ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-317/2013 от 19.12.2013 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-317/2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Златоуст 19 декабря 2013 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Киржаковой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда <адрес>) жалобу Киржаковой И. Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по адресу <адрес>, заведующей МАДОУ детский сад № 3, расположенного по адресу <адрес>

на постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Дорох Е.В. 981/982 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Киржаковой И. Н. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Заведующая Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением детский сад № (далее по тексту - МАДОУ детский сад № 3) Киржакова И.Н. обратилась в суд с жалобой на постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Дорох Е.В., по которому она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

В обоснование своих доводов Киржакова И.Н. сослалась на то, что с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения её к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не согласна, считает в данной части указанное постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

На основании Устава МАДОУ детский сад № является муниципальным учреждением и финансируется из средств бюджета ЗГО, то есть финансовое положение учреждения зависит от полноты и своевременности перечисления денежных средств из соответствующего бюджета собственником муниципального имущества.

Обстоятельства, связанные с материальным положением МАДОУ детский сад №3: объемы выделенных денежных средств, фактическое расходование, достаточность для выполнения требований пожарной безопасности, возможность их выполнения без выделения дополнительных средств не исследовались должностным лицом при привлечении к административной ответственности.

Выявленные нарушения пожарной безопасности требуют финансирования из местного бюджета, так как здание МАДОУ детский сад № находится в муниципальной собственности.

Ранее к административной ответственности не привлекалась, нарушения, установленные в ходе проверки, выявлены впервые, ранее к устранению не предлагались, на момент вынесения постановления часть нарушений устранена, что свидетельствует о предпринимаемых заявителем мерах по соблюдению требований пожарной безопасности.

Полагает, что вменяемое ей административное правонарушение не повлекло каких-либо вредных последствий и возникновения существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Считает, что несоразмерность санкции характеру и степени общественной опасности вменяемого административного правонарушения очевидна, вынесение устного замечания будет являться достаточной мерой по отношению к ней для предупреждения правонарушений в будущем.

В судебном заседании Киржакова И.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней мотивам. Суду пояснила, что в соответствии с техническим заключением, выполненным ООО «ПУ Штрих» техническое состояние здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес> было оценено как недопустимое. Детский сад находится в аварийном состоянии. С ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена эксплуатация учреждения на период устранения аварийной ситуации. В настоящее время решается вопрос о сносе здания детского сада либо о проведении его капитального ремонта. Из–за аварийного состояния здания, в устранении изложенных в постановление № нарушений требований пожарной безопасности отсутствует необходимость, в связи с тем, что наличие данных нарушений в настоящее время не представляют какой – либо общественной опасности. Все дети, посещавшие сад были распределены по другим детским садам.

Представитель ГУ МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещались.

Заслушав Киржакову И.Н., исследовав материалы дела, судья находит жалобу Киржаковой И.Н. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно постановлению государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Дорох Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должностное лицо заведующая МАДОУ детский сад № Киржакова И.Н. ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут при эксплуатации территории, здания, помещений детского сада №3, расположенного по адресу: <адрес> нарушила требования пожарной безопасности и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей (л.д. 3-5).

Из материалов дела следует, что с 15 часов 00 минут до 15 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ, с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, и с 17 часов 00 минут до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения начальника ОНД № УНД ГУ МЧС России по <адрес> Родимова В.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2013 год проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении МАДОУ детский сад № по адресу <адрес> (л.д. 10).

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности МАДОУ детский сад № по вышеуказанному адресу.

По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12) и протоколы об административном правонарушении № 981, 982 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16, 17-18), согласно которым должностное лицо заведующая МАДОУ детский сад № Киржакова И.Н. ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут при эксплуатации территории, здания, помещений детского сада №3, расположенного по адресу: <адрес> нарушила требования пожарной безопасности:

№ 981:

1 – В журнале инструктажей по пожарной безопасности выполнены отметки о проведении плановых инструктажей (данный вид инструктажа не предусмотрен нормами пожарной безопасности) (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г- № (далее по тексту ППР) п.3, Приказ МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №645, п. 9, 10);

2 - Отсутствуют записи о проведении ежеквартальных проверок огнетушителей в паспортах огнетушителей и в журнале учета и технического обслуживания огнетушителей (п. 478 ППР, п. 4.5.1 СП 9.13130.2009);

3 - Отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, отдельно для каждого пожароопасного помещения производственного и складского назначения (кладовые, прачечная, гладильная) (п. 2 ППР);

4 - Не определен порядок и сроки проведения работ по очистке воздуховодов (п. 50 ППР);

5 - Не проведены работы по очистке воздуховодов с составлением соответствующего акта (п. 50 ППР);

6 - В кабинете заведующего (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

7 - В помещении логопеда (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

8 - В помещении приемной (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или икая техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

9 - В помещении бухгалтерии (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

10 - В санузле (№ по тех. паспорту, 2 этаж) отделка стен выполнена материалом (пластиковые панели по деревянному каркасу) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

11 – В спальном помещении (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    12 - В игровом помещении (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (в представленном сертификате пожарной безопасности № ССПБ.Ии.ОШ)54.В.00142 на данный линолеум- покрытие напольное поливинилхлоридное гетерогенное «ACCZENT» класс пожарной опасности КМЗ, при свойствах пожарной опасности: Г1, В2, РП1, ДЗ, Т2) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

13 - В столовой (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

14 - В санузле (№ по тех. паспорту, 2 этаж) отделка стен выполнена материалом (пластиковые панели по деревянному каркасу) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

15 - В спальном помещении (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или икая техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

16 - В игровом помещении (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    17 - В столовой (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    18 - В игровом помещении (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    19 - В приемной (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    20 - На двери помещения складского назначения (по тех. паспорту №8, 1 этаж) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (п. 20 ППР, п. 5.1.2 СП 4.13130);

    21 - В санузле (№ по тех. паспорту, 1 этаж) отделка стен выполнена материалом (пластиковые панели по деревянному каркасу) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    22 - В музыкальном зале (№ по тех. паспорту, 1 этаж) отделка одной стены выполнена материалом (пластиковые панели) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ1 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    23 - В музыкальном зале (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    24 - В спальном помещении (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    25 - В методическом помещении (№ по тех. паспорту, 1 этаж) отделка стен и потолка выполнена материалом (плитка, ламинированный оргалит) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    26 - В методическом помещении (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    27 - В спальном помещении (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    28 - В игровом помещении (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    29 - В приемной (№ по тех. паспорту, 1 этаж) покрытие пола выполнено материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    30 - В санузле (№ по тех. паспорту, 1 этаж) отделка стен и потолка выполнена материалом (пластиковые панели по деревянному каркасу, обои) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 7 ст. 134, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    31 - Помещение складского назначения (по тех. паспорту лит.а3, 1 этаж, пристрой) категории по пожарной опасности ВЗ не выделена противопожарными перекрытиями не ниже 3-го типа (перекрытия деревянные), дверь в данное помещение не является противопожарной второго типа с пределом огнестойкости не менее Е1 30 (ярлык со знаком соответствия требуемому пределу огнестойкости отсутствует) (ч. 1,2, 3 ст. 88 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, табл. 23,24; п. 5.2.6 СП 4.13130);

    32 - Дверь помещения складского назначения (по тех. паспорту №16, 1 этаж) категории по пожарной опасности В1 не является противопожарной второго типа с пределом огнестойкости не менее EI 30 (ярлык со знаком соответствия требуемому пределу огнестойкости отсутствует) (ч. 1,2, 3 ст. 88 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ, табл. 23,24; п. СП 4.13130);

    33 - На двери помещения складского назначения (по тех. паспорту №5, подвал) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (п. 20 ППР, п. 5.1.2 СП 4.13130);

    34 - На двери помещения складского назначения (по тех. паспорту №7, подвал) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (п. 20 ППР, п. 5.1.2 СП 4.13130);

    35 - На двери помещения прачечной (по тех. паспорту №>3, подвал) отсутствуют обозначения ПНР п.20, СП 4.13130 категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с п.5.1.2 главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (п. 20 ППР, п. 5.1.2 СП 4.13130);

