ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-315/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Захаров Н.Н.

УИД 16RS0048-01-2022-003930-11

Дело № 77-1557/2022

Дело № 12-315/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

28 сентября 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Погудиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гиниятова Нияза Налиевича на решение судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 01 августа 2022 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением административной комиссии города Казани по отдельным вопросам благоустройства от 06 июня 2022 года № ...., вынесенным в порядке статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Гиниятов Н.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

Решением судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 01 августа 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся правоприменительных актов и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно статье 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях неуплата за размещение транспортного средства на платной муниципальной парковке (парковочных местах) влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

В примечании к статье отмечено, что под платной муниципальной парковкой (парковочными местами) следует понимать элемент благоустройства территории (объект благоустройства), представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе по решению уполномоченного органа.

В силу части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Вместе с тем законодатель в части 2 настоящей статьи закрепил исключение из приведенной презумпции. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Как усматривается из материалов дела, 11 апреля 2022 года в период времени с 08 часов 23 минут по 09 часов 23 минуты водитель автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным номером ...., собственником которого является Гиниятов Н.Н., осуществил стоянку на платной муниципальной парковке № ...., находящейся по улице Яруллина города Казани (географические координаты ...., ....), не оплатив размещение транспортного средства.

Приведенные обстоятельства подтверждаются постановлением, вынесенным в соответствии с частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержащим материал фотосъемки, на котором с помощью специального технического средства «Дозор-М», работающего в автоматическом режиме (идентификатор 01-АА026, свидетельство о поверке С-ДРП/13-10-2021/101924, поверка действительна до 12 октября 2023 года), запечатлен припаркованный автомобиль марки «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером .....

Судья районного суда, оставляя обжалуемое постановление в силе, полагал обоснованным привлечение собственника указанного транспортного средства, которым является Гиниятов Н.Н., к административной ответственности.

С таким выводом судьи нижестоящего суда следует согласиться.

Принадлежность указанного транспортного средства заявителю не оспаривается.

Гиниятов Н.Н. привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, административное наказание назначено ему в соответствии с санкцией статьи 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.

Мнение автора жалобы о том, что территория платной парковки во всех случаях должна быть оборудована устройствами, позволяющими производить оплату использования места стоянки (парковки) в наличной либо безналичной форме, является ошибочным.

Положения пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которые он опирается в обоснование своей правовой позиции, носят декларативный характер и, требуя, чтобы территория, на которой организована платная парковка, была оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения, не ограничивают владельца платной парковки определением конкретных способов оплаты и необходимых для этого технических или иных средств.

В силу корреспондирующего приведенной норме пункта 2.3 Правил пользования муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани, и размещения на них транспортных средств, утвержденных постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2014 года № 7660 (далее по тексту – Правила), оплата за размещение транспортного средства на платной муниципальной парковке осуществляется авансовым платежом одним из способов, указанных в подпунктах 2.3.1-2.3.4 Правил:

через паркомат муниципальных парковок с помощью банковских карт международных платежных систем либо транспортной карты города Казани;

путем списания денежных средств с виртуального парковочного счета водителя на портале городского парковочного пространства Казани (www.parkingkzn.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (мобильное приложение);

путем направления короткого текстового сообщения (SMS) на специальный номер оператора сотовой связи «3116»;

через социальную сеть «Вконтакте» (www.vk.me/parkingkznru) путем отправки сообщения «Оплата» и далее следуя инструкции.

Отсюда следует, что отсутствие на территории парковки технического устройства, допускающего оплату парковочной сессии в наличной или безналичной форме, не шло вразрез с действующим правовым регулированием и не лишал Гиниятова Н.Н. возможности произвести оплату времени размещения транспортного средства на парковке любым из способов, которые перечислены в Правилах.

Доводы заявителя о том, что платная муниципальная парковка, где при обстоятельствах, изложенных в оспариваемом постановлении, он оставил свой автомобиль, была организована с нарушением действующего законодательства, произвольны и надуманны.

В силу пунктами 3 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В развитие приведенных положений в статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий издал постановление от 30 декабря 2014 года № 7660, которым на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Казани создал платные муниципальные парковки (парковочные места) согласно приложению № 1, в том числе на улице Яруллина, где припарковал свой автомобиль Гиниятов Н.Н., и установил размер платы за их использование.

Изложенное, вопреки мнению автора жалобы, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не вышел за пределы своей компетенции и организовал платную парковку на улице Яруллина города Казани в соответствии с действующим законодательством.

Равным образом в контексте положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вышел за пределы предмета своего ведения и Государственный Совет Республики Татарстан, вводя в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях статью 3.16, предусматривающую административную ответственность за неуплату за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке (парковочных местах), поскольку ответственность за такое деяние отсутствует в федеральном законодательстве, в том числе и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таком положении судебный акт соответствует требованиям закона. Оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 01 августа 2022 года, вынесенное в отношении Гиниятова Нияза Налиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.16 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Гиниятова Нияза Налиевича – без удовлетворения.

Судья Е.В. Верхокамкин

Решение06.10.2022