ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-315/21 от 21.12.2021 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело№12-315/21

Решение

21 декабря 2021 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при помощнике Силантьевой В.Д.,

с участием прокурора отдела по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Прокуратуры Саратовской области Младенова С.О.,

генерального директора ООО «ДжиАрМоторс» Яркина Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя прокурора Саратовской области Корноварова А.П. на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 июля 2021 года № 052/04/15.37-1885/2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «ДжиАрМоторс» Яркина Г. Е. по ч. 1 ст. 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту УФАС по Нижегородской области) от 13 июля 2021 года № 052/04/15.37-1885/20219 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ в отношении должностного лица – Яркина Г. Е., прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Считая вынесенное постановление незаконным, заместитель прокурора области обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить названное постановление, ссылаясь, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку прокуратурой Саратовской области в рамках проведенной проверки установлено, что генеральным директором ООО «ДжиАр Моторс» Яркиным Г.Е. допущены нарушения п.16 ч.2 ст. 8 ФЗ от 29.12.2012 №275 «О государственном оборонном заказе», выразившиеся в нарушении порядка ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа. Между ООО «ДжиАр Моторс» и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области» в рамках государственного оборонного заказа заключен контракт № 0860100001320000018-108-к от 30.06.2020. ООО «ДжиАр Моторс» является исполнителем государственного оборонного заказа. Согласно п.16 ч.2 ст. 8 закона исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово -хозяйственной деятельности по каждому контракту. Приказом Минфина России от 25.12.2019 №225н «О порядке ведения раздельного учета результатов финансо-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора

№12-315/21

(контракта), суммы средств, предусмотренных соглашением, при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утвержден порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении казначейского сопровождения средств. Порядок устанавливает правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия информации о структуре цены государственного контракта. Получатель целевых денежных средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств, а также иных объектов учета по каждому соглашению, государственному контракту в соответствии с учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке. Затраты, отнесенные на исполнение договора, группируются в регистрах аналитического учета в соответствии с учетной политикой. В случае если товарно-материальные ценности, необходимые для выполнения работ в рамках исполнения договора, приобретались до даты заключения договора или с целью исполнения обязательств по нескольким договорам, требования, требования – накладные, лимитно-заборные карты и иные первичные учетные документы на получение указанных ценностей формируются обособленно по каждому договору. Организация раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии устанавливается в соответствии с принятой учетной политикой. Согласно итоговому акту от 16.10.2020 №7 ООО «ДжиАр Моторс» обязательства, предусмотренные контрактом №0860100001320000018-108-к от 30.06.2020, выполнены в полном объеме. Генеральным директором ООО «ДжиАр Моторс» Яркиным Г.Е. 09.01.2020 утверждена учетная политика, в которой закреплен порядок ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности организации по каждому контракту, заключенному в рамках государственного оборонного заказа в 2020 году. Общество открывает спецсчета на каждый контракт (заказ), в том числе на основании требований ФЗ от 08.12.2020 №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Однако федеральный закон от 08.12.2020 №385-ФЗ вступил в силу только 01.01.2021г., следовательно, положения данного ФЗ не могли регулировать порядок ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по государственному контракту, заключенному (исполняемому) в рамках государственного оборонного заказа в 2020 году. При этом в учетной политике ООО «ДжиАр Моторс», утвержденной 09.01.2020г., положения ФЗ от 02.12.2019 №380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» отсутствуют. Полагает учетная политика ООО «ДжиАр Моторс», утвержденная генеральным директором Яркиным Г.Е. 09.01.2020г., подготовлена только в 2021 году (в ходе проверки прокуратуры области в отношении организации). Кроме того, вопреки требованиям учетной политики организации, в первичных документах (универсальный передаточных документах) идентификация и иные дополнительные реквизиты, позволяющие отнести отраженные в них количественные и качественные показатели затрат к вышеуказанному контракту, отсутствуют. Идентификатор государственного контракта обществом присваивается только в приходных ордерах на поступившие запчасти и материалы, при этом в обозначенных первичных документах допускаются расхождения в

№12-315/21

сведениях о выполненных работах, что также свидетельствует о нарушении порядка ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Так, из акта выполненных работ по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств от 23.07.2020 №829 следует, что ООО «ДжиАр Моторс» в том числе произведена замена «опоры амортизатора переднего» в количестве 2 шт. и «сальника коленвала». Однако в соответствии с п.15 универсального передаточного документа счета-фактуры №ДС 0041479/1 от 21.07.2020г. обществом приобретен «подшипник опорный переднего амортизатора», что подтверждается приходной ведомостью №370. В соответствии с п.3 УПД счет-фактуры №ДС0042200/1 от 23.07.2020 ООО «ДжиАр Моторс» приобретен «сальник помпы», а оприходован «сальник коленвала» (приходный ордер №373). Указанные противоречия содержатся также в остальных актах выполненных организацией работ по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, соответствующих УПД и приходных ордерах, составленных Обществом с целью исполнения государственного оборонного заказа. Полагает, что ООО раздельный учет финансово-хозяйственной деятельность по государственному контракту №0860100001320000018-108-к от 30.06.2020 в соответствии с требованиями ФЗ от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не осуществлялся. Ответственным должностным лицом, по чьей вине допущены нарушения, является генеральный директор ООО «ДжиАр Моторс» Яркин Г.Е., в чьи должностные обязанности входит общее руководство деятельностью организации. По утверждению заявителя в действиях указанного должностного лица имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ, т.е. неисполнение головным исполнителем по государственному оборонному заказу требований о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области при рассмотрении 13.07.2021г. постановления о возбуждении административного производства от 03.06.2021г., вынесенного прокуратурой Саратовской области, не дана оценка изложенным фактам, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. С учетом изложенного просил постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13.07.2021 №052/04/15.37-1885/2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ДжиАр Моторс» Яркина Г.Е. по ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ признать незаконным и отменить.

В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Прокуратуры Саратовской области Младенов С.О. поддержал доводы изложенные в заявлении, просил постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13.07.2021г. № №052/04/15.37-1885/2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «ДжиАр Моторс» Яркина Г.Е. по ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ признать незаконным и отменить. Дал пояснения аналогичные содержанию заявления.

Должностное лицо – генеральный директор ООО «ДжиАр Моторс» Яркин Г.Е. возражал относительно заявленных требований прокурора, пояснив, что

№12-315/21

бухгалтерский учет в организации ведется в рамках закона, разночтения в названии запчастей объяснил, разницей в их названии при продаже поставщиками.

Представитель УФАС по Нижегородской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает правильным в удовлетворении заявления отказать, а постановление УФАС по Нижегородской области оставить без изменения, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо выяснить наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 29.12.20 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

П. 6 указанной статьи закона гласит, что государственный контракт по государственному оборонному заказу (далее - государственный контракт) - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.

Согласно пункту 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель должен вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.

В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 22.06.2019) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности", Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.

Приказ Минфина России от 10.01.2019 №4н «О порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством

№12-315/21

РФ, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утвержден порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении казначейского сопровождения средств.

В соответствии с п.1 указанного порядка установлены правила ведения юридическими лицами, получающими средства указанные в ч.2, части 7 ст.5 ФЗ от 29.11.2018г. №459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также определяет правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверок, определенных:

Подпунктом «б» пункта 1, что подпунктом "б" пункта 24 Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1702, в отношении целевых средств, предоставленных на основании государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее - контракт по выполнению государственного оборонного заказа).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому государственному контракту, договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта, договору (контракту), контракту по выполнению государственного оборонного заказа в соответствии с учетной политикой, принятой получателем целевых средств в установленном порядке.

Согласно пунктам 3-9 Порядка, аналитический учет расходов осуществляется по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с Учетной политикой получателя целевых средств обособленно по каждому Договору (далее - регистры аналитического учета). Фактические затраты, отнесенные на исполнение Договора, группируются в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и иных регистрах, применяемых получателем целевых средств) в соответствии с Учетной политикой. Накладные расходы (включая административно-управленческие расходы) включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю в соответствии с Учетной политикой. Распределение накладных расходов на каждый Договор осуществляется

