Дело № 12-314/2016 (5-53/2016)
Мировой судья Михеев Д.С.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 07 апреля 2016 года
ул. Баумана д.91-а
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитников ФИО1 – Бакунцевой Н.В. и Черномора В.Н., действующих на основании доверенности от 07 апреля 2016 года и 20 февраля 2016 года,
лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ФИО2, на постановление мирового судьи судебного участка № 10 от 01 марта 2016 года, которым производство в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, являющего директором МУП <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского судебного района от 01 марта 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник отделения комплексной защиты объектов и организации инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений вневедомственной охраны ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны МВД по РМЭ» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление мирового судьи отменить и полно, и объективно рассмотреть дело и возвратить на новое рассмотрение. В обосновании жалобы указал, что состояние антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса МУП <данные изъяты> не соответствует предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации требованиям. На основании актов категорирования субъект топливно-энергетического комплекса (МУП <данные изъяты>) согласился с отнесением принадлежащих ему объектов к категории опасности – низкая и данное решение не обжаловал. Проведение анализа уязвимости объектов низкой категории опасности предусматривает обследование комиссией, формируемой субъектом топливно-энергетического комплекса, не реже 1 раз в три года, что дает возможность проводить оценку эффективности существующей системы физической защиты в более ранние сроки. Данное мероприятие руководителем МУП <данные изъяты> не инициировались. Данное мероприятие инициировано только 3 декабря 2015 года в связи с истечением срока действия паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса МУП <данные изъяты>. Также сотрудниками подразделения ФГКУ ОВО МВД по РМЭ в ходе обследования объектов МУП <данные изъяты> неоднократно выносились рекомендации об усилении их инженерно-технической защищенности, при этом мероприятия по защите объектов от преступных посягательств не проводились.
В судебном заседании должностное лицо ФИО2 доводы и требования жалобы поддержал, пояснил аналогично изложенному в жалобе.
В судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Защитники Бакунцева Н.В. и Черномор В.Н. с доводами жалобы не согласились, считают постановление мирового судьи законным и обоснованным.
Проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительные материалы прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 20.30 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, на основании приказа № от 27 ноября 2015 года и.о. министра Внутренних дел Республики Марий Эл ФИО7, проведена внеплановая выездная проверка объектов МУП <данные изъяты> на предмет деятельности субъекта ТЭК по соблюдению Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности ТЭК.
Согласно представленному протоколу об административном правонарушении 18 декабря 2015 года при проверке выявлены нарушения пунктов 4, 5, подпункта в пункта 19, 52, 54, 55, 61, 64, 69, 70, 75, 73, 81, 85, 97, 104, 109 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года №458 дсп (далее по тексту – Правил) на отопительной котельной №<данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> (далее ОК № 3); отопительной котельной №<данные изъяты> распложенной по адресу: <адрес> (далее ОК № 4); отопительной котельной №<данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> (далее ОК № 30); отопительной котельной №<данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> (далее ОК № 34), являющихся объектами топливно-энергетического комплекса МУП «ТЭЦ-1». Допущены следующие нарушения:
- На проверенных объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК №3 0, ОК № 34 отсутствует система физической защиты, функции контроля доступа на объект осуществляют операторы котельных, что является нарушением пунктов 4 и 5 Правил;
- Основное ограждение ОК № 4 выполнено из деревянных досок, находится в ветхом состоянии. Высота ограждения на разных участках составляет от 170-280 сантиметров, чем нарушены пункты 61, 69 и 75 Правил;
- Основное ограждение ОК № 3 и ОК №3 0 отсутствует, что является нарушением пункта 70 Правил;
- Верхнее дополнительное ограждение, оборудованное на объектах ОК № 4 и ОК № 34 не превышает уровня основного ограждения по высоте. Отсутствует нижнее дополнительное ограждение на объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, чем нарушены пункты 73 и 81 Правил;
- Отсутствует верхнее дополнительное ограждение на имеющихся зданиях и
сооружениях, которые составляют периметр объекта: на ОК № 4 и ОК № 34, что является нарушением пункта 85 Правил;
- Система охранной сигнализации по периметру территории объектов ОК №3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34 отсутствует, чем нарушен п. 52 (пункта 4 Приложения №1) Правил;
- К внешней и внутренней сторонам ограждений ОК № 4 и ОК №3 4 примыкают здания, сооружения, лесонасаждения, складированное оборудование и материалы. Имеются пересечения периметрального ограждения с линиями теплопровода, чем нарушен пункт 97 Правил;
- Отсутствуют контрольно-пропускные пункты (КПП) для прохода людей, а также контрольно-пропускные пункты (КПП оборудуется досмотровой площадкой) для автомобильного транспорта оснащенные средствами идентификации по одному признаку и преграждающим устройством (дверью), системой досмотра, системой охранной телевизионной, средствами связи и тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), а также подключенный к основному и резервному электропитанию на объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, что является нарушением пункта 109 Правил;
- На тараноопасных участках объектов ОК № 4 и ОК № 34 отсутствуют инженерно-технические сооружения, препятствующие несанкционированным действиям в отношении объекта, чем нарушены пункты 55, 54 и 64 Правил;
- Отсутствуют предупредительные знаки о запрещении прохода в запретную зону на объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, что является нарушением пункта 104 Правил;
- Отсутствуют защитные конструкции для уязвимых мест на объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, чем нарушен п. п. 52 (пп. Г п. 2 Приложения №1) Правил;
- Отсутствуют системы охранного телевидения с функцией записи и последующего воспроизведения видеозаписи на объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, что является нарушением п. п. 52 (пп. Д п. 8 Приложения №1) и пп. Б пункта 19 Правил;
- Отсутствует стационарная (автономная) кнопка для извещения о тревоге с выводом на внешние оповещатели на объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, чем нарушены п. п. 52 (пп. Б п. 7 Приложения №1) и пп. В пункта 19 Правил;
- Отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного органов внутренних дел. Данное нарушение имеется на следующих объектах: ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34, что является нарушением п. 52 (пп. Г п. 7 Приложения №1) Правил.
Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса установлены в положениях Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Согласно статье 1 названного Федерального закона, настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно статье 3 Закона N 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Статьей 4 Закона N 256-ФЗ закреплены основные принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе, принцип обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
На основании статьи 6 Закона N 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса проводится категорирование объектов (часть 1). С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2). Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 4). По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (часть 5).
Статей 7 этого же Федерального закона установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации; указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Исходя из изложенного, перечень мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, зависит от категории опасности объекта. При этом объекты, подлежащие категорированию, включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденных постановлением правительства от 5 мая 2012 года № 459 Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 6). Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 дней со дня утверждения перечня объектов, подлежащих категорированию, направляет субъектам топливно-энергетического комплекса уведомление о включении объекта в этот перечень с указанием сроков проведения категорирования объекта (пункт 7).
Для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия, возглавляемая руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса (пукнт 10). Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации (пункт 14). Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом (пункт 17). По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности (пункт 18). Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом топливно-энергетического комплекса в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта (пункт 19).
В соответствии с актами категорирования объектов ОК № 3, ОК № 4, ОК № 30, ОК № 34 МУП <данные изъяты> межведомственная комиссии пришла к выводу о том, что объекты по отраслевому признаку и виду деятельности относятся к категории взрывоопасные. Объекты по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате диверсионно-террористического акта, и по степени потенциальной опасности присваивается категория локального характера. Выполнение требований охраны объектов и защиты его элементов выполняется. Наличие критических элементов объекта, их взаимовлияние и соответствие уровню защищенности соответствует. Сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и защищенности объектов от диверсионно-террористического акта достаточно.
Вместе с этим, межведомственная комиссия 03 декабря 2012 года присвоила всем объектам низкую категорию опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса, в том числе предъявленные в правонарушение пункты 4, 5, подпункта в пункта 19, 52, 54, 55, 61, 64, 69, 70, 75, 73, 81, 85, 97, 104, 109.
В соответствии со статьей 12 Закона N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны, в том числе, выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона).
С учетом положений статьи 1, части 4 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", Указа Президента Российской Федерации от 28.10.2014 N 693 "Об осуществлении контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", полномочия по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации и на его территориальные органы.
При проверке выявлено и в акте проверки отражено, что МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» не соблюдены требования Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 N 458.
Мировым судьей не принято во внимание и не дана оценка тем обстоятельствам, что в соответствии с Приложением № 1 к указанным Правилам, указан состав инженерно-технических средств охраны в зависимости от категории объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе объектов с низкой категорией опасности.
Кроме этого, межведомственная комиссия 03 декабря 2012 года присвоила всем объектам низкую категорию опасности, и согласно пункта 23 Постановления Правительства РФ от 05 мая 2012 N 458 объекты низкой категории опасности на предмет уязвимости обследуются комиссией не реже одного раза в три года.
При таких обстоятельствах, при присвоении объектам низкой категории опасности 03 декабря 2012 года, директор МУП <данные изъяты> ФИО1, издал приказ «О мерах по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и обследования объектов МУП <данные изъяты> только 03 декабря 2015 года.
Таким образом, вывод мирового судьи об отсутствии состава административного правонарушения в действиях директора МУП <данные изъяты> ФИО1 является преждевременным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Объектом правонарушений по статье 20.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности и противодействия экстремистской деятельности (экстремизму).
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение о законодательства промышленной безопасности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Разрешая вопрос об отмене постановления мирового судьи и возвращении дела на новое рассмотрение, учитываю срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по данному делу об административном правонарушении начинает исчисляться с 18 декабря 2015 года.
Учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит направлению мировому судье на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении мировому судье надлежит исследовать обстоятельства дела в полном объеме, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Йошкар-Олинского судебного района от 01 марта 2016 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ, в отношении директора МУП <данные изъяты> ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения - отменить, и дело направить на новое рассмотрение.
Решение в законную силу вступает со дня вынесения.
Судья- Р.Я. Сабирьянов