ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3154/19 от 09.09.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2019-008380-08 Дело № 12-3154/2019

РЕШЕНИЕ

г.Казань 09 сентября 2019 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Д.И. Гадыршин,

секретаре судебного заседания А.А. Фатхулиной

рассмотрев жалобу ФИО11 на постановление исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора АО «Центральный депозитарий Республики Татарстан» ФИО12 ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ от ... ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО1 просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности.

Представитель заявителя ФИО1 ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме.

Представитель Отделения – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ ФИО3 явился, считает жалобу заявителя необоснованной, подлежащей отклонению, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 15.27 КоАП РФ, воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение: - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Согласно части 2 статьи 76.1 Федерального закона от ... № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее -Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовым организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Банк России на основании статьи 76.5 Закона о Банке России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций (далее - НФО), направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.

Поднадзорными Банку России некредитными финансовыми организациями, согласно пункту 1 части 1 статьи 76.1 Закона о Банке России, являются, в том числе, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от ... №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, и финансированием терроризма действие Федерального закона №115-ФЗ распространяется, в том числе на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (статья 2 Федерального закона №115-ФЗ).

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии с абзацем 9 статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать Правила внутреннего контроля (далее - ПВК по ПОД/ФТ).

В соответствии с абзацем 11 части 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ ПВК по ПОД/ФТ для некредитныхфинансовых организаций, в том числе для профессиональных участников рынка ценных бумаг, разрабатываются с учётом требований, утверждаемых Центральным банком Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что согласно информации, размещённой на сайте Банка России: www.cbr.ru., а именно списка депозитариев (по состоянию на ...), который ведётся Банком России, АО «ЦД РТ» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление депозитарной деятельности от ...... (срок действия: бессрочная, статус: действующая).

В соответствии с пунктом 2.2 Устава АО «ЦД РТ», утверждённого
общим собранием акционеров АО «ЦД РТ» (протокол ... от ...), далее по тексту Устав АО «ЦД РТ», предметом деятельности АО «ЦД РТ» является:

- депозитарная деятельность;

- образовательная деятельность, в том числе в области рынка ценных бумаг;

- ответственное хранение имущества клиентов, учёт и ведение операций, связанных с движением этого имущества;

- организация научных работ, семинаров, симпозиумов (научная и иная творческая деятельность);

- иная деятельность на рынке ценных бумаг, не противоречащая существующему законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава АО «ЦД РТ» отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании лицензии.

Отделением-НБ Республика Татарстан по итогам рассмотрения ПВК по ПОД/ФТ АО «ЦД РТ» (Bредакции от ...), в соответствии с полномочиями, определёнными статьёй 76.1 Закона о Банке России, а также в рамках оценки исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ выявлены следующие факты несоответствия ПВК по ПОД/ФТ требованиям:

- Федерального закона № 115-ФЗ,

- Положения ...-П,

- Указания Банка России от ......-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Указание ...-У),

- Указания Банка России от ......-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее - Указание ... -У).

Факты несоответствия ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства Российской Федерации (действующего на период рассмотрения ПВК по ПОД/ФТ) отражены Отделением-НБ Республика Татарстан в Предписании Банка России об устранении нарушения законодательства Российской Федерации от ... №Т492-15-26/25691 (далее - Предписание).

В соответствии с вышеназванным Предписанием, АО «ЦД РТ» за допущенные нарушения требований Федерального закона №115-ФЗ, Положения ...-П, Указания ...-У, Указания ...-У, надлежало в срок не позднее ... привести ПВК по ПОД/ФТ в соответствие с Федеральным законом №115-ФЗ и нормативными актами в области ПОД/ФТ и представить в Отделение-НБ Республика Татарстан новую (доработанную) редакцию ПВК по ПОД/ФТ в электронномвиде через личный кабинет в качестве подтверждения исполнения указанных в настоящем предписании требований.

... АО «ЦД РТ», генеральным директором которого является ФИО1, с использованием Личного кабинета, письмами от ... исх. ... и исх. ... во исполнение Предписания Отделения-НБ Республика Татарстан от ... №Т492-15-26/25691 представило Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее - ПВК по ПОД/ФТ), утверждённые ... генеральным директором АО «ЦД РТ» ФИО1 (вх. от ...... ДСП, вх. от ...... ДСП).

По результатам рассмотрения ПВК по ПОД/ФТ (в редакции от ...) Отделением-НБ Республика Татарстан установлено, что нарушения указанные в Предписании устранены частично.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из вышеизложенного следует, что генеральным директором АО «Центральный депозитарий Республики Татарстан» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, а именно неисполнение предписания, вынесенного уполномоченным надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.

ФИО8 ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена и подтверждается: предписанием Банка России за № Т492-15-26/25691 от ..., протоколом об административном правонарушении от ... № ТУ-92-ДЛ-19-10181/1020-1, и иными материалами дела об административном правонарушении № ТУ-92-ДЛ-19-10181.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судья считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку его вина подтверждается материалами дела об административном правонарушении, достоверность которых не вызывает сомнений.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица составлено полномочным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Штраф наложен в пределах санкции по части 3 статьи 15.27Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Кроме того, согласно жалобе, ФИО1 считает вменяемое ему правонарушение малозначительным.

В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного суда РТ от 24.03.2005г. ... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Часть 3 статьи 15.27consultantplus://offline/ref=B6AF652B344AAB4D838C2217A7E2A35B473C276EB5519D0B44162F281B3D9A4319D6F714DA0BC3DAI Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Суд признает меру ответственности назначенной ФИО1 соразмерной совершенному правонарушению.

В данном случае оснований для вывода о малозначительности выявленного нарушения, в связи с тем, что оно не повлекло негативных последствий либо существенного нарушения прав и интересов граждан и государства не имеется.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ от ... о привлечении ФИО1 к административной ответственности почасти 3 статьи 15.27 КоАП РФ не имеется, жалоба заявителя подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности управляющего Отделением – Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора АО «Центральный депозитарий Республики Татарстан» ФИО13 ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО14 ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через данный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.И. Гадыршин