ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-314/2021 от 08.12.2021 Советского районного суда г. Омска (Омская область)

дело № 12- 314/2021

УИД 55RS0006-01-2021-006199-65

РЕШЕНИЕ

«8» декабря 2021 года

Судья Советского районного суд г. Омска Фарафонова Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Серебренниковой О.С., помощнике судьи Альжановой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...>, каб.105 жалобу директора ООО «Охана Маркет» ФИО1 на постановление заместителя Омской таможни полковника таможенной службы Р.В.Г. № … от …, которым должностное лицо директор ООО «Охана Маркет» ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения,

Установил:

Постановлением заместителя Омской таможни полковника таможенной службы Р.В.Г. № … от …, должностное лицо директор ООО «Охана Маркет» ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения,

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директор ООО «Охана Маркет» ФИО1. обратилась с жалобой в суд, указав, что при осуществлении таможенного контроля в форме таможенной проверки право таможенного органа на применение меры в виде истребования документов у проверяемого лица являются ограниченным, т.е.:

- истребование должно быть законное, обоснованное и осуществляться не произвольно или «по желанию» таможенного органа, а исключительно в рамках конкретного вида таможенного контроля, имеющего свои определенные предмет, цели, основания и пр.

- истребуемые документы у проверяемого лица должны иметь прямое и непосредственное отношение к соответствующим товарам.

С 01.01.2018 таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости в порядке и формах, установленных разделом VI ТК ЕАЭС. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза (п. 2 ст. 38 ТК ЕАЭС). Отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 313, п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС, что полностью соответствует правовой позиции ВС РФ, изложенной в абз. 1 п. 11 Постановления Пленум ВС РФ № 49. Анализ направленных таможенным органом в адрес ООО «Охана Маркет» запросов (требований, уведомлений), с учетом положений ст. 340 ТК ЕАЭС, принимая во внимание конкретные цели и предмет проводимой камеральной таможенной проверки не связанной с вопросами таможенной стоимости товара, ООО «Охана Маркет», предоставило все истребованные документы и сведения, что объективно подтверждено и самим таможенным органом, поскольку в дальнейшем таможенным органом не инициировано проведение таможенного контроля таможенной стоимости товаров в порядке, предусмотренном ст. 313, п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных Положением об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 г. № 42. В соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС ООО «Охана Маркет» не было извещено об основаниях, по которым предоставленные документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости. Ни один из исходящих от таможенного органа документов не содержит упоминание, что выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов являться основанием для вывода о несоблюдении требований п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС, а таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не считается документально подтвержденной, следовательно таможенным органом к ходе камеральной таможенной проверки объективно не выявлено признаков недостоверного определения таможенной стоимости. Принимая во внимание принцип презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ №49), при отсутствии претензий со стороны таможенного органа в части недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров, предоставление Обществом дополнительной информации и документов относительно обоснованности включения (не включения) в таможенную стоимость, в частности лицензионных платежей (при отсутствии проведения таможенного контроля таможенной стоимости) было признано нецелесообразным.

Просит постановление № … Омской таможни от … о привлечении должностного лица директора ООО «ОХАНА МАРКЕТ» ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде предупреждения - отменить. Административное производство в отношении должностного лица — директора ООО «ОХАНА МАРКЕТ» ФИО1 прекратить (недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление).

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности (… от … на л.д. 184-189), поддержала доводы жалобы, указав, что у директора ООО «ОХАНА МАРКЕТ» ФИО1 отсутствовала обязанность по исполнению требования, в связи с отсутствием законных оснований для истребования документов, подтверждающие уплату вознаграждения за предоставление прав на использование товарных знаков, так как лицензионные платежи не относятся к ввозимым товарам в отношении которых проводилась камеральная проверка таможенных деклараций.

Представители Омской таможни ФИО3, ФИО4, ФИО5, в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, указали на наличие у таможенного органа права запрашивать в ходе проводимой таможенной проверки документы относимые к ввозимым товарам, в том числе и сведения о лицензионных платежах.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕЭС) определено, что камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Согласно статье 335 ТК ЕЭС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право требовать от проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам, включая информацию, касающуюся дальнейших сделок проверяемого лица в отношении этих товаров.

Статьей 236 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определено, что проверяемое лицо при проведении таможенной проверки должно исполнять обязанности, установленные статьей 336 ТК ЕЭС, а также в случае отсутствия документов и (или) сведений и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, представить до истечения установленного срока представления документов и (или) сведений письменное объяснение причин неисполнения требования таможенного органа, выполнять законные требования должностных лиц таможенных органов, проводящих таможенную проверку.

Согласно пунктам 1,2,3 статьи 340 ТК ЕЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств, установленный таможенным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведений срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов.

Согласно пунктам 5,6 статьи 340 ТК ЕЭС запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов. Декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

Согласно пункту 1 статьи 239 Федерального закона №289-ФЗ срок представления декларантом, перевозчиком, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 340 Кодекса Союза в календарных днях с даты получения соответствующим лицом запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений.

В соответствие со статьей 9 Таможенного кодекса РФ определение для начала и для окончания установленных данным Кодексом соков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном данным Кодексом.

Если Таможенным кодексом не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные ГК РФ, с учетом положений пункта 3 статьи 129 данного Кодекса (пункт 2).

Согласно статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделками или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ).

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с реализацией установленного таможенным законодательством порядка представления в таможенный орган документов и сведений, в целях осуществления таможенного контроля.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.

Субъектом правонарушения является лицо, на которое возложена обязанность по своевременному представлению документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, в данном случае таким лицом является директор ООО «ОХАНА МАРКЕТ», согласно выписки из ЕГРЮЛ – ФИО1

Судом установлено, материалами дела подтверждается непредставление в установленный таможенным органом срок документов для проведения таможенного контроля и, как следствие, наличие в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.

Омской таможней с 15.02.2021 по 23.06.2021 в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Омской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Охана Маркет» по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях №№ ….

На основании с.ст. 335,337,340 ТК ЕЭС в адрес ООО «Охана Маркет» 26.02.2021 было направлено требование о предоставлении следующих документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке:

1) контрактов (с приложениями, дополнительными соглашениями), заключенных с продавцами контролируемых товаров:

- с ООО «…» от … № …;

- с ООО «…» от … №. .;

- с ООО «…» от … № …;

- с ООО «…» от … № …;

- с ООО «…» от … № …;

- с ООО «…» от … № …;

- с ООО «…» от … № …;

- с ООО «…» от … № …;

2) документов, предусмотренных условиями пункта 4.4 контрактов: коммерческих инвойсов, упаковочных листов, грузовых таможенных деклараций, международных товарно-транспортных накладных (CMR) и Книжек МДП (с отметками таможенного органа);

3) платежных документов, подтверждающих оплату продавцам за ввезенные товары;

4) документов, подтверждающих уплату вознаграждения за предоставление прав на использование товарных знаков в соответствии с пунктом 4 лицензионных договоров от … без номера и от … без номера (счетов, отчетов, актов, платежных документов, иных документов).

Письмом Омской таможни от 26.02.2021 исх. № … направлено требование о предоставлении документов и (или) сведений при камеральной таможенной проверке в адрес Общества и установлен срок представления документов и сведений - в течение 15 календарных дней с даты получения требования (08.04.2021 получено посредством электронной почты). Указанный срок по заявлению ООО «Охана Маркет» был продлен таможенным органом до 23.04.2021.

21.04.2021 Омской таможней (вх. 21.04.2021 № реестр …) получено письмо ООО «Охана Маркет» на вышеуказанное требование Омской таможни от 26.02.2021 № …, в котором Общество представило документы, но не в полном объеме. Так не были представлены следующие документы:

- документы, подтверждающие уплату вознаграждения за предоставление прав на использование товарных знаков в соответствии с пунктом 4 лицензионных договоров от 30.09.2019 без номера и от 10.01.2020 без номера (счета, отчеты, акты, платежные документы, иные документы) за период: 30.09.2019-31.12.2020.

