ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-313/2021 от 30.07.2021 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 30 июля 2021 года

Судья Кировского районного суда г. Самары Ужицына А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело УИД 63MS0-49 по жалобе директора МБОУ «Вечерняя школа №8» Кикота ФИО7 на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Кировского судебного района г. Самары от 14.05.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ «Вечерняя школа №8» Кикота ФИО8,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Кировского судебного района г. Самары от 14.05.2021г. директор МБОУ «Вечерняя школа №8» Кикота А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб., выявленного при следующих обстоятельствах: Кикота А.Г., являясь директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вечерняя школа г.о. Самара, расположенной по адресу: 443092, <адрес>, грубо нарушил требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету, допустив искажение отчетных данных в балансе формы 05037ДД.ММ.ГГГГг., выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах не менее чем на 1 процент, но не более, чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей, а именно, в строке 510 «Доходы будущих периодов» в нарушение главы III Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн - не указан объем субсидий на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1 704 572,00 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор МБОУ «Вечерняя школа №8» Кикота А.Г. обратился в Кировский районный суд г. Самара с жалобой на вышеуказанное постановление в порядке пересмотра, в которой просит указанное постановление отменить по мотивам, изложенным в жалобе.

В судебном заседании директор МБОУ «Вечерняя школа №8» Кикота А.Г. и допущенная к участию в деле в качестве представителя Одинцова О.В. доводы жалобы поддержали, просил ее удовлетворить, дали показания, аналогичным, изложенным в жалобе.

Представители Департамента Финансов Администрации г.о. Самара ФИО4, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность, обоснованность постановления мирового судьи.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, с учётом доводов жалобы, суд считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности,.. . если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют бюджетную отчетность (обеспечивают формирование бюджетной отчетности) и представляют бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Положениями статьи 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В соответствии с нормами ст. 165 БК РФ единую методологию бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливает Минфин РФ, в частности, приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Согласно п. 12 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, в состав бухгалтерской отчетности включена форма отчета "Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730)" (далее - Баланс ф. 0503730).

Согласно п. 2 Инструкции N 33н Баланс ф. 0503730 формируется учреждением по состоянию на 01 января года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 48 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н, к доходам от реализации относятся доходы от оказания услуг (работ), в том числе услуг (работ), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

Кроме того, в соответствии с п. 54 Федерального стандарта "Доходы" сумма субсидии на муниципальное задание признается в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на ее получение.

Требования Федерального стандарта "Доходы", согласно п. 2, применяются при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета муниципальных бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, а также составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2019 года.

В нарушение изложенного, при осуществлении бухгалтерского учета МБОУ «Вечерняя школа » субсидия в сумме 1 704 572,0 рублей не отражена в составе доходов будущих периодов в форме «Баланс государственного (муниципального) учреждения» и в форме «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения» по состоянию на 01.01.2020г., что привело к искажению информации об активах не менее чем на 1 процент, но не более, чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей,

Как следует из материалов дела и верно установлено мировым судьей, распоряжением главы Администрации г.Самары к от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МБОУ вечерней школы №8 назначен Кикота А.Г.

В соответствии с п.3.2, п.3.7, п.3.17 Должностной инструкции директора школы на Кикоту А.Г. возложены обязанности по управлению школой, контролю за работой структурных подразделений, работников школы, обеспечение рационального и эффективного использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

В соответствии с п.1.5 Должностной инструкции главного бухгалтера от 01.06.2020г. главный бухгалтер находится в подчинении у директора образовательного учреждения, обеспечивает правильную постановку и ведение бухгалтерского учета в школе, соответствие проводимых хозяйственных операций законодательству РФ. Главный бухгалтер несет ответственность за составление неправильной бухгалтерской отчетности.

Как правильно установлено мировым судьей, Кикота А.Г., являясь директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Вечерняя школа №8 г.о. Самара, расположенной по адресу: 443092, <адрес>, грубо нарушил требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету, допустив искажение отчетных данных в балансе формы 05037ДД.ММ.ГГГГг., выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах не менее чем на 1 процент, но не более, чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей, а именно, в строке 510 «Доходы будущих периодов» в нарушение главы III Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн - не указан объем субсидий на ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей. Данное нарушение выявлено 17.02.2021г.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны установленные выше обстоятельства, приказом от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы г.о.Самара-руководителем Департамента ФИО6 о проведении выездной проверки по теме: «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности» в отношении МБОУ «Вечерняя школа » г.о.Самара, актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «Вечерняя школа » г.о.Самара от 17.02.2021г., по выводам которой установлено вышеописанное нарушение, должностной инструкцией и распоряжением о приеме на работу на должность директора школы Кикота А.Г.; балансом государственного муниципального учреждения на ДД.ММ.ГГГГ, справкой о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, подписанного главным бухгалтером и директором школы, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МБОУ Вечерняя школа г.о.Самара, согласно которой руководителем школы является Кикота А.Г., информацией направлении и загрузке отчетов, баланса в программе БАРС., соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

При этом, мировой судья обоснованно признал несостоятельными доводы Кикота А.Г. о том, что при сдаче отчета, баланса в Администрацию г.Самары никаких ошибок выявлено не было по следующим основаниям.

