12-314/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 ноября 2021 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Марковой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ «Уютный дом», по жалобе ТСЖ «Уютный дом» на постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, от 16 сентября 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, от 16 сентября 2021 года ТСЖ «Уютный дом» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно указанному судебному акту административное правонарушение, вмененное ТСЖ «Уютный дом», выразилось в неисполнении им в установленный срок законного предписания Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора по Республике Бурятия, согласно которому оно было обязано в установленный срок произвести возврат денежных средств в размере между фактическими затраченными средствами и размере предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2019 год (ремонтные работы/проектные работы) руб. на 1 кв.м на специальный счет открытый в ТСЖ «Уютный дом».
Заявитель с указанными выводами не согласен, просит отменить принятое постановление как незаконное и необоснованное, в обоснование жалобы указывая, что предписание обжалуется в Арбитражном суде РБ.
В судебном заседании представитель заявителя – председатель ТСЖ «Уютный дом» Таряшиева И.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить, доводы основывает на решении Арбитражного суда РБ.
Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора по Республике Бурятия своих представителей в судебное заседание не направила.
Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства
Как следует из материалов дела, 12.03.2021 года Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора по Республике Бурятия ТСЖ «Уютный дом» было выдано предписание № 065/21-П, в соответствии с которым названное лицо обязывалось в срок до 15.06.2021 года произвести возврат денежных средств в размере между фактическими затраченными средствами и размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2019 год (ремонтные работы/проектные работы), руб. на 1 кв.м на специальный счет открытый в ТСЖ «Уютный дом».
07.07.2021 года по факту невыполнения предписания Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора по Республике Бурятия в отношении ТСЖ «Уютный дом» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ «Уютный дом» постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Делая вывод о виновности ТСЖ «Уютный дом» в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора по Республике Бурятия об устранении нарушений законодательства.
Между тем указанные выводы не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства составляет объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица, должно быть определенным и исполнимым.
В ходе производства по данному делу председатель ТСЖ «Уютный дом» Таряшиева И.А. оспорила выданное предписание в Арбитражный суд РБ. Решением Арбитражного суда РБ от 29.10.2021 года предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора по Республике Бурятия произвести возврат денежных средств на специальный счет №065/21-П от 12.03.2021 года признано незаконным как несоответствующее Жилищному кодексу РФ.
Принимая данное решение Арбитражный суд РБ исходил из следующего.
По результатам проверки Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора установила, что при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома ТСЖ «Уютный дом» превысило предельную стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, установленную Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.11.2018 №641, нарушило пункт 1 части 6 статьи 167 Жилищного кодекса РФ, допустив нецелевое расходование денежных средств.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 и подпунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя взнос на капитальный ремонт в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
Согласно статье 170 ЖК РФ уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов па капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся па специальном счете (пункт 1 части 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья. осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
В части 4 статьи 177 ЖК РФ содержится перечень документов, которые владелец специального счета должен представить в банк при осуществлении операций по перечислению со специального счета денежных средств банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
К таким документам, относятся: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 части 4 статьи 177 ЖК РФ. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 части 4 статьи 174 ЖК РФ.
Арбитражным судом РБ установлено, что собственниками помещений в спорном МКД на общем собрании принято решение о формировании фонда капитального ремонта - специальный счет, определен владелец специального счета - Товарищество. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению липа, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе. Общее собрание собственников помещений, проведенное 06.07.2019 года, приняло решение, оформленное протоколом №2, о проведении капитального ремонта кровли (части крыши первого подъезда над однокомнатной квартирой, крыши третьего подъезда), установив стоимость работ по смете 1 700 000 рублей, выбран подрядчик ООО «Строймонтаж», сроки проведения ремонта - не позднее 1 ноября, источник финансирования - за счет средств капитального ремонта, ответственное лицо - ФИО2 В соответствии с указанным решением ТСЖ заключило договор подряда от 27.09.2019 года. Актами выполненных работ, справками об их стоимости, актами освидетельствования скрытых работ, актом готовности, представленными в ходе проверки, подтверждается выполнение работ но капитальному ремонту крыши на сумму 1 763 171,81 рублей. Выполненные работы были оплачены полностью.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.11.2018 №641 утвержден размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2019 год.
Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора по результатам проверки определила предельную возможную стоимость работ по капитальному ремонту исходя из размера, утвержденного указанным постановлением.
Однако, как отметил Арбитражный суд РБ, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации размер предельной стоимости капитального ремонта в настоящем случае применению не подлежит, поскольку собственники помещений в МКД определили способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, решением собственников от 06.07.2019 года установлена предельная стоимость работ 1 700 000 рублей.
При этом фактическая стоимость выполненных работ по капитальному ремонту превысила стоимость, установленную собственниками, на 63 171,81 рублей.
Изложенное свидетельствует о том, что ТСЖ «Уютный дом» не допустило нецелевого расходования денежных средств, аккумулированных на специальном счете в качестве взносов на капитальный ремонт, в смысле, указанном в оспариваемом предписании.
При таких обстоятельствах, оспариваемое предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора об обязании товарищества собственников жилья «Уютный дом» произвести возврат денежных средств на специальный счет №065/21-П от 12.03.2021 не соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации.
В силу ч.1 и ч.4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае вина ТСЖ «Уютный дом» в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства не доказана.
В соответствии с п.п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Исходя из вышеизложенного, в связи с невыполнением в ходе рассмотрения дела требований ст.ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, постановление мирового судьи подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление суда.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ТСЖ «Уютный дом» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №4 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка №2 Советского района г.Улан-Удэ, от 16 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Уютный дом», предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.А. Богомазова