Судья Волкова Н. Е. УИД11MS0021-01-2020-002280-60
Дело №12-316/2020
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В.,
при секретаре судебного заседания Саакян А. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт,
07 октября 2020 года жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, в период замещения мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, от 03 августа 2020 года,
установил:
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, в период замещения мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, от 03.08.2020 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование жалобы указано, что протокол об административном правонарушении составлен с грубыми нарушениями, а именно, составлен сотрудником полиции ФИО2 в отсутствие надлежащим образом оформленной доверенности, в протоколе отсутствуют сведения о потерпевшем. Вина в совершенном административном правонарушении не доказана, административное расследование по делу осуществлено не должным образом. Также указано, что отключение дома от электроэнергии осуществлено незаконно, поскольку договор электроснабжения с АО «Коми энергосбытовая компания» не заключался, задолженности по оплате электроэнергии она не имеет, а также в связи с ненадлежащим уведомлением о дате и времени отключения от электроэнергии. Отключение от электроэнергии влекло за собой угрозу жизни и здоровью привлекаемого лица и ее семьи, поскольку произведено в зимний период времени.
В судебном заседании лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1 поддержала жалобу в полном объеме, дополнительно пояснила, что отключение дома от электроэнергии произведено незаконно, поскольку отсутствовало надлежащее уведомление ее о дате отключения. Просила исключить из числа доказательств акт выявления несанкционированного подключения и акт проверки введенного ограничения режима потребления электроэнергии от 07.05.2020, поскольку данные акты составлены с грубыми нарушениями, а именно, подписаны <данные изъяты>., однако данные лица в момент выявления несанкционированного подключения отсутствовали. При этом 07.05.2020 к ее дому никто из сотрудников ПАО МРСК «Северо-Запада» в Республике Коми либо АО «Коми энергосбытовая компания» не подходил, на территорию зайти не пытался, какие-либо обстоятельства подключения дома к электросети не проверялись и не регистрировались, равно как и каких-либо актов не составлялось, каких-либо бумаг подписывать в этом день ей никем не предлагалось.
Представитель потерпевшего ПАО МРСК «Северо-Запада» в Республике Коми ФИО3, действующий на основании доверенности, с жалобой не согласился, просил постановление оставить без изменения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП и ПДН ОМВД России по Сыктывдинскому району ФИО2 подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседания, показания свидетеля <данные изъяты>, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.
Согласно абз. 13 п. 2 названных Основных положений № 442 под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, а также потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (Далее - Постановление Правительства №442)..
В силу ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической энергии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, состоит в самовольном подключении к энергетическим сетям, самовольном (безучётном) использовании электрической энергии.
Самовольным является подключение к энергетическим сетям без соответствующего разрешения уполномоченных энергоснабжающей организации и (или) с нарушением правил, установленных законодательством РФ. Неконтролируемое потребление энергии означает, что потребитель не оплачивает использованную энергию, чем причиняет материальный ущерб производителям и поставщикам энергии и энергоресурсов. Состав формальный – правонарушение является оконченным с момента подключения к энергетическим сетям или с момента начала неконтролируемого использования электрической энергии.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что <дата> в связи с ненадлежащим исполнением потребителем ФИО1 обязательств по договору энергоснабжения об оплате за потребленную электрическую энергию в отношении жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый №, введено полное ограничение режима потребления электроэнергии. Прекращение подачи электрической энергии осуществлено путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от электрической сети (отключения произведены на вводной опоре путем отсоединения прокалывающих зажимов вводного кабеля).
Вместе с тем, <дата> работниками производственного отделения «Южные электрические сети» филиала ПАО МРСК «Северо-Запада» в Республике Коми в ходе маршрутно-контрольной проверки приборов учета установлен факт безучетного потребления электроэнергии ФИО1 с <дата> по <дата> в жилом доме по адресу: <адрес>, кадастровый №, путем самовольного подключения вводного провода к опоре №3ВЛ-0,4 кВ фидер №1 от КТП-1105, в результате чего ПО «Южные электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» причинен ущерб на сумму <данные изъяты> руб.
Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принимая постановление по делу об административном правонарушении, мировой судья, исходили из того, что событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ФИО1 подтверждается совокупностью представленных доказательств, в числе которых протокол об административном правонарушении СК № от <дата>; рапорт УУП и ПДН ОМВД России по Сыктывдинскому району Республики Коми от <дата>; заявление ПАО МРСК «Северо-Запада» в <адрес> от <дата> в полицию; справка-расчет ущерба по акту серии КЭ № о неучтенном потреблении электроэнергии физическим лицом от <дата>; акт о выявлении несанкционированного подключения от <дата>; акт об ограничении режима потребления электрической энергии от <дата>; акт проверки введенного ограничения режима потребления от <дата>; письмо АО «Коми энергосбытовая компания» от <дата>; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от <дата>; показания свидетеля <данные изъяты> допрошенного мировым судьей.
Между тем при рассмотрении дела мировым судьей не учтено следующее.
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1, 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении, которая устанавливается протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств вещественными доказательствами.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства №442 акт о введении ограничения режима потребления, акт о необеспечении доступа и акт проверки введенного ограничения режима потребления составляются в 3 экземплярах (в 4 экземплярах - если введение ограничения режима потребления осуществляется субисполнителем).
Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают, при этом к информации, достоверность которой подтверждается указанными лицами, не могут быть отнесены выводы о нарушении потребителем введенного в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления, а также выводы о невыполнении потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления.
При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.
Присутствующим при составлении акта заинтересованным лицам - инициатору введения ограничения, исполнителю (если акт составляется субисполнителем) и потребителю - вручается по одному экземпляру акта. В случае отсутствия при составлении акта заинтересованных лиц (инициатора введения ограничения, исполнителя, потребителя) указанный акт направляется исполнителем (субисполнителем) в течение одного рабочего дня после дня его подписания отсутствовавшим при его составлении лицам.
В соответствии с пунктом 177 Постановления Правительства № 442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Пунктом 148 названного Постановления Правительства № 442 установлено, что при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).
При этом лицо, составляющее акт о неучтенном потреблении электрической энергии, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
Как следует из материалов дела представителем филиала ПАО МРСК «Северо-Запада» «Комиэнеро» Сыктывдинского РЭС <данные изъяты>. <дата> составлен акт о выявлении несанкционированного подключения (безучетное потребление электроэнергии физическим лицом), а также акт проверки введенного ограничения режима потребления.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 ссылалась на нарушение, допущенное при составлении данных актов, в части на отсутствие понятых.
Как следует из данных актов, они составлены в присутствии двух незаинтересованных лиц <данные изъяты>
Вместе с тем, согласно показаниям <данные изъяты>., допрошенной судом в ходе рассмотрения дела по жалобы, <дата> при составлении данных актов она не присутствовала, данный акт был ею подписан по месту работы в администрации сельского поселения «Шошка», по месту нахождения дома ФИО1 свидетель не выходила, обстоятельств, зафиксированных в данном акте, не видела. Также указала, что <данные изъяты>. является фельдшером и работает с ней в одном здании, на адрес она также не выезжала, подписывая акты на месте работы.
Суд принимает показания данного свидетеля, поскольку свидетель предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
При таких обстоятельствах допущенные нарушения при составлении акта о выявлении несанкционированного подключения (безучетное потребление электроэнергии физическим лицом) от <дата>, а также акта проверки введенного ограничения режима потребления от 07.05.2020 (л.д. 16, 17) не позволяют признать данные акты допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, и подлежат исключению из круга доказательств по делу. При этом остальные доказательства по делу не могут в полной мере свидетельствовать о доказанности наличия вины ФИО1 во вменяемом правонарушении.
В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Положения ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях о презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет первостепенное значение для разрешения вопроса о возможности применения к нему административного наказания.
При таких обстоятельствах, а также в силу того, что в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится как одно из решений решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При вышеизложенных обстоятельствах постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, в период замещения мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, от 03.08.2020 по делу об административном правонарушении вынесенное в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.5-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, в период замещения мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми, от 03 августа 2020 года о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренногоч.1 ст.7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, и назначении её наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Е.В. Щенникова