Согласно пункту 8.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, предоставленная бухгалтерская отчетность проверяется на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным Инструкцией и актами субъекта консолидированной отчетности, устанавливающими дополнительные формы бухгалтерской отчетности согласно пункту 8 Инструкции, путем выверки показателей представленной отчетности по установленным Министерством финансов Российской Федерации и пользователем бухгалтерской отчетности контрольным соотношениям (далее в целях Инструкции - камеральная проверка отчетности).

По факту проведения камеральной проверки отчетности учредитель не позднее одного рабочего дня после получения результатов камеральной проверки уведомляет соответствующее учреждение о принятии представленной бухгалтерской отчетности.

Таким образом, достоверность данных, представленных в сданной отчетности, можно определить только в ходе контрольных мероприятий при выездной проверке первичных учетных документов. Положения п. 8.1 Инструкции предусматривают возможность внесения изменений в представляемые учредителю отчетные формы по согласованию с соответствующим субъектом консолидированной отчетности.

Доводы жалобы директора МБОУ «Вечерняя школа № 8» Кикота А.Г. о том, что моментом возникновения права на получение субсидии по Соглашению о предоставлении субсидии от ДД.ММ.ГГГГ является не дата подписания и вступления в силу указанного соглашения, а дата фактического перечисления субсидии учреждению несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с положениями п. 54 СГС «Доходы» в Приказ Минфина РФ от 16.12.2010г. н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в том числе в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, были внесены соответствующие изменения (в п. 93 Приложения к Приказу Минфина РФ от 16.12.2010г. н), подробно регламентирующие отражение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение (именно с момента возникновения права на получение субсидии, а не с момента фактического перечисления субсидии на счет учреждения).

Между учредителем в лице Департамента образования Администрации г. о. Самара и МБОУ «Вечерняя школа » было заключено Соглашение от 26.12.2019г. «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнением работ)» на 2020 г. (далее - Соглашение ), в соответствии с п.5.1, которого «Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ».

Датой возникновения права на получение субсидии в 2020 году является дата вступления в силу Соглашения , что и отражено в п. 5.1., а именно момент подписания обеими сторонами - ДД.ММ.ГГГГ (аналогичная позиция по рассматриваемому вопросу выражена Министерством финансов России в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 02-06-10/93719)

Таким образом, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ стороны приняли на себя следующие обязательства: Департамент образования Администрации г. о. Самара - обязательство по предоставлению МБОУ «Вечерняя школа » субсидии (п.2.1.3.) в сумме заключенного в текущем 2019 году Соглашения на очередной 2020 финансовый год в размере 1 704 572,0 рублей в соответствии с графиком перечисления со сроком предоставления - ежеквартально; МБОУ «Вечерняя школа » - обязательство по осуществлению использования субсидии в целях оказания муниципальных услуг (п.2.3.1.)

В соответствии с абз.1 п. 54 СГС «Доходы» субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания должны быть признаны учреждением в бухгалтерском учете в 2019 году в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, которой и является момент подписания обеими сторонами Соглашения .

Срок начала действия Соглашения в части фактического перечисления субсидии в адрес МБОУ «Вечерняя школа » от Департамента образования Администрации г. о. Самара - с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ со сроком предоставления - ежеквартально.

Таким образом, указанные обязательства сторон по Соглашению возникли именно ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, доходы будущих периодов (субсидии, предусмотренные по указанному Соглашению в размере 1 704 572,0 рублей) должны были быть отражены МБОУ «Вечерняя школа » в бухгалтерском учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам заявителя, признаков малозначительности совершенное Кикота А.Г. правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Установив все фактические обстоятельства настоящего дела и верно применив нормы материального права, мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное Кикота А.Г. административное правонарушение малозначительным не является.

Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Порядок и срок давности привлечения Кикота А.Г. к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление директора МБОУ «Вечерняя школа » Кикота ФИО9 на постановление мирового судьи судебного участка Кировского судебного района <адрес> от 14.05.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ «Вечерняя школа » Кикота ФИО10, оставить без изменения, а жалобу директора МБОУ «Вечерняя школа » Кикота ФИО11 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12 – 30.19 КоАП РФ.

Судья А.Р. Ужицына