ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-317/20 от 08.06.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

г.Самара 08 июня 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лобанова Ю.В.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителей Управления Федеральной антимонопольной службе по Самарской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 12-317/20 по жалобе генерального директора ООО «Энергобытобслуживание» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управлением Федеральной антимонопольной службе по адресШ. в отношении должностного лица –генерального директора ФИО1 по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с жалобой, указав, что ООО "Энергобытобслуживание" является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц. П., владеющая на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: адрес, 41 км, адрес, №..., к.н. 63:01:0304004:685 и П., владеющий на праве Собственности земельным участком, расположенным по адресу: адрес, Красноглинскийрайон, адрес, 41 км, адрес, к.н. 63:01:0304004:1291 обратились в адрес ООО "Энергобытобслуживание" с заявками №... и №....05.2019г. на технологическое присоединение вышеуказанных объектов. ООО "Энергобытобслуживание" направило 06.06.2019г. в адрес заявителей проекты договоров на технологическое присоединение №... и 31/19. Заявители не согласились с предложенной офертой договора и направили протоколы разногласий. ООО "Энергобытобслуживание" 05.08.2019г. направило в адрес заявителей новые проекты договоров технологического присоединения №... и 56/19. Заявители не подписали вышеуказанные договора технологического присоединения №... и 56/19 и обратились с жалобой в УФАС, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. УФАС полагает, что ООО "Энергобытобслуживание" нарушило абзац 7 пункта 15 правил технологического присоединения, утвержденных Постановлением П. от дата№..., путем направления в адрес потерпевших проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям не соответствующих приложению №... к Правилам технологического присоединения. По мнению УФАС пункты 13-17 договоров на технологическое присоединение №..., 55/19 и 56/19 не соответствуют типовому договору на технологическое присоединение. Также УФАС полагает, что ООО "Энергобытобслуживание" нарушило пункт 25 (1) правил технологического присоединения, не распределив в технических условиях №... и 55/19 мероприятия по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, осуществляемые сетевой организацией и по установке сетевой организацией прибора учета в соответствии с пунктом 144 Основных положений на границе балансовой принадлежности. Считают, что ФИО1 не совершал административного правонарушения, выразившегося в направлении П. и П. типовых договоров не в соответствии с типовой формой договора, утвержденной Правилами технологического присоединения. Согласно ч. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством. Абзацем 2 ч. 1 ст. 432 ГК РФ определено, что существенные условия договора могут быть установлены в нормативных правовых актах. Таким образом, законодательство запрещает вносить изменения в типовые формы договоров в части существенных условий. Однако, исходя из принципа свободы договора г. 421 ГК РФ, стороны могут предусмотреть при заключении договора по утвержденной форме дополнительные условия, которые не противоречат законодательству. Изменения в текст типовой формы договора, согласно Приложению №... Правил не вносилось. Были внесены только дополнения, которые не противоречат законодательству. В типовую форму договора включены условия (пункты 13-16), устанавливающие порядок оформления акта об оказанных услугах и акта сверки взаимных расчетов, предусмотренные нормами ст. 169 Налогового кодекса РФ. Исходя из положений ст. 169 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан оставить счет-фактуру, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налогового к вычета. Плата за технологическое присоединение облагается НДС, соответственно к договорам на технологическое присоединение также применяются нормы ст. 169 Налогового кодекса РФ, в части прав налогоплательщика к вычету налога. Внесение в типовую форму договора на технологическое присоединение пункта 16 регулирующего взаимоотношения сторон по сверке расчетов по настоящему договору, введено на основании положений п. 16 (2) и 16 (4) Правил технологического присоединения, в соответствии с которыми для некоторых категорий граждан предусмотрена рассрочка на Плату технологического присоединения. Данные условия не лишают потребителя его прав обычно предоставляемых по договорам технологического присоединения, не исключают и не ограничивают ответственность другой стороны за нарушение обязательств. Аналогичного мнения придерживаются суды. Согласно пункта 2 постановления пленума ВАС РФ от дата№... «О свободе договора и ее пределах», "из целей законодательного регулирования может следовать, что содержащийся в императивной норме запрет на соглашение сторон об ином должен толковаться ограничительно. В частности, суд может признать, что данный запрет не допускает установление сторонами только условий, ущемляющих охраняемые законом интересы той стороны, на защиту которой эта норма направлена. Также считают, что заявитель не нарушал пункт 25 (1) Правил технологического соединения. В разъяснениях ФАС России от дата "По вопросу распределения обязательств сторон по договору об осуществлении технологического присоединения"указано, что точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя. А также указано, что включение в направленный проект договора технологического соединения условий об обязанностях заявителя по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ его участка противоречит Правилам. Направленные сетевой организацией оферты договора, полностью соответствуют вышеуказанным требованиям. Точки присоединения располагаются не далее 25 метров, и на заявителей не было возложены какие либо мероприятия, за пределами их земельных участков. В первых проектах, направленных договоров технологического присоединения №..., заявителям было предложено монтаж трубостойки с фасадной стороны забора на границе земельного участка, с установкой ШУР. Приборы учета предполагалось установить силами сетевой организации на вышеуказанной опоре. В связи с отказом заявителей от установки опоры на границе земельного участка, было предложено в проектах договорах №... и 56/19 установить приборы учета на уже вышеуказанной опоре. В соответствии с пунктом г) п. 25 (1) Правил технологического присоединения, указано лишь только, что в технических условиях должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий.В технических условиях к договорам №... и 56/19 распределение обязанностей у сторонами по исполнению технических условий определено в пунктах 10 и 11. Согласно, ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во мание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем оставления с другими условиями и смыслом договора в целом.Таким образом, в случае неясности отдельных условий договора следует руководствоваться другими условиями и смыслом договора в целом. Распределение обязательств сторон по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки соединения до границы земельного участка заявителя указано в пункте 6 и пункте договора №... и 59/19об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно пункту 6 вышеуказанных договоров, сетевая организация образуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены соединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях. Таким образом, монтаж ЛЭП -0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя осуществляет ООО "Энергобытобслуживание. Мероприятия, которые сетевая организация должна выполнить для технологического соединения, сетевая организация определяет самостоятельно. Также считает, что заявитель не нарушал пункт 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата№..., в соответствии с которыми прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности, и только в случае отсутствия технической возможности прибор учета может быть установлен в ином месте. Таким образом, заявитель руководствовался законодательством при составлении договоров на технологическое присоединение, направленных потребителю и каких либо нормативно-правовых норм не нарушал. Просят отменить постановление №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управлением Федеральной антимонопольной службе по адресШ. в отношении должностного лица – генерального директора ФИО1 по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3 по доверенности доводы, изложенные в жалобе поддержала.

