ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-316 от 21.09.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 12 - 316 Судья - Кутушова Ю.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

об административном правонарушении

г. Мурманск

21 сентября 2021 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24 июня 2021 года (день изготовления постановления в полном объеме) юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» (далее - ООО «Агент Арсенал», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель Общества ФИО1 просит судебное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает, что установленные в результате таможенного досмотра товары являются оборудованием для древесно-подготовительного цеха, и надлежащим образом поименованы в графе 31 транзитной декларации с указанием общего наименования товара.

Утверждает, что сведения в формализованных документах идентичны сведениям, содержащимся в оригиналах документов.

Считает, что таможенным органом не были в полном объеме и с должным вниманием проанализированы товары на соответствие их со сведениями, указанными в сопроводительных документах.

Ссылаясь на то, что возможность внесения в графу 31 транзитной декларации дополнительных сведений о товаре помимо наименования товара ограничена программным обеспечением «АИСТ-М» Федеральной таможенной службы, которым определен максимум до тысячи знаков текста.

Указывает, что перечисление всех единиц, являющихся составными частями ввозимого товара, состоящего из 400 компонентов в силу положений закона, не является обязательным требованием и не представляется возможным физически.

В судебное заседание с использованием видеоконференц-связи не явилась законный представитель Общества ФИО1, защитник Головин М.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества ФИО2, поддержавшую жалобу, представителя Мурманской таможни М., возражавшего против удовлетворения жалобы, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) судебного постановления не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 настоящего Кодекса под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с подпунктами 3, 6, 7, 27, 35, 37, 45 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения, которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. Декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Перемещение товаров через таможенную границу Союза определяется, как ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза. Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенные операции это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Прибытие товаров на таможенную территорию союза и таможенные операции, связанные с таким прибытием урегулированы Главой 14 ТК ЕАЭС.

В силу статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

При таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (статья 105 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза (далее - Союз, ЕАЭС) путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 названного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом уведомление таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза должно содержать следующие документы и сведения, в том числе: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; перевозчике товаров (наименование и адрес); стране отправления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; сведения о товарах, количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров.

В силу статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289, в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом; для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест, в графе 44 указываются номера документов, прилагаемых к транзитной декларации.

Пунктом 1 статьи 401 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Согласно пункту 3 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, в случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации таможенным представителем дополнительно представляется номер, свидетельствующий о включении юридического лица в реестр таможенных представителей, а также заверенная копия договора таможенного представителя с декларантом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант вправе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.

Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, _ _ на таможенную территорию Евразийского экономического союза через Коряжемский таможенный пост (...) в адрес АО «***» (получатель) ООО «Т» (перевозчик) на транспортном средстве *** ввезен товар «Оборудование для древесно - подготовительного цеха (фильтры, контрнож, износная пластина, винты, вставки, ножи, лопатки, прижимы, втулки, ремни, мотор-редуктор, шайбы)». Отправителем вышеуказанного товара является фирма А (...).

При помещении ввезенного товара под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный представитель ООО «Агент Арсенал», действующий от имени и по поручению ООО «Т», в рамках договора таможенного представительства с декларантом * от _ _ , представил таможенному органу электронную транзитную декларацию * (далее - ЭТД).

В ходе проведения таможенного досмотра сотрудниками Коряжемского таможенного поста Архангельской таможни выявлено, что ООО «Агент Арсенал» при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товаров путем представления в электронном виде недействительной ЭТД *.

Так, при сравнении сведений о товарах, указанных в ЭТД, и сведений о товарах, заявленных в ТД *, выявлено, что в графе 31 ЭТД под номером 1 товар заявлен как «Оборудование для древесно - подготовительного цеха (фильтры, контрнож, износная пластина, винты, вставки, ножи, лопатки, прижимы, втулки, ремни, мотор-редуктор, шайбы)», а по результатам таможенного досмотра установлено наличие не поименованных товаров в ЭТД: предохранительный штифт для решетки, муфта, звездочка в сборе, роликовая цепь, передаточный механизм, конечный выключатель передаточный механизм и т.д.

При этом сведения о товарах, установленных в результате проведения таможенного досмотра, содержатся в формализованной версии инвойса от _ _ *, упаковочных накладных, размещенных на грузовых местах.

Выявленное нарушение явилось основанием, для вынесения уполномоченным должностным лицом _ _ определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, и составления _ _ в отношении ООО «Агент Арсенал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.1-8, 193-195).

Вывод судьи о виновности ООО «Агент Арсенал» в совершении вмененного административного правонарушения подтвержден собранными и исследованными по делу доказательствами, подробно приведенными в обжалуемом постановлении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проанализировав вышеприведенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела, судья пришел к обоснованному выводу о том, что действия таможенного представителя ООО «Агент Арсенал» при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара путем представления недействительных документов, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ООО «Агент Арсенал» требований таможенного законодательства и недопущению их нарушения при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины ООО «Агент Арсенал» во вмененном ему административном правонарушении.

При этом судье районного суда принято во внимание пояснение таможенного органа в служебной записке от _ _ *, согласно которому в графе 44 ЭТД * заявлено, что к ТД прилагаются товаросопроводительные документы: международная товарно-транспортная накладная (СМР) от _ _ *, инвойс от _ _ *. В формализованной версии инвойса от _ _ * (приложен в электронном виде к ТД) конкретизируются составляющие части ввозимого оборудования. Выявленные при таможенном досмотре товары не позволяют их идентифицировать по сведениям заявленным графе 31 ЭТД, поскольку в ходе таможенного досмотра установлены комплектующие не указанные в графе 31 ЭТД (т.1 л.д.229-232).

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Агент Арсенал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы в жалобе связаны с переоценкой установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и отвергнуты по основаниям, изложенным в оспариваемом акте. Повода признать указанные выводы судьи неправильными не имеется.

В связи с изложенным довод в жалобе о том, что сведения в формализованных документах идентичны сведениям, содержащимся в оригиналах документов, не является убедительным.

Кроме того, приказом ФТС России от 06.02.2019 N 194 утвержден Порядок заполнения решения о классификации товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени (далее - решение о классификации товара, перемещаемого в виде компонентов), согласно которому в графе 6 "Наименование товара" указываются наименование товара согласно документам, прилагаемым к заявлению, и (при необходимости) его марка, модель, артикул, модификация и характеристики товара.

Задекларированный ООО «Агент Арсенал» товар фактически перемещался через таможенную границу ЕЭАС в виде компонентов/частей (в разобранном виде). Таким образом, описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом необходимо для принятия решения об отнесении либо не отнесении товаров к компонентам/частям товара перемещаемого в разобранном виде.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм примененного в деле законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание ООО «Агент Арсенал» назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Оснований считать назначенное ООО «Агент Арсенал» административное наказание явно несправедливым вследствие его строгости не имеется.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, материальные нормы права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Мурманска от 24 июня 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агент Арсенал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица