ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-313/2021 от 22.12.2021 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Богзыкова Е.В. № 7-189/2021

№ 12-313/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Элиста 22 декабря 2021 г.

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В.,

при секретаре Манжиковой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В.,

у с т а н о в и л:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – УФК по Республике Калмыкия) от 27 августа 2021 г. Шакировой Т.А. министр здравоохранения Республики Калмыкия Кикенов Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2021 г. вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, руководитель УФК по Республике Калмыкия Шакирова Т.А. просила отменить решение судьи как незаконное. Указывает, что по итогам внеплановой выездной проверки в адрес министерства здравоохранения Республики Калмыкия направлено представление от 2 апреля 2021 г. с требованием принять меры по устранению причин и условий способствовавших совершению выявленных нарушений. О результатах исполнения представления министерству следовало проинформировать УФК по Республике Калмыкия в письменной форме до 6 мая 2021 г., в то время как данная информация поступила 26 июля 2021 г. Полагает, что поскольку министром здравоохранения Республики Калмыкия Кикеновым Ю.В. как должностным лицом, возглавляющим указанный государственный орган, допущено нарушение срока представления информации об исполнении представления, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия по доверенности Сангаджиева О.М. доводы жалобы поддержала.

Кикенов Ю.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в письменных возражениях и дополнении к ним просил оставить решение суда без изменения, жалобу должностного лица административного органа – без удовлетворения. Указал, что требование, содержащееся в представлении должностного лица административного органа, было исполнено, информация о выявленных нарушениях принята к сведению, виновному лицу объявлено устное замечание, ответственным лицам министерства указано о необходимости усиления мер контроля для недопущения подобных нарушений. Ходатайствовал также о рассмотрении дела в его отсутствие.

В порядке пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ причины неявки Кикенова Ю.В. в судебное заседание признаны неуважительными и не препятствующими проведению судебного разбирательства по указанной жалобе.

Изучив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Как видно из материалов дела, УФК по Республике Калмыкия в период с 13 января по 15 февраля 2021 г. в отношении министерства здравоохранения Республики Калмыкия проведена внеплановая проверка осуществления расходов на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 2804-р (индикатор контрольного мероприятия 2021-ВВ.000.0001-0500.001).

По результатам проверки должностные лица названного контролирующего органа пришли к выводу о том, что министерством допущены нарушения требований абзаца 2 пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 6 пункта 8 Порядка учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств республиканского бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Республики Калмыкия от 30 декабря 2016 г. № 15/248/м, а именно, в 2021 году несвоевременно сформированы сведения о бюджетном обязательстве по 4 государственным контрактам для представления в орган Федерального казначейства с превышением установленных сроков от 12 до 19 рабочих дней.

В связи с выявленными нарушениями 2 апреля 2021 г. УФК по Республике Калмыкия направило в адрес министерства представление № 05-09-04/17-2520 (далее – представление) с требованием принять меры по устранению причин и условий способствовавших совершению нарушений. Кроме этого, указано на необходимость информирования Управления о результатах исполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 6 мая 2021 г.

Придя к выводу о неисполнении министерством представления в установленный срок, должностное лицо административного органа составило в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. протокол об административном правонарушении по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения последнего к установленной указанной нормой административной ответственности.

Пересматривая дело об административном правонарушении по жалобе Кикенова Ю.В. в порядке статьи 30.6 КоАП РФ, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения. В связи с этим обжалуемое постановление было отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

С такими выводами судьи следует согласиться.

Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Из пункта 7 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» следует, что на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Из представления руководителя УФК по Республике Калмыкия от 2 апреля 2021 г. № 05-09-04/17-2520 следует, что оно содержит требование «принять меры по устранению причин и условий способствовавших совершению нарушений» без указания на какие-либо конкретные действия, которые должно совершить министерство здравоохранения Республики Калмыкия для устранения изложенных в представлении нарушений бюджетного законодательства. При этом срок исполнения вышеназванного требования не установлен, указано лишь на необходимость информирования Управления о результатах исполнения представления в срок до 6 мая 2021 г.

Согласно представленному Кикеновым Ю.В. в материалы дела протоколу 19 апреля 2021 г. комиссией министерства здравоохранения Республики Калмыкия с участием заместителя министра Н., начальника отдела государственных закупок и материально-технического обеспечения Д., начальника финансово-экономического отдела М. проведено заседание по рассмотрению представления руководителя УФК по Республике Калмыкия от 2 апреля 2021 г., в ходе которого были обсуждены и проанализированы обстоятельства, послужившие причинами допущенных нарушений бюджетного законодательства. По итогам заседания комиссии было принято решение о принятии доведенной информации к сведению, объявлении устного замечания начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности Б., возложении обязанности на ответственных лиц министерства принять меры по усилению контроля с целью недопущения подобных нарушений.

На изложенные обстоятельства, как на свидетельствующие об исполнении содержащегося в представлении руководителя УФК по Республике Калмыкия требования, последовательно указывал министр здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. при рассмотрении настоящего дела - в жалобе на постановление должностного лица административного органа, а также в письменных возражениях на жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия.

Приведенные доводы Кикенова Ю.В. соответствуют нормам закона, регулирующего спорные правоотношения.

Так, поскольку руководителем УФК по Республике Калмыкия не был установлен срок исполнения содержащегося в представлении требования, в данном случае на основании пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации требование подлежало рассмотрению министерством здравоохранения Республики Калмыкия в течение 30 календарных дней со дня его получения, то есть, исходя из даты получения представления (8 апреля 2021 г.), не позднее – 8 мая 2021 г., что и было сделано 19 апреля 2021 г. на соответствующем заседании комиссии министерства.

Таким образом, в материалах дела имеются достаточные доказательства исполнения министерством здравоохранения Республики Калмыкия представления руководителя УФК по Республике Калмыкия.

Письмо министерства здравоохранения Республики Калмыкия о проведенном заседании вышеназванной комиссии направлено 11 мая 2021 г. на недействующий к тому моменту адрес электронной почты УФК по Республике Калмыкия: ufk05@yandex.ru, а на бумажном носителе представлено в данный орган на бумажном носителе 26 июля 2021 г.

Однако само по себе несоблюдение министерством срока информирования органа финансового контроля об исполнении представления не может рассматриваться как его неисполнение, в связи с чем данные действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным, следует признать правильным вывод городского судьи об отсутствии события административного правонарушения, вмененного в вину министру здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения судьи городского суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении министра здравоохранения Республики Калмыкия Кикенова Ю.В. оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Шакировой Т.А. – без удовлетворения.

Судья Г.В. Панасенко