В судебном заседании представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области ФИО4 по доверенности доводы жалобы считал необоснованными, предсавил суду письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 ст.9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

В соответствии с пунктами 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства; за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в п. 16 (1) Правил "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 861.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 ФЗ от дата N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

Судом установлено, что Основанием для возбуждения дела №....21-888/2019 послужило заявление (вх. 882-гр от 03.09.2019г.) (Приложение №...) потерпевших П. и П. (место жительства: адрес, 443041) на действия (бездействие) ООО «Энергобытобслуживание».

24.05.2018г. посредством официального сайта ООО «Энергобытобслуживание» П.A. и П. были направлены в адрес сетевой организации заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (Приложение №...).

06.06.2018г. ООО «Энергобытобслуживание» направило (исх.№... от дата и исх.№... от дата) в адрес потерпевших проект договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия №... и проект договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия №... (Приложение №...).

Согласно пункту 20 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 861, сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, предусмотренных в пункте 18 настоящих Правил, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения либо протокол разногласий к проекту договора в установленном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 421 и статьей 422 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, в таком случаи договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (Типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Таким образом, в случае утверждения типовых договоров, они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Статьей 26 Федерального закона от дата N 35-Ф3 «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Абзацем 4 статьи 26 Федерального закона от дата N 35-Ф3 «Об электроэнергетике» установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Порядок подключения (технологического присоединения) и особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям электрическим регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от дата№....

