Дело № 12-313/2022
УИД60RS0001-01-2022-006529-07
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 августа 2022 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Лукьянова Л.В., при секретаре Соловьевой М.А, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации города Пскова на постановление Вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Псковской области ФИО1 от 08.06.2022 Администрация города Пскова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Наказание назначено за неисполнение должником в срок до ДД.ММ.ГГГГ требования судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, содержащегося в исполнительном документе.
Не согласившись с принятым постановлением Администрация города Пскова обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что обстоятельством, препятствующим исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, явилось отсутствие финансирования государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а решение суда о предоставлении ФИО2 жилого помещения не исполнено Администрацией города Пскова в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, по независящим обстоятельствам, поскольку ФИО2 не включена в список для обеспечения жилым помещением в 2022 году, при этом Администрацией города Пскова предпринимались реальные меры для его исполнения, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Администрации города Пскова ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении ФИО1, в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителя Администрации города Пскова, исследовав материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме, а, исходя из содержания ст. 26.1 КоАП РФ, подлежит выяснению вопрос о наличии события административного правонарушения, а также совершено ли оно тем лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
В силу положений статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах".
В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что решением Псковского городского суда Псковской области от 19 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-2586/2020 на Администрацию города Пскова возложена обязанность по предоставлению ФИО2 относящейся к лицам из числа детей-сирот, за счет средств субъекта РФ благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте муниципального образования «город Псков».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП по Псковской области по исполнительному листу, выданному Псковским городским судом Псковской области на основании вышеуказанного решения суда, в отношении Администрации города Пскова возбуждено исполнительное производство №-ИП. По истечении 5-дневного срока, установленного для добровольного исполнения судебного решения, должником требования исполнительного документа не выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о взыскании с Администрации города Пскова исполнительского сбора в размере 50000 рублей, а также направлено требование о немедленном исполнении решения суда в срок до 16.02.2022.
Администрация города Пскова после получения указанного выше требования решение суда не исполнила, документов, подтверждающих исполнение решения суда в указанный срок, не представила, сведений о неустранимых обстоятельствах, препятствующих исполнению должником исполнительного документа в установленный срок и обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения решения суда, не представила.
Ходатайств о продлении срока для исполнения решения суда от Администрации города Пскова в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало. Подтверждающих сведений о том, что Администрация города Пскова обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, судебному приставу-исполнителю не представлено.
По факту выявленного правонарушения вр.и.о ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП по Псковской области ФИО4 в отношении Администрации города Пскова ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением вр.и.о. начальника отделения - старшим судебным приставом МОСП по ВИП УФССП России по Псковской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, за допущенные нарушения требований ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", выразившиеся в неисполнении Администрацией требований, содержащихся в исполнительном листе, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, во вновь установленный срок, в виде обязанности по предоставлению ФИО2, относящейся к лицам из числа детей-сирот, за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте муниципального образования «».
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 2 Закона Псковской области от 03.06.2011 N 1082-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций, предоставляемых Администрации города на формирование специализированного жилищного фонда.
На территории Псковской области порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, урегулирован Положением, утвержденным Постановлением Администрации Псковской области от 27 мая 2013 года № 223.
В соответствии с п. 4 Положения Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области (ныне - Комитет социальной защиты Псковской области) ежегодно в срок до 05 февраля текущего года формирует и направляет в территориальные управления (территориальные отделы) выписки из Списка в отношении лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе (городском округе) (далее также - выписки из Списка).
Территориальные управления (территориальные отделы) в течение 5 рабочих дней после получения выписки из Списка направляют в местную администрацию соответствующего муниципального района (городского округа) - выписку из Списка.
На основании п. 5 Положения местная администрация соответствующего муниципального района (городского округа), в котором должны быть предоставлены жилые помещения лицам, указанным в выписке из Списка, в срок, обеспечивающий предоставление указанным лицам жилого помещения в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, действия с целью заключения муниципальных контрактов на строительство, приобретение, в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их дальнейшее предоставление по договорам найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ территориальный отдел города Пскова Комитета по социальной защите Псковской области направил в адрес Управления по учету и распределению жилой площади Администрации города Пскова выписку из Списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2022 году по городу Пскову (далее - Список).
ФИО2 в указанный Список для обеспечения жилым помещением в 2021 году не включена.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя было сообщено, что жилое помещение ФИО2 будет предоставлено в порядке очередности включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, после приобретения такого жилого помещения в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ«0 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из общего объема субвенций из областного бюджета, предусмотренных на эти цели.
Таким образом, Администрация города Пскова без выделения субвенции, предоставляемой из областного бюджета на приобретение жилого помещения ФИО2, не имеет возможности приобрести жилое помещение. Вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения ФИО2 благоустроенного жилого помещения и перечислении их в бюджет муниципального образования имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности администрации в совершении вмененного правонарушения и подлежит выяснению по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, а также определяющей, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, в действиях Администрации города Пскова отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Псковской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации города Пскова подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Администрации города Пскова удовлетворить.
Постановление вр.и.о. начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Псковской области ФИО1 № 118/22/60042 от 08.06.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Пскова, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Л.В.Лукьянова