    36 - На двери помещения гладильной (по тех. паспорту №2, подвал) отсутствуют обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях ПБ", данное помещение подлежит категорированию в соответствии с СП 12.13130 (п. 20 ППР, п. 5.1.2 СП 4.13130), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

№ 982:

1 - На пути эвакуации (в коридоре № по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнена материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 6 и 7 ст. 134, табл. 28, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

2 - На пути эвакуации (в коридоре № по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнена материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 6 и 7 ст. 134, табл. 28, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

3 - На пути эвакуации (№ по тех. паспорту, 2 этаж) покрытие пола выполнена материалом (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем. класс КМ2 (сертификат или иная техническая документация, содержащие сведения о свойствах пожарной опасности материала, отсутствуют) (ч. 6 и 7 ст. 134, табл. 28, ч. 4 ст. 145 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ);

    4 - Дверь, отделяющая лестничную клетку (№ по тех. паспорту, 2 этаж) от коридора (№ по тех. паспорту, 2 этаж), не имеет уплотнения в притворах (между полотном и дверной коробкой имеется зазор, не обеспечивающий дымогазонепроницаемость) (п. ДД.ММ.ГГГГ ППБ 101 – 89);

    5 - Дверь, отделяющая лестничную клетку (№ по тех. паспорту, 2 этаж) от коридора (№ по тех. паспорту, 2 этаж), не имеет уплотнения в притворах (между полотном и дверной коробкой имеется зазор, не обеспечивающий дымогазонепроницаемость) (п. ДД.ММ.ГГГГ ППБ 101 – 89);

    6 - На пути эвакуации перед эвакуационным выходом (№ по тех. паспорту, 1 этаж) горизонтально проложен трубопровод (параллельно полу), препятствующий свободной эвакуации людей (подп. «а, б» п. 36 ППР);

    7 - В лестничной клетке (№ по тех. паспорту, 1 этаж) на высоте 1,28 м расположен радиатор отопления и металлическое ограждение его, выступающее из плоскости стены (п. 4.4.4 СП 1.13130.2009);

    8 - Дверь из спального помещения (№ по тех.паспорту, 1 этаж) в коридор (№ по тех.паспорту, 1 этаж) открывается не по направлению выхода из здания (число эвакуирующихся 32 человека) (п. 34 ППР, подп. «б» п. 4.2.6 СП 1.13130.2009);

    9 - В помещениях (№ 20, 21 по тех. паспорту, 1 этаж, после изменения объемно-планировочных решений, т.е. устроена перегородка, ранее они были одним помещением) уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, т.е. находятся по одному пожарному извещателю, при требуемом количестве не менее двух (подп. «е» п. 23 ППР, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009, п. 12.16 НПБ 88-2001);

    10 - Дверь из игрового помещения (№ по тех.паспорту, 1 этаж) в помещение (№ по тех.паспорту, 1 этаж) открывается не по направлению выхода из здания (число эвакуирующихся 29 человек) (п. 34 ППР, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009);

11 - Эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай, нарушения питания основного (рабочего) освещения на первом этаже (в коридорах и проходах по маршруту эвакуации, в зоне каждого изменения направления маршрута, перед каждым эвакуационным выходом, в местах размещения плана эвакуации, в местах размещения первичных средств пожаротушения) смонтировано не в полном объеме (первом этаже установлен только один Светильник на площадке лестничной клетки № по тех. паспорту) (п. 4.3. 1 СП 1.13130.2009, п.п. 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011, п. 7.62 СНиП 23-05-95);

12 - Эвакуационное освещение необходимое для освещения путей эвакуации на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения на втором этаже (в коридорах и проходах по маршруту эвакуации, в зоне каждого изменения направления маршрута, перед каждым эвакуационным выходом, в местах размещения плана эвакуации, в местах размещения первичных средств пожаротушения) смонтировано не в полном объеме (на втором этаже установлен только один светильник на площадке лестничной клетки № по тех. паспорту) (п. 4.3. 1 СП 1.13130.2009, п.п. 7.104, 7.105 СП 52.13330.2011, п. 7.62 СНиП 23-05-95), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

С протоколами об административном правонарушении заведующая учреждением Киржакова И.Н. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ей разъяснены, по существу протоколов пояснила, что пояснения будет давать при рассмотрении дела.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, действует в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (далее по тексту «Правила противопожарного режима в РФ», ППР в РФ).