В соответствии с абзацем 7 пункта 15 Правил технологического присоединения, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 8 и направляется заявителю - физическому лицу.

Приложением N 8 к Правилам технологического присоединения утвержден типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

В проекте договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и проекте договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям включены пункты 13- 17, содержащие условия, не соответствующие типовому договору, утвержденному в Приложение N 8 к Правилам технологического присоединения.

Норма абзаца 7 пункта 15 Правил технологического присоединения является императивной.

Таким образом, нарушен абзац 7 пункта 15 Правил технологического присоединения путем направления в адрес потерпевших проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не соответствующих приложению N 8 к Правилам технологического присоединения.

П. JI.A. и П.дата направили в адрес ООО «Энергобытобслуживание» письма (вх.№... и вх.№... от дата) о несогласии с техническими условиями №... и №... (Приложение №...).

05.08.2019г. ООО «Энергобытобслуживание» направило (исх.№... и исх.№... от 05.08.2019г. в адрес потерпевших проект договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия №... и проект договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия №... (Приложение №...) и сообщило, что, ранее направленные проекты договоров №... и №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия к указанным договорам аннулированы.

Пункты 13- 17 проекта договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и проекта договора №... об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям также не соответствуют типовому договору (приложение N 8 к Правилам технологического присоединения).

Таким образом, ООО «Энергобытобслуживание» был нарушен абзац 7 пункта 15 Правил технологического присоединения путем направления в адрес потерпевших проектов договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, не соответствующих приложению N 8 к Правилам технологического присоединения.

Потерпевшие в заявлении (вх. №...-гр от дата) указывают, что обязанность осуществить монтаж ЛЭП-0,4 до ВРУ 0,4 кВ до земельного участка от опоры №... ВЛИ- 0,4 кВ ф-5 возложена на потребителей.

Согласно пункту 25(1) Правил технологического присоединения, в технических условиях для заявителей должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому ^Отсоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены* энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

В технических условиях №... и №... отсутствуют: распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО «Энергобытобслуживание»; распределение обязанности по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, отсутствие указанной обязанности в мероприятиях, выполняемых ООО «Энергобытобслуживание».

Таким образом, ООО «Энергобытобслуживание» нарушило пункт 25(1) Правил технологического присоединения, не распределив в технических условиях №... и № #/19 мероприятия по выполнению монтажа ЛЭП-0,4 кВ от точки присоединения до границы земельного участка заявителя, осуществляемые сетевой организацией.

На основании приказа ООО «Энергобытобслуживание» №... от 15.04.2019г. и протокола №... внеочередного общего собрания участников ООО «Энергобытобслуживание» от 15.04.2019г. ФИО1 является генеральным директором ООО «Энергобытобслуживание» (Приложение №...).

Постановлением №... заместителя руководителя Самарского УФАС России от датаШ. должностное лицо – генерального директора ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и ему был назначен штраф в размере 10 000 рублей.

Факт совершения правонарушения ФИО1 подтверждается определением о возбуждении дела от 11.12.2019г., протоколом об административном правонарушении №....21-888/2019 от дата, который составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности установленных и изложенных в нем нарушений у суда нет оснований; заявлением П., П.; договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административнымправонарушением признается противоправное,виновное действие (бездействие)юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицопризнается виновным в совершении административногоправонарушения, если будетустановлено, что у него имелась возможностьдля соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектаРоссийской Федерациипредусмотрена административная ответственность,но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает несостоятельными доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушениио том, что в действиях генерального директора ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Постановление о привлечении генерального директора ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (является минимальным размером административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ), назначено должностному лицу – генеральному директору ФИО1 по правилам, установленным статьей 4.1 КоАП Российской Федерации, при этом учтены объем и характер выявленных нарушений.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ФИО1 допущено не было.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении №... от дата, вынесенное заместителем руководителя Управлением Федеральной антимонопольной службе по адресШ. в отношении должностного лица – генерального директора ФИО1 по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ - отставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Лобанова Ю.В.