ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-317/2014 от 25.09.2014 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Астрахань 25 сентября 2014 года

 Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Серапина А.А., при секретаре Кабдышевой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> жалобу законного представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани «<данные изъяты> (далее МБОУ г. Астрахани <данные изъяты>») ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Астрахани от (дата обезличена) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении МБОУ <адрес> «<данные изъяты>»,

 УСТАНОВИЛ:

 Законный представитель МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Астрахани от (дата обезличена) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» указав, что данным постановлением юридическое лицо подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что в действиях МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» отсутствует состав правонарушения, поскольку правонарушитель не нарушил право ребенка ФИО3 на получение бесплатного образования. Протокол № от (дата обезличена) об административном правонарушении составлен на основании анонимного анкетирования, проведенного с родителями в отсутствии представителя юридического лица. Судом не приняты во внимание доводы о том, что п. 45 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от (дата обезличена) № и п. 3.4.2. Постановления Губернатора Астраханской области от (дата обезличена) № установлен исчерпывающий перечень мероприятий, проводимых при проведении проверок. Проведение анкетирования не содержится в данном перечне. Исходя из этого, считает, что анонимное анкетирование не может служить доказательством совершения правонарушения, следовательно, в данном деле отсутствует состав правонарушения. В ходе судебного заседания в суде первой инстанции приводились доводы о том, что формулировка о долге в фонд школы является инициативой родительского комитета класса, которая не согласовывалась ни со школьным родительским комитетом, ни с директором школы. Не согласны с выводами судьи первой инстанции о том, что родительский комитет работает по плану и регламенту, которые согласованы с директором школы. Пункт 5.15 Устава образовательного учреждения описывает организацию работы общешкольного родительского комитета, а не классных родительских комитетов. В данном пункте указано, каким образом, формируется состав комитета, в который входят представители родителей от каждого класса. Руководствуясь Постановлением Конституционного суда РФ от (дата обезличена) № 4-п, просила снизить штраф.

 В судебном заседании законный представитель юридического лица МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» ФИО1 жалобу поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в ней, просила постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

 В судебном заседании должностное лицо - главный специалист отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.

 Рассмотрев представленный материал, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, суд приходит к следующему.

 В адрес министерства образования и науки Астраханской области (далее министерство) поступило обращение ФИО4, родительницы обучающегося 2 (3) «В» класса МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» с жалобой на требование со стороны учреждения внесения в «фонд школы» суммы в размере <данные изъяты> рублей. К обращению заявительницы приложена распечатка листа из дневника с указанием, что от родительского комитета оплатить «долг» в фонд школы в размере <данные изъяты> рублей.

 По данному факту Министерством была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБОУ «<данные изъяты>» на основании приказа №№-н от (дата обезличена)

 При проведении проверки было установлено следующее.

 В ходе беседы с классным руководителем 2 (3) «В» ФИО5 и членами родительского комитета класса ФИО6, ФИО7, ФИО8 факт уведомления родителей о необходимости внесения денежных средств в фонд школы посредством вкладки листа в дневник, подтвердился. Со слов членов родительского комитета и классного руководителя вопросы внесения родителями денежных средств в фонд школы обсуждаются на родительских собраниях. Однако протоколы родительских собраний 2 (3) «В» класса за (дата обезличена) учебный год обсуждения родителей вопросов внесения добровольных пожертвований не содержат, зафиксировано лишь решение оказывать помощь и решение об уведомлении родителей в письменной форме о добровольном оказании финансовой помощи учреждению, что само по себе противоречит принципу добровольности.

 В ходе рассмотрения обращения министерством было проведено анонимное анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся 2 (3) «В» класса. Анализ анкет показал, что в учреждении действительно имеет место быть сбор денежных средств с родителей.

 По окончанию проверки был составлен акт проверки от (дата обезличена) №№ с которым представитель МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» ознакомлена под роспись.

 Указанный акт проверки оспорен не был.

 Таким образом, данные об установлении родительским комитетом фиксированных сумм добровольных пожертвований, наличие от родительского комитета уведомлений о «долге» в фонд школы и процент (около 30%) родителей, не довольных сборами денежных средств в учреждении, свидетельствует о нарушении Федерального закона от (дата обезличена) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности» и ч. 3 ст. 5 Федерального закона от (дата обезличена) № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ.

 В связи с вышеизложенным должностным лицом главным специалистом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования ФИО2 в отношении МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» был составлен протокол об административном правонарушении № от (дата обезличена) по ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ.

 По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов дела, мировой судья судебного участка №4 Ленинского района г. Астрахани вынес постановлении о признании МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от (дата обезличена) N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

 В силу ст. 99 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

 В соответствии со ст. 25 вышеуказанного закона, образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Согласно п. 1.7 Устава МБОУ г. Астрахани «СОШ № 39», утвержденного (дата обезличена) основными задачами образовательной деятельности Учреждения являются в том числе общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей.

 Согласно пункту 5.13 устава МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>», родительский комитет является коллегиальным органом управления учреждения, следовательно, ответственность за деятельность своего органа управления несет непосредственно юридическое лицо МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>».

 В соответствии с ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ, нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

 С учетом конкретных обстоятельств дела и вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление фиксированных сумм пожертвований на нужды учреждения (<данные изъяты> рублей), нарушает принцип добровольности.

 Вывод о виновности МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» сделан на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в совокупности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

 Судья правильно указал в решении о том, что проверка в отношении МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» была проведена в соответствии с п. 3.4.2 Постановления от 22.02.2012 №59 «Об административном регламенте министерства образования и науки Астраханской области по исполнению государственной функции «Осуществление федерального государственного надзора в области образования», нарушений при проведении проверки установлено не было, доказательств обратного суду не представлено.

 Вывод судьи о несостоятельности довода представителя ФИО1 о том, что формулировка о долге в фонд школы в сумме <данные изъяты> рублей, изложенная в сообщении в адрес ФИО9, является инициативой родительского комитета, поскольку как следует из п.5.15. Устава МБОУ «<данные изъяты>» родительский комитет работает по плану и регламенту, которые согласованы с директором школы, также является верным и подтверждается материалами дела.

 Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, о том, что в действиях МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ.

 В судебном заседании, вопреки доводам жалобы законного представителя юридического лица ФИО1 установлено, что виновность МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>» в инкриминируемом административном правонарушении подтверждена исследованными в судебном заседании доказательствами, в связи с чем сомнений, в том числе неустранимых, в виновности юридического лица не имеется.

 Оснований для применения правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, о возможности снижения судом размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 7.3, ч.1 ст. 9.1, ч.1 ст. 14.43, ч.2 ст. 15.19, ч.2 и ч.5 ст. 15.23 и ст. 19.7 КоАП РФ, в рамках настоящего дела об административном правонарушении не имеется.

 Иных доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену судебных актов в соответствии с требованиями административного законодательства, жалоба не содержит.

 Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 5.57 ч. 1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

 При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

 Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений, по делу не имеется.

 В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

 С учетом указанных выше обстоятельств, суд не усматривает оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Астрахани от (дата обезличена) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ, в отношении МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>»., поскольку они вынесено законно и обоснованно.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

 Р Е Ш И Л:

 Постановление мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Астрахани от (дата обезличена) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении МБОУ г. Астрахани «<данные изъяты>»- оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения.

 Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате.

 Судья подпись А.А. Серапина

 Копия верна судья секретарь