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.6 КоАП РФ, частями 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ.

Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 (далее по тексту – ППР), лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Пунктом 10 Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» предусматривается наличие записи о проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (в приложении 1 указаны требования к оформлению журнала).

В ходе рассмотрения дела установлено, что на момент проверки в МАДОУ детский сад №3 в журнале инструктажей имелись отметки о проведении плановых инструктажей, не предусмотренных нормами пожарной безопасности (нарушение по п. 1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Согласно п. 478 ППР руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

В соответствии с п. 4.5.1 СП 9.13130.2009 о проведении технического обслуживания делается отметка в паспорте, на корпусе (с помощью этикетки или бирки) огнетушителя и производится запись в специальном журнале (п. 4.5.4 приложение Г).

Вместе с тем, из акта проверки следует, что отсутствовали записи о проведении ежеквартальных проверок огнетушителей в паспортах огнетушителей и в журнале учёта и технического обслуживания (нарушение по п. 2 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В силу п. 2 ППР следует, что в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, однако, на момент проверки указанная инструкция отсутствовала (нарушение по п. 3 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Пунктом 50 ППР предусмотрено определение руководителем организации порядка и сроков проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (п. 4, 5 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. предусматривает требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях, при этом строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. проверенное здание, помещения относятся к функциональному классу пожарной опасности Ф1.1.

В силу ч. 7 ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2 (на момент проверки сертификаты соответствия на отделочные материалы не представлены по нарушениям, указанным в п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, п. 1, 2, 3 по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ).

Статьей 88 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. предусмотрено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека (ч.1). Пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов приведены в таблице 23 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.2). Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону (ч.3).

В таблицах 23 и 24 приложения к Федеральному закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года приведены пределы огнестойкости и типы строительных конструкций, выполняющих функции противопожарных преград, соответствующие им типы заполнения проемов и тамбур-шлюзов, пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах, так для дверей с типом заполнения проемов в противопожарных преградах предусмотрен предел огнестойкости EI 30 (п. 31 и 32 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 20 ППР, руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно п. 5.1.2 СП 4.13130.2013, размещаемые в общественных и жилых зданиях помещения производственного, складского и технического назначения (мастерские, лаборатории, кладовые и технические помещения, автостоянки, котельные, и т.п.) подлежат категорированию по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130.

Из акта проверки следует, что вышеуказанные требования не были соблюдены на дверях помещений складского назначения, помещений прачечной и гладильной (п.п. 20, 33, 34, 35, 36 по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ).

Также имели место нарушения п. 2.1.11 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв. Госкомобразованием СССР 10 мая 1989 г.), в соответствии с которым двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и быть оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легко открывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.) (нарушения по п.п. 4, 5 по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ).

Согласно п. 36 ППР, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;

Вместе с тем, на момент проверки на пути эвакуации перед эвакуационным выходом (№6 по тех. паспорту, 1 этаж) горизонтально проложен трубопровод (параллельно полу), препятствующий эвакуации людей (нарушения по п. 6 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 4.4.4 СП 1.13130.2009 на лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. В нарушение указанных требований правил, в лестничной клетке (№2 по тех паспорту, 1 этаж) на высоте 1, 28 м на момент проведения проверки был расположен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены (нарушения по п. 7 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

В силу п. 34 ППР, двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования (п. 8 по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ).

Согласно подп. «е» п. 23 ППР, п. 13.3.2 СП 5.13130.2009, п. 12.16 НПБ 88-2001, на объектах запрещается производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).

На момент проверки, в помещениях (№ 20, 21 по тех. паспорту, 1 этаж, после изменения объемно-планировочных решений, т.е. устроена перегородка, ранее они были одним помещением) уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации, т.е. находятся по одному пожарному извещателю, при требуемом количестве не менее двух (п. 9 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

На основании п. 34 ППР двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования, однако, данное требование также было нарушено.(п. 10 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Согласно п. 4.3.1 СП 1.13130.2009, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 639).

