Дело № 12-314/2021
74RS0028-01-2021-004540-06
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
26 октября 2021 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области, <...>, в составе судьи Зозули Н.Е.,
при секретаре Ламерт О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление административной комиссии в Копейском городском округе от 27.05.2021 года НОМЕР по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 14 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии в Копейском городском округе от 27.05.2021 года НОМЕР ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст.3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, за то, что она 23.05.2021 года в 15 часов 13 минут по адресу: АДРЕС, самовольно установила временный нестационарный объект - надувной батут, без правоустанавливающих документов на его размещение, тем самым нарушив требования подп.10 п.7 раздела 1 главы III «Правил благоустройства территории Копейского городского округа», утвержденных решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 03.07.2020 года № 897-МО.
ИП ФИО1 не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указывает на то, что самовольно не устанавливала батут, поскольку между ней и собственником земельного участка - ТК «Горняк» был заключен договор на размещение временного нестационарного объекта в устной форме. Протокол об административном правонарушении составлен спустя пять дней после выявления правонарушения. В обжалуемом постановлении не установлено смягчающих ответственность обстоятельств. Кроме того, указывает на то, что правонарушение совершено ею впервые, она относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей и т.д., административное наказание в виде штрафа может быть заменено предупреждением.
В судебное заседание ИП ФИО1 не явилась, направила письменные объяснения, в которых просила производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении (л.д.79-80).
Представитель административной комиссии в Копейском городском округе в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.77).
В силу положений ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд счел возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в полном объеме с учетом доводов жалобы, суд приходит к следующему.
Закон Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области» устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере.
В силу ч.14 ст.3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» самовольная установка временных объектов, за исключением случаев, когда ответственность за самовольную установку объектов, являющихся в соответствии с настоящим Законом временными объектами, предусмотрена федеральным законодательством, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03.07.2020 года № 897-МО утверждены Правила благоустройства территории Копейского городского округа (далее - Правила), устанавливающие единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта, регулирующие порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливающие требования к выдаче, продлению и закрытию разрешений на осуществление земляных работ (ордеров), к внешнему архитектурному облику в целях сохранения самобытности и уникальности архитектурной застройки, а также развития и поддержания эстетики визуально-пространственной городской среды и градостроительной культуры на территории Копейского городского округа.
Согласно Правилам временные объекты - объекты, предназначенные для осуществления производственной и (или) предпринимательской деятельности или удовлетворения личных потребностей граждан, не являющиеся объектами недвижимости, в том числе надувные аттракционы (батуты), нестационарные торговые объекты, палатки, павильоны, киоски, ангары, металлические гаражи, тенты, санитарно-бытовые и складские сооружения, ограждения, бункеры, урны, контейнеры, контейнерные площадки, средства размещения информации (указатели, конструкции, сооружения, технические приспособления и другие носители, предназначенные для распространения информации, за исключением информации, содержащей сведения рекламного характера и (или) являющейся обязательной в соответствии с федеральным законодательством).
На территории города запрещается самовольная установка временных нестационарных объектов (подп.10 п.7 раздела 1 главы III Правил).
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03.07.2020 года № 894-МО утвержден «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа», который определяет порядок, условия размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельного участка, а также порядок прекращения права на размещение и осуществление демонтажа НТО на территории Копейского городского округа.
Как следует из подп.7 п.4 «Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа», самовольно установленный нестационарный торговый объект - НТО, установленный с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Порядком, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, землях общего пользования, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.5 «Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Копейского городского округа» размещение НТО без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута осуществляется за плату на основании Схемы НТО в соответствии с договором на размещение НТО, который заключается между Администрацией в лице управления по имуществу и земельным отношениям администрации Копейского городского округа и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в соответствии с настоящим Порядком.
В силу п.6 указанного Порядка не допускается передача или уступка хозяйствующим субъектом прав по договору на размещение НТО третьим лицам.
Как следует из материалов дела, 17.05.2021 года заместителю главы Копейского городского округа от исполняющего обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Копейского городского округа поступило сообщение о проведении проверки на законность размещения аттракциона (батута), расположенного по адресу: АДРЕС земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по АДРЕС.
Разрешение на использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута 28.05.2020 года выдано ООО «Сталь» (ТК «Горняк») в целях размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм, сроком действия 3 года.
В рамках осуществления муниципального контроля с целью проверки соблюдения Правил благоустройства территории Копейского городского округа, расположенной по адресу: АДРЕС, проведено обследование указанной территории, в результате которого выявлено самовольное размещение временного нестационарного объекта - батута без соответствующего разрешения на его установку.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте обследования от 24.05.2021 года, к которому приложена фототаблица места осмотра.
Установлено, что размещение временного нестационарного объекта - надувного батута на территории парковки около ТК «Горняк» допущено ИП Ш.Л.А., заключившей устный договор с ТК «Горняк». Документов, подтверждающих законность размещения временного объекта, ни административной комиссии, ни суду не представлено.
По факту выявленного нарушения ИП ФИО1 27.05.2021 года привлечена к административной ответственности по ч.14 ст.3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-30 «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положения статей 26.1, 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Из приведенных норм следует, что при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, предварительно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Согласно требованиям ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Исходя из частей 1,3 ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении был составлен 25.05.2021 года, при этом какие-либо доказательства надлежащего извещения непосредственно лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела одним из предусмотренных законом способов в материалах дела отсутствуют.
Доказательств направления в адрес ФИО1 извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, поскольку лицо, в отношении которого ведется производство по делу не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с приведенными выше положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, изложенной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
При этом возвращение материалов дела должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено и устранение допущенных нарушений на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела у должностного лица административного органа отсутствуют правовые основания для возвращения протокола для устранения его недостатков, поскольку дело с ранее составленным протоколом было фактически принято им к своему производству и рассмотрено по существу, а также прошло стадию судебного обжалования, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков после возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 КоАП РФ, суд -
РЕШИЛ:
Постановление административной комиссии в Копейском городском округе от 27.05.2021 года НОМЕР о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 14 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Зозуля Н.Е.