условия.
Ссылка в жалобе на то, что п.3 ст.24 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года не устанавливает каких – либо ограничений в использовании транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в международных перевозках, не может служить основанием к отмене постановления, т.к. указанная норма устанавливает общее правило, которое детализировано приведенными выше положениями закона и между ними нет противоречий, использование допускается, но при соблюдении определенных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 22 апреля 2014 года оставить без изменения, жалобу ООО «АРВИ НПК» - без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда Зеленский А.М.