№12-315/21

пропорционально срокам исполнения, определенным Договором, либо срокам использования авансового платежа по нему (если Договором предусмотрена выплата аванса), и оформляется справкой, сформированной в соответствии с Учетной политикой. Основанием для осуществления записей в регистрах аналитического учета являются первичные (сводные) учетные документы, фиксирующие факты хозяйственной жизни, в том числе первичные (сводные) учетные документы, разработанные самостоятельно получателем целевых средств в соответствии с Учетной политикой. Первичные (сводные) учетные документы должны содержать, кроме обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом № 402-ФЗ, идентификатор Договора и иные дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к Договору. Приходные ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов), требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты, наряды, ведомости выдачи материалов на нужды учреждения, расчетные ведомости, иные первичные (сводные) учетные документы оформляются на изделие, группу изделий, услугу, предусмотренные Договором, в соответствии с Учетной политикой. В случае, если товарно-материальные ценности, необходимые для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения Договора, приобретались до даты заключения Договора или с целью исполнения обязательств по нескольким Договорам, требования, требования-накладные, лимитно-заборные карты и иные первичные (сводные) учетные документы на получение указанных ценностей формируются обособленно по каждому Договору. В силу пункта 10 Порядка, Раскрытие структуры цены Договора формируется путем формирования информации: в части плановых показателей - по укрупненным кодам перечня направлений расходования целевых средств, отраженным в Сведениях об операциях с целевыми средствами, представленных в соответствии с порядком санкционирования целевых средств, установленным Министерством финансов Российской Федерации, утвержденных государственным (муниципальным) заказчиком, заказчиком на общую сумму и срок действия; в части фактических показателей - на основании фактических кассовых выплат получателя целевых средств по детализированным кодам Перечня, отраженным в платежных документах, представленных получателем целевых средств в соответствии с порядком санкционирования.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402- «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106т «Об утверждении положений по лтерскому учету» (приложение №1 «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации ПБУ 1/2008) определены порядок формирования учетной политики

№12-315/21

предприятия для целей бухгалтерского учета, ее изменения и раскрытия.

Пунктами 8, 10, 25 приложения № 1 «Положение по бухгалтерскому «Учетная Политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.).

Согласно Приказу Минфина России от 06,05.1999 № ЗЗн (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99» для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция) установлены единые подходы учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что между ООО «ДжиАр Моторс» и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области в рамках государственного оборонного заказа заключен контракт №0860100001320000018-108-к от 30.06.2020г. на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. ООО «ДжиАр Моторс» в рамках заключенного контракта являлся исполнителем государственного оборонного заказа, головным исполнителем осуществляющим поставку товаров по государственному оборонному заказу. Государственный контракт исполнен, претензий от заказчика по поводу исполнения обязательств в рамках государственного оборонного заказа не имеется. Прокуратурой Саратовской области проведена проверка соблюдения ООО «ДжиАр Моторс» законодательства о государственном оборонном заказе в ходе которого выявлены недостатки, в результате которых было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 03.06.2021г., в отношении генерального директора ООО «ДжиАр Моторс» Яркина Г.Е. по ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ, направленное для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области, по результатам которого вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении №052/04/15.37-1885/2021 от 13.06.2021г. производство по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ в отношении должностного лица – Яркина Г.Е., прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

При этом должностное лицо на рассмотрении которого находился административный материал, дав правовую оценку действиям Яркина Г.Е., правомерно пришло к выводу об отсутствии события административного правонарушения. Доводы заявления об утверждении учетной политики ООО «ДжиАр Моторс», утвержденной 09.01.2020, только в ходе проведенной

№12-315/21

прокурорской проверки, допустимыми доказательствами по делу не подтверждены. Доводы об отсутствии идентификатора Договора или дополнительных реквизитов, позволяющих отнести количественные и качественные показатели затрат в первичных документах, к указанному договору, также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Указанным доводам должностным лицом при рассмотрения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 03.06.2021г. дана надлежащая оценка. Заявление заместителя прокурора области по сути сводится к несогласию с оценкой представленных доказательств должностным лицом УФАС по Нижегородской области.

Кроме того, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица Яркина Г.Е. дела об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ имели место 17.12.2020г.

Согласно ст. 4.5. КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.37 КоАП РФ) составляет 1 год.

Следует учесть, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в суде заявление заместителя прокурора Саратовской области Корноварова А.П. срок давности привлечения генерального директора ООО "ДжиАр Моторс" Яркина Г.Е. к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность изменения указанного решения должностного лица утрачена.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области №052/04/15.37-1885/2001 от 13 июля 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "ДжиАр Моторс" Яркина Г. Е., отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 13 июля 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в

№12-315/21

отношении генерального директора ООО "ДжиАр Моторс" Яркина Г. Е., оставить без изменения, заявление (в порядке ст. 207 АПК РФ) заместителя прокурора Саратовской области Корноварова А.П., без удовлетворения.

Судья: Е.А. Борисова