ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-314/2015 от 27.05.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 27 мая 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,

с участием Азнагуловой Д.Г. – защитника ... ФИО2 – лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующей на основании доверенности №... от 26 мая 2014 года,

в отсутствие ... ФИО2, удовлетворив его письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия,

ФИО4 – начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Башкортостан, составившего протокол об административном правонарушении,

извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

допросив ФИО1. в качестве свидетеля,

рассмотрев жалобу ... ФИО2 на постановление судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 апреля 2015 года, которым:

... ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25000 рублей,

У С Т А Н О В И Л А:

протоколом об административном правонарушении начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Башкортостан ФИО4 от 20 января 2015 года в отношении ... ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за строительство на объекте культурного наследия регионального значения «...», ... годов постройки, входящий в комплекс из ... памятников архитектуры, истории, градостроительства, поставленный на государственную охрану распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от ... 1994 года №..., по адресу г...., ул...., дома №..., №..., №... дополнительных этажей здания без разрешения на проведение строительных работ и согласования с региональным органом охраны, что было выявлено 16 декабря 2014 года (л.д. 58-61).

Судья Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан принял вышеуказанное постановление от 20 апреля 2015 года, придя к выводу о совершении ... ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.14 КоАП РФ (л.д. 66-68).

В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО2, не соглашаясь с постановлением судьи от 20 апреля 2015 года, предлагает его отменить, считая незаконным и необоснованным, указывая на отсутствие события правонарушения, что строительно-монтажные работы по расширению мансардного этажа проводились на ранее возведенном в период с 2000-2001гг. за охраняемым объектом во дворе дома пристрое на отдельном фундаменте, состоящим из ...-х этажей и мансардного этажа, введенном в эксплуатацию, после чего было получено свидетельство о праве собственности. Данными действиями не были затронуты охраняемые объекты историко-культурного наследия, отнесенные к таковым распоряжением Кабинета Министров РБ от ... 1994 года ..., строительно-монтажные работы не требовали получения разрешения и согласования с региональным органом охраны.

Изучив материалы дела, выслушав защитника Азнагулову Д.Г., в интересах ... ФИО2 поддержавшую доводы жалобы, свидетеля ФИО3., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Статьей 7.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (в редакции от 23 июля 2013 г.) (далее – Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся, в том числе, отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.

В силу части 1 статьи 33 Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 9 части 2 статьи 33 Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В соответствии со статьей 36 Закона проектирование и проведение строительных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (часть 1 статьи 40 Закона).

Согласно статье 45 Закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Как следует из материалов дела, 16 октября 2014 года в Министерство культуры Республики Башкортостан из прокуратуры ... района г.Уфы Республики Башкортостан поступило обращение собственников жилого дома №... по ул.... г.... Республики Башкортостан о незаконном строительстве дополнительных этажей в соседнем здании, расположенном по адресу: ....

Ансамбль зданий, расположенных по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения «...», ... годов постройки, входящий в комплекс из ... памятников архитектуры, истории, градостроительства, поставленный на государственную охрану распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от ... 1994 года №... (л.д. 40-41).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 сентября 2014 года №..., здание, расположенное по адресу: ..., находится в собственности ФИО2 (л.д. 24). На указанное помещение установлено обременение в пользу ООО «...» (договор аренды от 01 августа 2012 года №...).

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Министерства культуры Республики Башкортостан от ... 2014 года №... (выезд осуществлен 16 декабря 2014 года), установлено, что на территории, во дворе к зданию охраняемого объекта культурного наследия по адресу: ..., входящего в ансамбль ... памятников архитектуры, истории, градостроительства и находящегося в собственности ... ФИО2, в 2000-2001 гг. без получения разрешения и согласования с региональным органом охраны памятников культурного наследия осуществлен пристрой из ...-х этажей и мансардного этажа, введенный в эксплуатацию, на который ... ФИО2 выдано свидетельство о праве собственности. На момент проверки установлено, что ведутся строительно-монтажные работы по расширению мансардного этажа на данном здании (пристрой) без разрешения и согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия, что по существу не оспаривается.

Таким образом, в соответствии с положениями статей 35, 45 Закона проектирование и проведение строительных работ на территории ансамбля запрещено, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника и его территорий осуществляется по согласованию с компетентными органами власти, выполняющими функции в области охраны объектов культурного наследия, на основании письменного разрешения.

Доказательств того, что ... ФИО2 строительные работы на спорном строении осуществляются на основании разрешений и согласований с компетентными органами, представлено не было, что обоснованно послужило основанием для привлечения его к административной ответственности.

Доводы о том, что возведенное строение (пристрой) к охранному объекту не является объектом культурного наследия, строительные работы по расширению мансардного этажа на данном здании, не требуют согласования и получения разрешения у компетентных органов, необоснованны и противоречат приведенным выше положениям закона и распоряжению Кабинета Министров Республики Башкортостан от ... 1994 года №....

Согласно градостроительному заключению выданному Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ... 2014 года №..., сохранение самовольно возведенного объекта не противоречит требованиям Градостроительного регламента г. Уфы.

Однако согласно пункту 2 статьи 3 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года № 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия, решения о режиме использования, параметрах и характеристиках реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Доводы жалобы о введении государственной комиссией в эксплуатацию возведенного в 2000-2001гг. здания (пристрой) к зданию охраняемого объекта по ул...., дом ..., наличии на него свидетельства о праве собственности, невключение здания по ул...., д.... в реестр, выявленных объектов культурного наследия, не являются основаниями для освобождения ... ФИО2 от обязанности получения разрешения и согласования с компетентным органом строительных работ на территории данного объекта.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства данного дела. Судом в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия ФИО2 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией статьи.

Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности за правонарушение в сфере охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации соблюден.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО2, извещенного надлежащим образом о дате его составления, копия протокола направлена по почте (л.д. 3, 62), что не оспаривается. Постановление вынесено судом с участием защитника ФИО2 – Куликова Л.С. в отсутствие ФИО2, извещенного надлежащим образом (л.д. 45, 46), что не оспаривается.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебного акта, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

постановление судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 апреля 2015 года о признании ... ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 25000 рублей оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Мартынова Н.Н.

дело №...