ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-315/2022 от 21.07.2022 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 12 – 315/ 2022 (77RS0021 -02-2021 -023502-14)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Кемерово «21» июля 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Кемерово Костенко А.А.,

с участием представителя председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса Малюты Д.В. - Саврасова М.Г.,

представителя ФАС России – Жихаревой Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса - Малюты Д.В. на постановление об административном правонарушении ### от **.**.****, вынесенное начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы ЛИЦО_1, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ### от **.**.****, вынесенным начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы ЛИЦО_1, должностное лицо – председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса - Малюта Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в размере 25 000 рублей.

С указанным постановлением председатель Региональной энергетической комиссии КузбассаМалюта Д.В. не согласен, в связи с чем обратился в суд с жалобой, которую мотивирует тем, что при вынесении Федеральной антимонопольной службой обжалуемого постановления не было учтено следующее: **.**.****... обратилось в региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (в настоящее время Региональная энергетическая комиссия Кузбасса) с заявлением об установлении тарифов на услуги теплоснабжения на период

на 2019 - 2023 годы. **.**.**** на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 1 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом Федеральной службой по тарифам от **.**.****### органом регулирования в отношении ... было открыто тарифное дело на 2019 - 2023 годы № ###

Так по представленным ..., обосновывающим заявление об установлении тарифов на услуги теплоснабжения материалам РЭК Кузбасса была проведена экспертиза предложения заявителя. По результатам рассмотрения (экспертизы) предложения ... на 2019 - 2023 годы органом регулирования были приняты следующие постановления от **.**.****:

- ### «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую ... на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2019 - 2023 годы»;

- ### «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на теплоноситель, реализуемый ... на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2019 - 2023 годы»;

- 582 «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), реализуемую ... на потребительском рынке Топкинского муниципального округа, на 2019 - 2023 годы», а также установлена необходимая валовая выручка.

**.**.**** ООО «... представило в РЭК Кузбассазаявление о корректировке тарифов на услуги теплоснабжения на 2021 год.

**.**.**** на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 1 Регламента ### в отношении ... было открыто тарифное дело на 2019 - 2023 годы № ###

Неучтенные экономически обоснованные расходы, а также выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением планового объема полезного отпуска над фактическим, подлежат учету регулирующим органом, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы и доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

В силу особенностей тарифного регулирования, установление необходимой валовой выручки (далее — НВВ) и тарифа для предприятия на плановый расчетный период регулирования осуществляется на основании плановых прогнозных сведений, которые по результатам оконченного периода регулирования корректируются (через период регулирования) с учетом значений фактической хозяйственной деятельности за такой период.

В процессе тарифного регулирования включен встроенный механизм последующей корректировки результатов хозяйственной деятельности организации относительно его плановых значений, что, собственно, и позволяет нивелировать возникающий фактический дисбаланс финансово-хозяйственной деятельности организации.

С учетом изложенного, по своей сути ценообразование регулируемой деятельности является двухэтапным, и корректировка экономического результата на втором этапе производится в связи с невозможностью стопроцентного учета всех фактических обстоятельств будущего периода регулирования на стадии установления тарифа. Посредством мер тарифного регулирования результат регулируемой деятельности приводится к обоснованным величинам.

На момент расчета ... тарифа на тепловую энергию плата граждан за коммунальные услуги по Топкинскому муниципальному округу еще не была утверждена, в связи с чем индекс размера платы граждан был принят в размере 3,6 %, в соответствии с индексом потребительских цен на 2021 год, утвержденным Министерством экономического развития РФ и опубликованным **.**.****.

Действительно, на момент принятия Региональной энергетической комиссией Кузбасса постановления от **.**.****###, Постановлением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****###-пг были утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год, в том числе для Топкинского муниципального округа на уровне 4,7 %.

Полагает, что в вышеуказанной ситуации орган регулирования находился в условиях максимально ограниченного времени (5 дней) для учета вышеуказанных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от **.**.****###-пг при расчете тарифа для ... и принятии Региональной энергетической комиссией Кузбасса постановления от **.**.****###.

При вынесении оспариваемого постановления от **.**.**** не обоснованно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения. в данном конкретном случае отсутствует какая-либо реальная общественная опасность вменяемого Малюте Д.В. административного правонарушения ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Ранее Малюта Д.В. не привлекался к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Просит отменить постановление Федеральной антимонопольной службы о наложении штрафа по делу ###.6-36/2021 от **.**.****.

В судебном заседании представитель Саврасов М.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Федеральной антимонопольной службы России просила оставить постановление без изменения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Малюта Д.В. будучи надлежаще извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Суд, изучив доводы поданной жалобы, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Судом установлено, что постановлением ### от **.**.****, вынесенным начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы ЛИЦО_1, должностное лицо – председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса - Малюта Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 2 ст. 14.6 КоАП РФ с назначением наказания в размере 25 000 рублей.

В соответствии ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Суд, проверив представленные материалы, считает, что вина должностного лица – председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса - Малюты Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ является установленной и доказанной, подтверждается представленными материалами.

Так, согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 1075 (далее - Основы ценообразования) орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с частью 1 статью 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее — предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 157.1 ЖК РФ предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации

от **.**.****###-р на 2021 год для Кемеровской области – Кузбасса утвержден средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги: на 1 полугодие 2021 года — 0 %, на 2 полугодие 2021 года.

Постановлением Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от **.**.****###-пг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях кемеровской области - Кузбасса на 2021 год» утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год, в том числе для Топкинского муниципального округа на уровне 4,7 %.

Из материалов дела следует, Региональной энергетической комиссией Кузбасса допущены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования по статье «Корректировка необходимой вазовой выручки, связанная с тарифными ограничениями».

Органом регулирования в рамках проведенной корректировки необходимой валовой выручки ... по результатам деятельности за 2019 год исключены из необходимой валовой выручки на 2021 год экономически обоснованные расходы регулируемой организации в размере 9 960 тыс.руб.

При расчете тарифа на тепловую энергию на 2021 год индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги принят органом регулирования в размере 3,6 % в соответствии с индексом потребительских цен на 2021 год, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации.

При проведении корректировки из необходимой валовой выручки ... органу регулирования надлежало руководствоваться предельном (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденным Постановлением Губернатора Кемеровской области от **.**.****###-пг.

Таким образом, Постановление РЭК Кузбасса от **.**.****### принято в нарушение пункта 52 Основ ценообразования ###.

Вместе с тем, председатель Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюта Д.В. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, что подтверждено положением о председателе Региональной энергетической комиссии Кузбасса **.**.****###-рг.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюты Д.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, о чем должностным лицом вынесено соответствующее постановление.

Принимая обжалуемый акт, должностное лицо органа пришло к правильному выводу о том, что должностное лицо является субъектом административной ответственности, при этом он имел возможность для соблюдения норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.

Доводы жалобы заявителя о невиновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КРФобАП, опровергается подтверждается письменными материалами дела. Кроме того, оводы жалобы заявителя, не указывают на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КРФобАП в действиях председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюты Д.В.

Следовательно, начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы обоснованно сделан вывод о доказанности виновности председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюты Д.В. в совершении административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.****### «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Поскольку объективная сторона вменяемого председателю Региональной энергетической комиссии Кузбасса - Малюты Д.В. административного правонарушения выражается в нарушении установленного порядка ценообразования, оно малозначительным признано быть не может, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.

При этом применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью должностного лица, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, в связи с чем основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

В силу положений ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В целом, доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, и не опровергают изложенных в них выводов о наличии в деянии председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюты Д.В. состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Несогласие заявителя жалобы с данной оценкой обстоятельств и представленных доказательств не свидетельствует о том, что были допущены существенные нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Приведенные выше доказательства были оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, установленная главами 28,29 КоАП РФ, права заявителя, установленные ст. 25.1 КоАП РФ и иные права, предусмотренные КоАП РФ, были обеспечены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы судом не установлено.

Привлечение председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюты Д.В.к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Кроме того, начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы при вынесении обжалуемого постановление применено положение ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд не находит оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КРФобАП.

При изложенных обстоятельствах постановление об административном правонарушении ### от **.**.****, вынесенное начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы ЛИЦО_1, является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление об административном правонарушении ### от **.**.****, вынесенное начальником Управления региональной тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы ЛИЦО_1 – оставить без изменения, жалобу должностного лица – председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса – Малюты Д.В.– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено настоящее решение по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Костенко А.А.