РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 27 января 2022 г.
Судья Наримановского районного суда Астраханской области Мухамбеталиева Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Чистая среда» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «Чистая среда» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. ввиду несоответствия Программ ПЭК, утвержденных генеральным директором ООО «Чистая среда» для объектов «полигон» и «МСК», требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденным Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Не согласившись с указанным постановлением, юридическое лицо обратилось в суд с жалобой, указав, что должностным лицом нарушены правила по проведению внеплановой выездной проверки, юридическое лицо не уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении, о дате рассмотрения дела, акт проверки составлен через месяц после проведения проверки, план-график оформлен приложением к ПЭК, что не свидетельствует об его отсутствии, просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Чистая среда» ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила суд отменить постановление, производство по делу прекратить, пояснив, что та программа экологического контроля, которая имеется в материалах дела об административном правонарушении, представителем ООО «Чистая среда» не направлялась, откуда данная программа взялась у должностного лица ей неизвестно, в связи с чем она сомневается в ее достоверности.
Должностное лицо ФИО2, вынесшее оспариваемое постановление, в судебном заседании возражала против доводов жалобы и представителя юридического лица, пояснив, что дело об административном правонарушении содержит только те документы, которые направлены в адрес органа юридическим лицом.
Выслушав представителя привлекаемого лица, должностное лицо, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
ООО «Чистая среда», обратившись с ходатайством о восстановлении срока на обжалование постановления, указало, что с постановлением по делу об административном правонарушении представитель Общества ознакомился лишь ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание, указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что срок на обжалование постановления ООО «Чистая среда» пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Требованиями ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены цели и порядок проведения производственного экологического контроля:
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля, в том числе, содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно п. 4 указанной статьи требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, согласно которым, Программа ПЭК, среди прочего, должна содержать сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения, сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ООО «Чистая среда» проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр объекта «Полигон», зафиксированы организованные стационарные источники выбросов № и №.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки, согласно которому программа ПЭК не соответствует требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно, подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" должен содержать: план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов, однако в Программах ПЭК для объекта Полигон и МСК в указанном подразделе отсутствуют необходимые сведения. Кроме того, в подразделе "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" Программы ПЭК для объекта Полигон имеется ссылка на приложение, что является фактическим отсутствием данных План - графика контроля и недопустимо утверждёнными требованиями к содержанию программы. Приложение также отсутствует.
Также, согласно программе ПЭК для Полигона, ООО «Чистая среда» на объекте эксплуатирует 11 источников выбросов вредных загрязняющих веществ, в том числе 3 - организованные, 8 - неорганизованные: 1 Вент. труба КНС, 2 Труба печи, 3 Дыхат. Патрубок резервуара, 6001 производственный корпус, 6002 Мастерская, 6003 Компрессор, 6004 Сварочный участок, 6005 Окрасочный участок, 6006 Работа ДВС погрузчика, 6007 Место работы шредера, 6008 Пересыпка шлака.
В свою очередь, согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, юридическое лицо на объекте Полигон в 2020 году эксплуатировало следующие стационарные источники выбросов: 1-вент. Труба выгреба АБК, 2- полигон ТБО (сущ., 1 этап), 3- Работа спецтехники (сущ. Полигон), 4- Внутренний проезд (сущ. Полигон), 5- Открытая стоянка спецтехники, 6-Площадка временного накопления отходов, 7- Работа спецтехники ПВН, 8- Внутренний проезд ПВН, 9- Площадка тушения тлеющих отходов, 10- Площадка заправки техники.
Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, по всем выбрасываемым веществам от указанных источников юридическим лицом рассчитана плата и указаны фактические значения выбросов загрязняющих веществ в тоннах, что указывает на работу источников в 2020 году.
То есть, в программе ПЭК для Полигона не включены фактически эксплуатируемые стационарные источники выбросов, в том числе, отсутствуют сведения об источнике выбросов «Полигон ТБО».
Также, в разделе «Сведения об ОРО на данном объекте в соответствии с ГРОРО» Программы ПЭК указана недостоверная информация о правообладании объектом Полигон.
В Программе ПЭК для объекта МСК имеется ссылка на приложение, что является фактическим отсутствием данных План - графика контроля и недопустимо утверждёнными требованиями к содержанию программы. Приложение также отсутствует.
Вместе с тем, в разделе 4.2 «Сведения об ОРО на данном объекте в соответствии с ГРОРО» Программы ПЭК для объекта МСК указаны сведения об объекте размещения отходов (ОРО), однако, на объекте МСК отсутствуют ОРО. Также, необоснованно указаны сведения в п. 4.3, 4.4 Программы ПЭК для объекта МСК.
Также, согласно программе ПЭК для МСК, ООО «Чистая среда» на объекте эксплуатирует 11 источников выбросов вредных загрязняющих веществ, в том числе 3 - организованные, 8 - неорганизованные: 1 Вент. труба КНС, 2 Труба печи, 3 Дыхат. патрубок резервуара, 6001 производственный корпус, 6002 Мастерская, 6003 Компрессор, 6004 Сварочный участок, 6005 Окрасочный участок, 6006 Работа ДВС погрузчика, 6007 Место работы шредера, 6008 Пересыпка шлака.
Согласно Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ год, по всем выбрасываемым веществам от вышеуказанных источников на объекте МСК юридическим лицом рассчитана плата и указаны фактические значения выбросов загрязняющих веществ в тоннах, что указывает на работу всех 11 источников в ДД.ММ.ГГГГ году.
Таким образом, административным органом установлено, что юридическое лицо ООО «Чистая среда», при эксплуатации объектов негативного воздействия, допустило нарушение требований природоохранного законодательства, выразившееся в не соответствии Программ ПЭК, утверждённых генеральным директором ООО «Чистая среда» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ для объектов Полигон и МСК, требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74, требованиям ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В связи с установленными обстоятельствами, в отношении ООО «Чистая среда» ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, установленные административным органом при рассмотрении дела, суд приходит к выводу об обоснованности привлечения к административной ответственности ООО «Чистая среда».
Доводы представителя привлекаемого лица о том, что ООО «Чистая среда» не извещалось о рассмотрении дела, а также на составление протокола об административном правонарушении являются необоснованными, опровергаются материалами дела.
Согласно материалам дела об административном правонарушении на юридический адрес ООО «Чистая среда» направлено уведомление о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и Приказ о плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ почтовой корреспонденцией. Данная корреспонденция вернулась в Межрегиональное управление ДД.ММ.ГГГГ за истечением срока хранения (трек отслеживания №).
Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ получен представителем по доверенности ООО «Чистая среда» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в адрес юридического лица ООО «Чистая среда» уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, направлялось почтовой корреспонденцией (трек отслеживания №). Данная корреспонденция вернулась в Межрегиональное управление ДД.ММ.ГГГГ за истечением срока хранения.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Чистая среда» составлен протокол об административном правонарушении №, направленный почтовой корреспонденцией (трек отслеживания №), который вернулся в Межрегиональное управление ДД.ММ.ГГГГ за истечением срока хранения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Чистая среда» направлено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ (трек отслеживания №). Данная корреспонденция вернулась в Межрегиональное управление ДД.ММ.ГГГГ за истечением срока хранения.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, им предприняты необходимые меры для надлежащего извещения юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Таким образом, ООО «Чистая среда», не получив извещений, самостоятельно определило свои права и реализовало их по собственному усмотрению.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ООО «Чистая среда» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток.
Судья Мухамбеталиева Л.К.