ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-316/2022 от 09.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: <ФИО>6. Дело <№...>

РЕШЕНИЕ

<Дата ...><Адрес...>

Судья Краснодарского краевого суда <ФИО>7 рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни <ФИО>4 и индивидуального предпринимателя <ФИО>1 на постановление судьи <...> районного суда <Адрес...> от <Дата ...>,

установил:

постановлением судьи <...> районного суда <Адрес...> от <Дата ...> индивидуальный предприниматель <ФИО>1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 276 641 рубля 96 копеек без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни <ФИО>4 считает постановление судьи незаконным, не обоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В связи с чем, просит его изменить, в части возвращения <ФИО>1 предметов административного правонарушения, а именно после проведения в их отношении таможенных операций в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

В жалобе на постановление судьи районного суда <ФИО>1 считает постановление судьи незаконным, не обоснованным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит его отменить.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалоб, выслушав старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни <ФИО>4 поддержавшего доводы жалобы, защитника ИП <ФИО>1 – адвоката <ФИО>5, просившего постановление судьи изменить в части назначенного наказания, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьёй 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Таможенным кодексом Евразийского экономического союза установлен порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Статьей 9 ТК ЕАЭС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: 1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом; 2) уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом; 3) соблюдения запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; 4) соблюдение мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.

Статьей 108 ТК ЕАЭС установлено, что подача таможенной декларации (а равно заявления) должна сопровождаться представлением в таможенный орган следующих документов: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Из материалов дела следует и судьей районного суда установлено, что <Дата ...> сотрудниками отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Южной оперативной таможни проведено обследование помещений сети магазинов «<...>», принадлежащих ИП <ФИО>1, по адресам: <Адрес...>, г. <Адрес...><Адрес...> В ходе обследования вышеуказанных помещений обнаружены различные товары, в том числе: мобильные телефоны марки <...>, смарт часы марки <...>, беспроводные наушники <...>, планшеты <...> ноутбуки <...> клавиатура <...><...> карандаш <...>, адаптер/зарядное устройство, мышь компьютерная, мобильные телефоны марки <...> смарт часы (фитнес браслет) <...> беспроводные наушники <...> пылесосы, конструктор <...>», электрическая зубная щетка, отвертка электрическая, очки виртуальной реальности, мобильные телефоны марки Samsung, смарт часы марки <...> беспроводные наушники марки «<...> мобильные телефоны марки <...> мобильные телефоны марки <...>, мобильный телефон марки <...> беспроводные наушники марки <...> наушники марки «<...>», наушники марки <...>, наушники <...> квадрокоптеры марки <...> набор запасных частей марки <...> (общее количество 316 штук), без документов, подтверждающих их законный ввоз на территорию Российской Федерации.

Осмотренные товары (общим количеством 316 штук) были изъяты согласно протоколов изъятия от <Дата ...> и помещены на ответственное хранение в КХВД Южной оперативной таможни по адресу: <Адрес...>, в целях пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

В ходе административного расследования изъятые предметы административного правонарушения переданы протоколом изъятия <№...> от <Дата ...> на ответственное хранение в Краснодарскую таможню.

Согласно заключения экспертов от <Дата ...><№...> рыночная стоимость товара (общим количеством 316 шт.), являющегося предметом административного правонарушения, на внутреннем рынке Российской Федерации по состоянию на <Дата ...> составляет 6 553 283рубля 92 копейки.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Выводы, изложенные в постановлении о наличии в действиях ИП <ФИО>1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделаны судьей на основании всестороннего полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Постановление о назначении ИП <ФИО>1 административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, имеются основания для изменения обжалуемого постановления.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «иностранные товары» - товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании ч. 1 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.

В соответствии с ч. 2. ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Согласно п. 3 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при наступлении следующих обстоятельств:

исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктами 5-8 настоящей статьи;

помещение товаров под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;

4) конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства- члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

6) размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

На основании п. 1 ч. 5 ст. 56 ТК ЕАЭС исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктами 5-8 настоящей статьи.

В связи с тем, что выполнение ИП <ФИО>1 требований таможенного законодательства по проведению в отношении предметов административного правонарушения по данному делу таможенных операций в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Евразийского экономического союза является обязательным, то постановление судьи районного суда в части возвращения ИП <ФИО>1, изъятых протоколами изъятия от <Дата ...> б/н и <№...> от <Дата ...>, товаров (общим количеством 316 штук), подлежит изменению.

Кроме того, в части назначенного административного наказания постановление судьи районного суда подлежит изменению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении ИП <ФИО>1 наказания судьёй районного суда не учтено, что она согласно сведениям из Единого реестра является субъектом малого и среднего предпринимательства, впервые совершила вмененное правонарушение (доказательств иного не предоставлено).

Действиями ИП <ФИО>1 не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб при выполнении в отношении изъятого товара таможенных операций в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

К нарушениям, в отношении которых не предусмотрена замена штрафа на предупреждение (части 2 статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), статья 16.21 названного Кодекса не относится.

При таких обстоятельствах, судья Краснодарского краевого суда, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения полагает, что в целях восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, исходя из принципа соразмерности наказания, цель административного наказания может быть достигнута и при назначении ИП <ФИО>1 более мягкого наказания, в виде предупреждения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья вышестоящего суда вправе вынести решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного, судья Краснодарского краевого суда полагает необходимым изменить постановление судьи Октябрьского районного суда <Адрес...> от <Дата ...>.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

жалобу старшего уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Краснодарской таможни <ФИО>4 удовлетворить.

Постановление судьи Октябрьского районного суда <Адрес...> от <Дата ...>, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя <ФИО>1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

Предметы административного правонарушения, товары (общим количеством 316 штук), изъятые протоколами изъятия от <Дата ...> б/н и <№...> от <Дата ...> возвратить ИП <ФИО>1 после проведения таможенных операций в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Судья: <ФИО>8