РЕШЕНИЕ
г. Ангарск 18 августа 2020 года
Судья Ангарского городского суда Иркутской области Пермяков Е.В., с участием представителя ООО «ЖилКом» по доверенности ФИО1, рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя ООО «ЖилКом» по доверенности ФИО2 на постановление мирового судьи № судебного участка ... и ... ФИО3 от ** о назначении юридическому лицу – обществу с ограниченной ответственностью «ЖилКолм» (далее - ООО «ЖилКом») административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи № судебного участка ... и ... ФИО3 от ** (с учетом определения об устранении описки от **) юридическое лицо - ООО «ЖилКом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель ООО «ЖилКом» по доверенности ФИО2 подала жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи, прекратить производство по делу. В обоснование своих требований указала следующее.
Считает постановление незаконным и подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств. Согласно ч.2 ст.29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Однако постановление направлено спустя почти год, что является нарушением вышеуказанной нормы. Кроме того, при рассмотрении материалов дела судом не изучены представленные службой акты, протокол об административном правонарушении, не учтена периодичность проведения влажной уборки подъездов, установленные законом и договором. Периодичность влажной уборки установлена п.3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, согласно которому при использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц. Вместе с тем, материалы дела не содержат в себе надлежащих доказательств того, что уборка с данной периодичностью не проводилась. В силу п.4, 6 4.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. Частью 1 ст.24.5 КоАП РФ установлены обстоятельства, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе отсутствие события или состава правонарушения. Таким образом, поскольку обжалуемое постановление составлено формально, без учета имеющихся материалов, не содержит мотивированного обоснования наличия состава правонарушения, издано фактически спустя полгода после рассмотрения дела, оно является незаконным и подлежащим отмене.
В судебное заседание законный представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности – директор ООО «Жилком» ФИО4 и представители по доверенности ФИО5 и ФИО2 не явились, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения надлежащим образом. Каких-либо дополнений, ходатайств, в том числе, об отложении рассмотрения жалобы, суду не представили. Суд считает возможным применить положения ч.3 ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Представитель ООО «Жилком» по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Проверив доводы заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.
При этом, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона автором обжалуемого постановления не выполнены.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, поводом для его возбуждения послужило обращение в прокуратуру ...О., в котором она заявила о ненадлежащем исполнении ООО «Жилком» договора управления в части нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ....
Данное заявление было направлено руководителю Службы государственного жилищного надзора ... для рассмотрения по существу, с указанием сообщить заявителю о результатах проверки и принятых мерах в установленный законом срок (л.д.127-130).
С целью проверки информации, содержащейся в вышеуказанном обращении, заместителем руководителя Службы государственного жилищного надзора ...Д.. ** было вынесено распоряжение №срп о проведении внеплановой выездной проверки в рамках лицензионного контроля в отношении ООО «Жилком», по результатам проведения которой ** в отношении ООО «ЖилКом» был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (л.д.126, 123-124, 4-8))
Административная ответственность по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ наступает в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 постановления Пленума от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разъяснил, что исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Физическое лицо, являясь лицом, обратившимся в прокуратуру ... с указанием на нарушение его прав и на наличие в действиях виновных в нарушении его прав лиц событий административных правонарушений, наделено в силу статьи 25.2 КоАП Российской Федерации правами потерпевшего.
В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП Российской Федерации потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Кроме этого, в соответствии с частью 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Между тем, как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЖилКом» был составлен ** должностным лицом Службы государственного жилищного надзора без участия потерпевшей О.., и при отсутствии сведений о её извещении о месте и времени составления протокола. Данные о том, что копия протокола была направлена потерпевшей О.. почтой, либо, вручено ей лично под расписку, в материалах дела также отсутствуют, что является существенным нарушения требований КоАП РФ.
По смыслу закона, реализация прав и обязанностей потерпевшего не может быть поставлена в зависимость от того, внесены ли сведения о потерпевшем в протокол об административном правонарушении, и был ли он привлечен к участию в производстве по делу в данном качестве.
Положения ст.28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV КоАП РФ) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу ч.2 ст.26.2 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
По данному делу вышеуказанные требования закона выполнены не были.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым доказательством.
При этом, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относится отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела.
В связи с изложенным, наличие в протоколе об административном правонарушении существенных недостатков, выявленных на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания, влечет признание данного протокола недопустимым доказательством, что является основанием для отмены постановления о назначении административного наказания и прекращения производства по делу в соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи № судебного участка ... и ... о назначении юридическому лицу – ООО «ЖилКом» административного наказания по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ подлежит отмене в связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч.3 ст.26.2, 29.7, 26.1, 28.2, 29.10 КоАП РФ), что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Учитывая требования ст.4.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Отменить постановление мирового судьи № судебного участка ... и ... ФИО3 от ** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью ООО «ЖилКом».
Жалобу заявителя удовлетворить.
Производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении возвратить мировому судье № судебного участка ... и ....
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья ___________________ Е.В. Пермяков
Копия верна: судья Е.В. Пермяков
__________________