02.06.2021 Омской таможней (исх. № …) на юридический адрес было направлено повторное требование о предоставлении документов и сведений, подтверждающих уплату вознаграждения за предоставление прав на использование товарных знаков. Идентичное требование Омской таможни (от 02.06.2021 исх. № …) было вручено 03.06.2021 представителю ООО «Охана Маркет» (по доверенности от … без номера) по почтовому адресу юридического лица: ….

Однако, истребуемые документы в установленный таможенным органом срок - 15.06.2021, не были представлены.

16.06.2021 ООО «Охана Маркет» представило в Омскую таможню письмо от 15.06.2021 без номера (вх. Омской таможни от 16.06.2021 № реестр …), в котором указало, что считает нецелесообразным предоставление запрашиваемых документов и сведений по требованию таможенного органа от 02.06.2021 №№ …, ….

Рассматривая доводы жалобы суд пришел к следующему выводу.

Довод общества об отсутствии состава административного правонарушения, так как документы, подтверждающие уплату вознаграждения за предоставление прав на использование товарных знаков, не относились к документам, подтверждающим сведения содержащиеся в таможенной декларации, с целью проверки которых назначалась камеральная проверка, а проведение таможенного контроля таможенной стоимости товара в соответствии с п. 1 ст. 313 ТК ЕАЭС не назначалось, а значить их истребования не основано на законе и не подлежит исполнение, так как привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, возможно только при установлении его законности, отклоняется судом по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.

На основании подпункта 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки таможенными органами может проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.

К таким сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары, относятся сведения, перечисленные в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, сведения, в том числе: о заявляемой таможенной процедуре, о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров, о товарах - производителе и таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости), об исчислении таможенных платежей, о сделке с товарами и ее условиях, о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.

Контролируемые товары были выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ40).

В структуру таможенной стоимости товара, согласно сведениям из ДТС, заявленным таможенным представителем, включены:

- цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары.;

- расходы, связанные с транспортировкой товаров,

т.е., при определении таможенной стоимости товаров осуществлены дополнительные начисления к уплаченной или подлежащей уплате цене товара, установленные ст. 40 ТК ЕАЭС.

В качестве документального подтверждения сведений о таможенной стоимости при совершении таможенных операций представлены внешнеэкономические контракты (идентичные по условиям содержания), дополнительные соглашения к контрактам, инвойсы.

Согласно порядку заполнения декларации на товары, утвержденному Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» в графе 44 декларации на товары «Дополнительная информация/Представленные документы» декларант обязан предоставить информацию о подтверждающих сведения документах. В данной графе указываются сведения о документах, на основании которых заполнена декларация на товары, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 декларации на товары.

В графе 31 деклараций на товары в том числе, указаны сведения о маркировке товаров, а именно «…» и «…».

Поскольку ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности (ввозятся под торговым знаком правообладателя «…», «…»), то лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам.

Непредставление, представление не в полном объеме, несвоевременное представление в таможенный орган запрашиваемых документов считается бездействием, поскольку указанное деяние выражается в пассивной форме поведения лица, связанной с невыполнением предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку, то есть на дату истечения срока исполнения обязанности лицо не совершило никаких действий.

Общество препятствовало проведению таможенного контроля, затягивая сроки его проведения и не представляя запрошенные в требовании Омской таможни документы, находящиеся в распоряжении и на хранении общества и необходимые для сравнения и установления достоверности сведений, заявленных ООО «Охана-Маркет» о проверяемых товарах при таможенном декларировании.

Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела не выявлено.

Оценивая правильность соблюдения процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, суд установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2. 28.5 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, назначенное должностному лицу административное наказание в данной ситуации с учетом характера совершенного правонарушения согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, степени вины правонарушителя.

Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя Омской таможни полковника таможенной службы Р.В.Г. № … от …, которым должностное лицо директор ООО «Охана Маркет» ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесен протест в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.Н.Фарафонова