Дело № 12-314/2019
РЕШЕНИЕ
04 апреля 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Коршунова Т.А.,
при секретаре Петросян Р.В.,
с участием защитника Конновой В.А., помощника прокурора г. Благовещенска Пнева А.А., представителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главного управляющего директора АО «АКС» ФИО2 - Конновой В.А. на постановление государственного инспектора отдела по надзору за опасными производственными объектами по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 02А-20/192 от 21 января 2019 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за опасными производственными объектами по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 02А-20/192 от 21 января 2019 года главный управляющий директор АО «АКС» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Коннова В.А. обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указала, что неверно установлен субъект административного правонарушения, проверка проводилась в мае 2018 года, а ФИО2 назначен на должность главного управляющего директора АО «АКС» 19.06.2018г. В настоящий момент обществом принимаются меры для регистрации трубопроводов, эксплуатируемых АО «АКС» в составе тепловых сетей, на учет в Дальневосточном управлении Ростехнадзора и регистрации их в государственном реестре опасных производственных объектов. При передаче АО «АКС» тепловых сетей на основании договора аренды муниципальной собственности № 001-АКС/Т техническая документация не передавалась, для ее подготовки необходимо выполнить большой объем работ, в том числе обследование тепловых сетей, установить их диаметр, протяженность, техническое состояние. Для постановки на учет также необходимо представить в Ростехнадзор сведения о техническом освидетельствовании или экспертизы промышленной безопасности, комплект технической документации, специализированной организацией должен быть оформлен технический паспорт. Таким образом, регистрация трубопроводов в государственном реестре опасных производственных объектов затяжной и финансово-обременительный процесс, ФИО2 не имел возможности обратиться в Ростехнадзор для регистрации. Проверка, организованная в октябре 2018 года, является повторной, поскольку в мае 2018 прокуратурой г. Благовещенска была проведена проверка по тем же основаниям, что является нарушением действующего законодательства.
Срок на обжалование не пропущен.
В судебном заседании защитник Коннова В.А. на доводах жалобы настаивала в полном объеме, указала, что органом управления АО «АКС» является управляющая организация - АО «РКС-Менеджмент», ФИО2 действует на основании доверенности. Между тем, в АО «АКС» имеется технический директор, который несет ответственность в сфере промышленной безопасности. При этом в примечании 3 к ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ дается понятие должностному лицу, подлежащему ответственности по указанной статье КоАП РФ. С учетом примечания 3 к ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, организационных особенностей АО «АКС», ФИО2 не является субъектом правонарушения. Кроме этого, по результатам проверки, проведенной в мае 2018 года прокуратурой г. Благовещенска возбуждалось дело об административном правонарушении в отношении ЕБ
Представитель Ростехнадзора ФИО1, указала на законность и обоснованность оспариваемого постановления, необоснованность доводов жалобы, поскольку по результатам проверки, проведенной в мае 2018 г. прокуратурой г. Благовещенска было ошибочно вынесено предписание по ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ЕБ, материалы были возвращены. После чего проверка в отношении общества была продлена, по ее результатам составлен административный материал по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ФИО2.
Помощник прокурора г. Благовещенска Пнев А.А. полагал, что постановление является законным и обоснованным.
Выслушав участвовавших в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением 1 к данному Федеральному закону (в редакции Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества: горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.12.2018 года следует, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в области промышленной безопасности при эксплуатации АО «АКС» трубопроводов тепловых сетей на территории г. Благовещенска для обеспечения теплоснабжения населения.
Выявлено, что АО «АКС» эксплуатирует на правах аренды трубопроводы тепловых сетей, принадлежащие муниципальному образованию г. Благовещенска, работающие под избыточным давлением 1.6 мегапаскаль (далее - МПа) и температурой теплоносителя 130 градусов Цельсия (далее - °С).
Между акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» и АО «АКС» заключен договор поставки тепловой энергии в горячей воде от 20.12.2016г. № 777, которым также определено, что в эксплуатации АО «АКС» находятся трубопроводы тепловых сетей, работающие поп давлением более 0.07 МПа, что согласно п. 2 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является признаком отнесения объекта, в составе которого они используются, к категории опасного производственного объекта - «оборудование, работающее под избыточным давлением более 0.07 МПа: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 °С: в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0.07 МПа».
Для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, в соответствии с подл. 1 п. 5 приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается III класс опасности.
В нарушение п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, АО «АКС» не представлены сведения для регистрации трубопроводов тепловых сетей в Дальневосточное управление Ростехнадзора. Трубопроводы, эксплуатируемые АО «АКС» в составе тепловых сетей, не поставлены на учет в Дальневосточном управлении Ростехнадзора, опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, ввиду чего невозможно дать оценку соответствия данного оборудования обязательным требованиям промышленной безопасности (отсутствует экспертиза промышленной безопасности технических устройств - требование ст. 7. 9. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено требование о необходимости организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, получать лицензию на лицензируемый вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».АО «АКС» выполняет работы по эксплуатации трубопроводов тепловых сетей, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии, полученной юридическим лицом от 17.09.2010г. № ВП-72-000300 (ЖКН) (требование ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). АО «АКС» эксплуатирует трубопроводы тепловых сетей в отсутствие договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».В АО «АКС» отсутствует проектная документация, на основании которой осуществлялась прокладка технологических трубопроводов, эксплуатируемых АО «АКС», а также их оснащение арматурой, устройствами для дренажа и продувки (требование п. 69 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014г. № 116). АО «АКС» при эксплуатации трубопроводов тепловых сетей не соблюдает требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного управляющего директора АО «АКС» ФИО2 к административной ответственности ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию. Решение должно быть мотивированным, а доказательства оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ, для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
Как следует из уставных документов исполнительным органом АО «АКС» является управляющая организация - АО «РКС-Менеджмент». С 19.06.2018г. приказом № 140 л/с ФИО2 назначен главным управляющим директором АО «АКС» – руководителем обособленного подразделения.
Приказом от 29.01.2018г. № 45 в АО «АКС» назначены ответственные лица за осуществление производственного контроля, исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и работающего под избыточным давлением оборудования.
Из штатного расписанияусматривается наличие в АО «АКС» таких штатных единиц как технический директор и директор по безопасности.
Между тем, при вынесении постановления о привлечении ФИО2 к административной ответственности, сведения о должностных лицах АО «АКС» к обязанностям которых отнесены вопросы технической политики и промышленной безопасности не исследованы. Вывод о том, что именно ФИО2 является должностным лицом, ответственным за промышленную безопасность, не мотивирован.
Кроме того, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что для регистрации трубопроводов тепловых сетей в государственном реестре опасных производственных объектов требуются длительные временные, организационные и финансовые затраты, административным органом достоверно не установлено какие именно действия предпринимались АО «АКС», управляющей организацией АО «РКС-Менеджмент», и ФИО2 с момента его назначения на должность, и имелась ли у привлекаемого лица реальная возможность поставить на учет тепловые сети и выполнить иные требования промышленной безопасности.
Указанное свидетельствует о нарушении при производстве по делу требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ дело подлежит возвращению в Дальневосточное управление Ростехнадзора на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора отдела по надзору за опасными производственными объектами по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора № 02А-20/192 от 21 января 2019 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении главного управляющего директора АО «АКС» ФИО2 отменить, материалы дела направить в Дальневосточное управление Ростехнадзора на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Т.А. Коршунова