Верховный Суд Республики Бурятия
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru mailto:office@vsbur.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
УИД 04RS0004-01-2021-001115-14
Судья Сагаева Б.В., № 5-357/2021
Дело № 12-314, поступило ...
РЕШЕНИЕ
г.Улан-Удэ 19 октября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Гетмановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу судебного пристава-исполнителя Ендоновой С.В. на постановление судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО СП «Гусиное Озеро»,
установил:
постановлением судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 19 августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО СП «Гусиное Озеро» прекращено на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, ведущий судебный пристав-исполнитель Селенгинского РОСП УФССП по Республике Бурятия Ендонова С.В. (далее также – судебный пристав-исполнитель) просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании представитель УФССП России по Республике Бурятия Поповская В.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Судебный пристав-исполнитель Ендонова С.В., составившая протокол об административном правонарушении, представитель администрации МО СП «Гусиное Озеро» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления.
В соответствии с частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, администрация МО СП «Гусиное Озеро» является должником по исполнительному производству № ..., возбужденному 8 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия на основании исполнительного листа, выданного 2 августа 2019 года Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия.
Предметом исполнения является обязанность администрации МО СП «Гусиное Озеро» обеспечить в с. Гусиное Озеро установку указателей направления движения к пожарным резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их места расположения; обеспечить очистку территории с. Гусиное Озеро, с. Цайдам, в том числе в пределах противопожарных расстояний между зданиями, от горючих отходов, мусора и сухой растительности; обеспечить с. Гусиное Озеро пятью источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни, либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); обеспечить с.Цайдам двумя источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни, либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.); включить в планы и программы развития территории с. Гусиное Озеро вопросы по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования сельского поселения и объектов муниципальной собственности; разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности с. Гусиное Озеро; предусмотреть в с. Гусиное Озеро социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; очистить территорию с. Гусиное Озеро от свалок горючих отходов.
Согласно статье 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Из дела видно, что поскольку требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения должником не выполнены, 16 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановлением врио начальника Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Дамдиновой И.В. от 14 апреля 2021 года администрация МО СП «Гусиное Озеро» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В тот же день должнику вручено требование об исполнении решения суда в срок до 30 апреля 2021 года.
Согласно ответу отделения надзорной деятельности и профилактической работы Селенгинского района ГУ МЧС по Республике Бурятия от 19 июля 2021 года решение суда по обеспечению пожарной безопасности исполнено частично; требования исполнительного документа в части обеспечения сёл Гусиное Озеро и Цайдам источниками наружного противопожарного водоснабжения (водонапорные башни, либо пожарные резервуары объемом не менее 54 куб.м.) остались неисполненными.
Установив указанные обстоятельства, 22 июля 2021 года судебный пристав-исполнитель составил в отношении администрации МО СП «Гусиное Озеро» протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Данная норма предусматривает, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 сентября 2018 года № 2478-О отметил, что положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судья городского суда пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией МО СП «Гусиное Озеро» принимаются все возможные усилия для исполнения судебного решения по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части обеспечения населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что неисполнение решения суда в рассматриваемой части связано с отсутствием в местном бюджете денежных средств на проведение соответствующих работ и отклонением неоднократных обращений о выделении требуемых средств главой МО «Селенгинский район», Советом депутатов МО СП «Гусиное Озеро».
В соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 21 Устава МО СП «Гусиное Озеро» утверждение бюджета поселения и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции Совета депутатов поселения.
Проект бюджета поселения составляется и утверждается сроком на 1 год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с решением Совета депутатов поселения (пункт 2 статьи 46 Устава).
Глава поселения вносит на рассмотрение Совета депутатов поселения проект решения о бюджете поселения в сроки, установленные решением Совета депутатов поселения, но не позднее 15 ноября текущего года (пункт 3 статьи 46 Устава).
Судом установлено, что 17 сентября 2020 года, 9 января 2021 года глава МО СП «Гусиное Озеро» обращался к главе МО «Селенгинский район», а также в Совет депутатов МО СП «Гусиное Озеро» о выделении денежных средств для исполнения судебного решения по обеспечению с.Гусиное Озеро, с.Цайдам источниками наружного противопожарного водоснабжения. При этом глава поселения Гармаев И.Д. ссылался на то, что в местном бюджете отсутствуют финансовые средства, и ставил вопрос о возможности изыскать денежные средства для исполнения судебного решения.
Согласно ответам главы МО «Селенгинский район» (от 2 ноября 2020 года, 2 февраля 2021 года), ответам председателя Совета депутатов МО СП «Гусиное Озеро» (от 26 сентября 2020 года, 1 февраля 2021 года) исполнить требования не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств как в бюджете МО «Селенгинский район», так и в бюджете МО СП «Гусиное Озеро».
Из анализа предоставленных в материалы дела документов следует, что администрацией поселения предпринимались меры по исполнению требований исполнительного документа, направлялись обращения о выделении бюджетных ассигнований, но при этом бюджетные средства на указанные цели не были выделены.
Таким образом, действия, предусмотренные частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, направленные на выделение бюджетных средств в целях выполнения требований исполнительного документа, и исключающие административную ответственность юридического лица, уполномоченным должностным лицом администрации МО СП «Гусиное Озеро» выполнены.
Выводы судьи городского суда о наличии оснований для прекращения производства по делу мотивированы и подтверждаются материалами дела.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление судьи Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 19 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО СП «Гусиное Озеро» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.