Дело № 12-315/2017 Судья Владимиров А.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
09 ноября 2017 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Краснова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданина Республики Армения ФИО1 на постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Армения ФИО1,
установил:
постановлением судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 октября 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с данным постановлением суда, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит указанное постановление отменить, дело вернуть на новое рассмотрение, ввиду существенных нарушений процессуальных требований.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав ФИО1, прихожу к следующему.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 14 октября 2017 года в 12 часов 10 минут при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: <адрес> выявлен гражданин Республики Армения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который находился на территории Российской Федерации без регистрации по месту требования с 24 сентября 2017 года по настоящее время и уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, тем самым нарушил требования ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ст. 1 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения" (заключено в г. Москве 25.09.2000) установлено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указанных в Приложениях № 1 и № 2 к настоящему Соглашению согласно перечням (в Приложении № 2 среди прочих документов указан паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах).
В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (п. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Республика Армения присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе 10 октября 2014 года.
Из материалов дела следует, что гражданин Республики Армения ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации 28 марта 2017 года с целью трудоустройства.
Согласно сведениям из АС ЦБДУИГ ФМС России 23 июня 2017 года гражданином Республики Армения ФИО1 заключен трудовой контракт.
23 июня 2017 г. ФИО1 поставлен на миграционный учет принимающей стороной по адресу: <адрес>. Срок пребывания до 23 сентября 2017 года.
Согласно объяснениям ФИО1, данным в суде второй инстанции, действие трудового контракта от 23 июня 2017 года прекращено 23 сентября 2017 года. На момент составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела в суде первой инстанции ФИО1 не был трудоустроен. Гражданско-правовой договор с работодателем или заказчиком работ (услуг) им также не заключен. Данное обстоятельство не оспаривалось и самим ФИО1 в суде второй инстанции.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся, в том числе в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.
Как усматривается из материалов дела, срок законного пребывания ФИО1 в РФ истек 23 сентября 2017 г., однако по истечении указанного срока ФИО1 не покинул территорию РФ и не заключил с работодателем новый трудовой договор или гражданско-правовой договор с заказчиком работ (услуг).
Факт совершения ФИО1 инкриминируемого правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в том числе протоколом об административном правонарушении, копией паспорта, сведениями из досье ФМС России.
Приобщенное к материалам дела соглашение о намерениях заключить договор подряда с ООО «<данные изъяты>» от 13 октября 2017 года не соответствует требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам такого рода, поскольку в нем отсутствует подпись ФИО1, в связи с чем имеются основания ставить под сомнение достоверность изложенных в нем сведений, кроме того, указанное соглашение не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП Рф.
Наказание ФИО1 назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1 ч. 1, 3.10 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, личности лица, привлекаемого к ответственности, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в пределах санкции, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и устанавливающей безальтернативную меру наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Постановление суда первой инстанции в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ФИО1 этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для освобождения ФИО1 от дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ, а также для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности, при рассмотрении дела не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Армения ФИО1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Н.П. Краснова