Как следует в соответствии с п.7.104 СП 52.13330.2011, аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.

Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение).

Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

Пунктом 7.105 СП 52.13330.2011 установлено, что освещение путей эвакуации в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации: в коридорах и проходах по маршруту эвакуации; в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия; в зоне каждого изменения направления маршрута; при пересечении проходов и коридоров; на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом; перед каждым эвакуационным выходом; перед каждым пунктом медицинской помощи; в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации; в местах размещения первичных средств пожаротушения; в местах размещения плана эвакуации (на момент проверки эвакуационное освещение в местах размещения первичных средств пожаротушения было смонтировано не в полном объеме – п.п. 11, 12 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ ).

Таким образом, все нарушения, указанные в акте проверки имели место на момент проверки учреждения государственным инспектором.

Статья 37 Федерального закона № 69-ФЗ содержит перечень прав и обязанностей организаций в области пожарной безопасности, руководители которых в том числе осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно распоряжению Главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ № 31-кадр Киржакова И.Н. назначена заведующей МДОУ «Детский сад №3» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Киржакова И.Н. является должностным лицом.

Государственный инспектор установив, что Киржакова И.Н. является заведующей МАДОУ «Детский сад №3» обоснованно пришел к выводу, что Киржакова И.Н. ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее функции в связи с чем, как должностное лицо, должна нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

Вывод государственного инспектора о доказанности вины Киржаковой И.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является правильным, сделан с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

При этом судья полагает, что проверка, проведенная на основании распоряжения начальника ОНД № от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объекта защиты территории, здания и помещений детского сада, деятельность в котором осуществляет МАДОУ «Детский сад №3» по адресу: <адрес> является законной и обоснованной, проведенной с соблюдение требований Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Материалы дела свидетельствуют о том, что Киржакова И.Н. не исполнила надлежащим образом свои обязанности по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации здания, помещений, эксплуатируемых МАДОУ «Детский сад №3» по адресу: <адрес>.

Доказательств невиновности Киржаковой И.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Таким образом, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, судья находит установленным факт нарушения должностным лицом – заведующей МАДОУ «Детский сад №3» обязательных требований пожарной безопасности, приведенных выше, данные нарушения ею не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица, и образуют составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 1 ст. 20.4, ч 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Все выявленные нарушения обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена.

Привлечение Киржаковой И.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.

Вместе с тем, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие о том, что здание МАДОУ детский сад № находится в аварийном состоянии, эксплуатация учреждения приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ на период устранения аварийной ситуации, суд считает, что в данном случае возможно применение положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности ввиду их малозначительности.

Также суд принимает во внимание объяснения Киржаковой И.Н., из которых следует, что в настоящее время в связи с аварийным состоянием здания МАДОУ детский сад №3, расположенного по адресу: <адрес> решается вопрос о его сносе либо о проведении капитального ремонта. Из – за аварийного состояния здания, в устранении изложенных в постановление № нарушений требований пожарной безопасности отсутствует необходимость, в связи с тем, что наличие данных нарушений в настоящее время не представляют какой – либо общественной опасности.

В связи с вышеизложенным судья находит постановление должностного лица подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из положений ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, характера совершенного правонарушения, следует учесть конкретные обстоятельства дела, в том числе отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также тот факт, что совершенное Киржаковой И.Н. административное правонарушение по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ не повлекло тяжких последствий в виде нарушения прав и законных интересов иных лиц, и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, судья приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ малозначительным, а постановление подлежащим отмене, производство по делу подлежащим прекращению.

Принимая во внимание, что Киржаковой И.Н. принимались все меры, направленные на соблюдение законодательства в сфере пожарной безопасности, судья считает, что степень виновности Киржаковой И.Н. значительно уменьшается, полагая ограничиться устным замечанием, освободив от административной ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору Дорох Е.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо – заведующая Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № Киржакова И. Н., ответственная за обеспечение пожарной безопасности в учреждении, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ Киржакову И.Н. освободить от административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Златоустовский городской суд.

СУДЬЯ: