ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3143/2015 от 14.01.2016 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

КОПИЯ Дело № 12-36/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань 14 января 2016 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Е.Н. Леденцова, при секретаре судебного заседания Л.С. Бажановой, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ...... по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – и.о. руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ...... по делу об административном правонарушении, должностное лицо – ФИО1 был признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО1 просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить.

ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, предоставил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ считает жалобу заявителя необоснованной, подлежащей отклонению, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела.

Изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Судьей установлено, что на основании приказа от ......-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», приказом Татарстанского УФАС России от ... года ... было возбуждено дело № ... по признакам нарушения Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» в части неутверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района РТ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее -рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 года № 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу данного Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

Согласно части 5 указанной статьи с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.

Согласно полученным в ходе проведения проверки УФАС по РТ сведениям, утвержденной в установленном порядке схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не имеется.

.... Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан заключил договор .../Р с ООО «...», по условиям которого ООО «...» обязалось в срок до .... оказать услуги по подготовке и реализации мероприятий в определении единой политики в области наружной рекламы и информации на территории Рыбно-Слободского муниципального района РТ согласно Техническому заданию.

В Техническое задание по данному договору входило:

разработка сборника типовых рекламных конструкций, разрешенных к установке на территории района; правила размещения рекламных конструкций на территории района; положение о торгах; документов о стартовых ценах в торгах на право размещения средств наружной рекламы и информации; формы договоров для установки и эксплуатации средств наружной рекламы и информации;

подготовка и выпуск печатного медийного информационного материала (буклет); специалистов профильного отдела исполкома по отдельной программе (6 час) в соответствии с составными разделами и подразделами технического задания;

сборник законодательных актов РФ, нормативных документов, регламентирующих рекламную детальность на территории района в виде книги;

проведение презентации нового направления в деятельности исполнительного комитета района с демонстрацией слайдов, анимационного материала со звуковым сопровождением и раздачей печатной продукции.

.... был заключен новый договор между Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан и ООО «...» - ... по условиям которого ООО «...» обязуется разработать схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района согласно Техническому заданию.

На дату проведения проверки по итогам оказания ООО «...» услуг по вышеназванным договорам Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан получил лишь предварительную схему размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского района РТ.

Согласно представленной Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан справке от ..., ввиду отсутствия в бюджете района денежных средств по состоянию на ... у Рыбно-Слободского муниципального района образовалась кредиторская задолженность по вышеназванным договорам, после выделения денежных средств и оплаты долга по договору .../Р от .... ООО «...» будет направлена схема размещения рекламных конструкций.

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

В силу части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», действующей с 01.07.2008 года, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-Ф3 «О рекламе».

Названными нормами законодательства о рекламе не предусмотрено, что земельные участки под размещение рекламных конструкций предоставляются в аренду. В этом случае заключается исключительно лишь договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Право на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций возникает после заключения указанного договора.

Кроме того, с ... вступила в силу глава 6 Земельного кодекса РФ - использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Статья 39.33 Земельного кодекса РФ устанавливает случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В соответствии с указанной статьей, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе в случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

При этом, в разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» предусматривает с 01.07.2008 года единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, по смыслу положений части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить ее установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Вместе с тем, по данным отдела строительства, архитектуры и жилищно -коммунального хозяйства Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ действующих договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Рыбно - Слободского муниципального района РТ не имеется, тогда как на территории Рыбно - Слободского муниципального района РТ выдано 36 разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Как следует из положений части 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», срок разрешения привязан к сроку действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Возможность пролонгации выданного разрешения Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» не предусмотрена.

Также в Федеральном законе от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» отсутствуют положения, допускающие пролонгацию договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, в случае заключения нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо проведение торгов и выдача нового разрешения.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона №135-Ф3 конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона № 135-Ф3 конкуренция -соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, Исполнительным комитетом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части неутверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района РТ, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции», если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно решению № ... года уполномоченным органом, ответственным за вышеуказанное нарушение является и.о. руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан ФИО1

Таким образом, должностным лицом – и.о. руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан ФИО1, допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Суд считает, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается надлежащими доказательствами, постановление должно быть оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Различные доводы подателя жалобы, при выше изложенных установленных судом обстоятельствах, основанием, влекущим удовлетворение настоящей жалобы, не являются.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, ч.1 ст. 14.9, 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от ...... по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – и.о. руководителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районных суд города Казани в Верховный Суд Республики Татарстан.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: ФИО6