ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-314/19 от 31.10.2019 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Малая В.Г. Дело № 12-314/2019

№ 7-83/2019

31 октября 2019 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,

при секретаре Гельман И.В.,

с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 18 сентября 2019 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 на постановление заместителя начальника управления - начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Магаданской области от 9 июля 2019 года № 49 ЛРР002240619000426 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – преподавателя огневой подготовки Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Центр специальной подготовки «Ягуар»

ФИО1, <.......>

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя начальника управления - начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Магаданской области ФИО2 от 9 июля 2019 года № 49 ЛРР002240619000426, оставленным без изменения решением судьи Магаданского городского суда от 18 сентября 2019 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, ФИО1 просит решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.

В жалобе указывает, что приказом директора ЦСП «Ягуар» от 26 апреля 2019 года № 36 на него возложена персональная ответственность за оборот оружия и боеприпасов. Данная ответственность обусловлена необходимостью надлежащего использования (оборота) оружия и боеприпасов при осуществлении образовательного процесса. При этом обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в его должностные обязанности не входило.

Полагает, что не является тем должностным лицом, которое может нести ответственность за возможные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, поскольку обязанность по соблюдению правил хранения огнестрельного оружия и патронов к нему согласно должностной инструкции возложена на заместителя директора по учебной части.

Ссылается на допущенные административным органом процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении. Настаивает на том, что не был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Выслушав пояснения ФИО1, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно материалам дела, 6 июня 2019 года в период времени с 14 часов 30 минут по 22 часов 00 минут в ходе проведения проверки комнаты хранения оружия (далее – КХО) Автономной некоммерческой организации профессионального образования «Центр специальной подготовки «Ягуар» (далее – АНОПО «ЦСП «Ягуар»), расположенной по адресу: <...>, выявлено, что в периоды времени с 14 часов 37 минут 29 апреля 2019 года до 19 часов 14 минут 8 мая 2019 года, с 12 часов 45 минут 13 мая 2019 года до 20 часов 36 минут 24 мая 2019 года, с 15 часов 37 минут 27 мая 2019 года до 20 часов 35 минут 31 мая 2019 года постановка КХО ответственным лицом ФИО1 на ПЦО ОВО по г. Магадану не осуществлялась, хранение оружия и патронов осуществлялось в условиях, не обеспечивающих доступ к ним посторонних лиц.

По изложенному факту 24 июня 2019 года инспектором Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Магаданской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника управления - начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Магаданской области от 9 июля 2019 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу ФИО1 на указанное постановление, судья городского суда пришла к выводу о его законности.

Между тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя в силу следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В пункте 3 статьи 29.1 КоАП РФ указано, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса (часть 1).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4) Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии этого лица протокол может быть составлен только в случае, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Из содержания протокола об административном правонарушении № 49 ЛРР002240619000426 следует, что он составлен 24 июня 2019 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 (л.д. 59).

При этом материалы дела вопреки суждениям судьи городского суда не содержат достоверных сведений о том, что ФИО1 был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Так, из материалов дела усматривается, что 14 июня 2019 года в адрес ФИО1 посредством почтовой связи направлено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 24 июня 2019 года в 18 часов 00 минут (л.д. 45). Сведений о получении данного почтового отправления ФИО1 материалы дела не содержат.

В качестве надлежащего извещения ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении административным органом в дело представлена распечатка скриншота экрана смартфона, содержащего фотоизображение уведомления от 14 июня 2019 года, адресованного ФИО1 (л.д. 76).

Вместе с тем данный документ не содержит сведений о том, с какого телефона сделана распечатка, когда и кем. Также не представляется возможным определить, кем, кому и когда было отправлено уведомление, с какого номера телефона и на какой номер телефона, получил ли данное сообщение адресат.

Изложенные обстоятельства не позволяют признать названный документ допустимым доказательством, подтверждающим надлежащее извещение ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

В части 1 статьи 25.15 КоАП РФ определено, что способ извещения лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, должен обеспечивать фиксирование извещения и его вручение адресату.

Однако, имеющаяся в материалах детализация оказанных услуг связи оператора YOTA (ООО «Скартел») (л.д. 176-198) подтверждает только факт соединения с <№ ....1> на <№ ....2>, а не фиксацию соответствующего извещения, адресованного ФИО1, что не согласуется с положениями части 1 статьи 25.15 КоАП РФ.

Иных доказательств извещения ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.

При таком положении протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, составлен в отношении ФИО1 в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.

Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, а также судьей требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Учитывая, что возможность возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу административного органа для устранения недостатков утрачена, данный протокол нельзя признать допустимым доказательством.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таком положении постановление заместителя начальника управления - начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Магаданской области от 9 июля 2019 года № 49 ЛРР002240619000426, решение судьи Магаданского городского суда от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, подлежат отмене.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения в Магаданском областном суде настоящей жалобы срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 309 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда

РЕШИЛА:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника управления - начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Магаданской области от 9 июля 2019 года № 49 ЛРР002240619000426, решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 18 сентября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, отменить.

Производство по настоящему делу об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 данного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья Л.Н. Баюра