ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-317/18 от 03.08.2018 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-317/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

03 августа 2018 года г. Нефтеюганск

Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.

с участием

представителя заявителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» ФИО2

действующего на основании доверенности от (дата),

представителя Росприроднадзора по ХМАО-Югре ФИО3

действующего на основании доверенности от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО3-ЗН/12 от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО3-ЗН/12 от (дата), ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей за то, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» на (иные данные) месторождении, расположенном в Нефтеюганском районе, ХМАО-Югры, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , не выполнило установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что выразилось в загрязнении вышеуказанного земельного участка химически вредными загрязняющими веществами – нефтепродуктами, чем нарушило ч.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, ч.2 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ.

Не согласившись с постановлением, ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление Росприроднадзора по ХМАО-Югре -ЗН/12 от (дата) отменить, производство по делу прекратить, мотивируя свои доводы тем, что общество не является субъектом правонарушения, поскольку загрязненный участок находится в собственности у ОАО «Нефтяная компания «Роснефть».

В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» жалобу поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в ней.

Представитель Росприроднадзора по ХМАО-Югре с жалобой не согласился, пояснив, что постановление является законным и обоснованным. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Выслушав представителя юридического лица ООО «РН-Юганскнефтегаз», представителя Росприроднадзора по ХМАО-Югре, изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре от отделения международной неправительственной некоммерческой организации «Совет Гринпис» - ГРИНПИС направлено обращение, исх. от (дата) (вх. Управления от (дата)), в котором сообщается об обнаружении нефтезагрязнённого земельного участка на (иные данные) месторождении, расположенном в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры (лицензия ОАО «НК «Роснефть»).

На вышеуказанный земельный участок, в рамках административного расследования, (дата), государственным инспектором Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре, в присутствии специалиста аккредитованной лаборатории Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре осуществлён выезд, для проведения осмотра территории, а также для отбора проб почвы, с целью установления факта наличия/отсутствия загрязнения почвы на земельном участке.

Согласно заключению Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре от (дата) по результатам количественного химического анализа (КХА) проб почвы, на загрязненной территории (иные данные) месторождения наблюдается превышение содержания нефтепродуктов по сравнению с незагрязненным участком.

Как следует из постановления административного органа загрязненный земельный участок располагается в границах земельных участков с кадастровыми номерами , собственником которых является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть».

ООО «РН-Юганскнефтегаз» осуществляет деятельность по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа на территории загрязненных земельных участков, на основании заключенных с ПАО «НК «Роснефть» договора на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа и договора аренды от (дата).

Таким образом, на основании выше установленных обстоятельств, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО3(дата) вынесено постановление о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Квалифицируя допущенные ООО «РН-Юганскнефтегаз» нарушения по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган исходил из доказанности факта выявленных нарушений и вины общества в их допущении.

Между тем с указанными выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя по следующим основаниям:

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

По смыслу указанных норм закона обязанность по надлежащему обращению с землей, в соответствии с ее целевым назначением и разрешенным использованием возложена наряду с собственниками на иных владельцев земельных участков, владеющих землей на установленном законом основании.

В силу ст. 5 Земельного кодекса РФ - собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Как усматривается из материалов дела, согласно договору купли продажи земельного участка от (дата), Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» передан в собственность ОАО «Юганскнефтегаз» земельный участок с кадастровым , расположенный в границах участка (иные данные) месторождения Нефтеюганского района ХМАО-Югры, (том 2 л.д. 57).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от (дата) собственником земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020904:963, расположенного в границах участка (иные данные) месторождения Нефтеюганского района ХМАО-Югры, является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», (том 2 л.д. 49-50).

Из договора аренды земель от (дата), акта приема-передачи земельных участков к договору аренды, перечня земельных участков, постановления администрации Нефтеюганского района -па от (дата), выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от (дата) следует, что МКУ «Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района» предоставило в аренду ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» земельный участок с кадастровым номером , сроком до (дата), (том 2 л.д. 70,74,76,82,53).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от (дата) граница земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах участка (иные данные) месторождения Нефтеюганского района пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , находящегося в аренде у ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», (том 2 л.д.55).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (том 2 л.д. 79) также следует, что номер участка подлежал снятию с кадастрового учета. Номер образованного участка: .

Таким образом, установлено, что земельный участок принадлежит на праве собственности на основании договора аренды ОАО «Нефтяная компания «Роснефть». Соответственно, ООО «РН-Юганскнефтегаз» не могло нести обязанности, установленные ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, и ответственность как лицо, владеющее данным земельным участком на законном основании, за неосуществление обязательных мероприятий по защите земель и охране почв в его границах по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» на момент проведения проверки являлось собственником либо владельцем земельного участка на (иные данные) месторождении, расположенном в Нефтеюганском районе, ХМАО-Югры, в границах загрязненных земельных участков с кадастровыми номерами , в материалах дела не предоставлены.

Договор аренды Д от (дата) (том 2 л.д. 123), согласно которому ОАО «НК «Роснефть» передало ООО «РН-Юганскнефтегаз» во временное владение и пользование имущество, принадлежащее на праве собственности ОАО «НК «Роснефть» сроком до (дата), судья во внимание не принимает, поскольку срок действия договора на момент проведения проверки истек.

Договор Д от (дата) (том 2 л.д. 126), заключенный между ПАО «НК «Роснефть» и ООО «РН-Юганскнефтегаз», согласно которому ООО «РН-Юганскнефтегаз» оказывает операторские услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, судья также во внимание не принимает, поскольку из договора не следует, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» оказывает операторские услуги в границах загрязненных земельных участков с кадастровыми номерами .

Таким образом, выводы старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре о том, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» является субъектом административного правонарушения, судья находит необоснованными.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре о привлечении ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО-Югре, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре ФИО3-ЗН/12 от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» -отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна: судья Р.Г. Ганеев