ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-318/19 от 06.11.2019 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №12-318/19

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 ноября 2019 года гор.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Танганов Б.И., при секретаре Тороновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. в отношении должностного лица ФИО1 в совершении правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении ... от ДД.ММ.ГГГГг., вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия, должностное лицо- ФИО1, замещающий должность министра финансов Республики Бурятия, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ и ему объявлено устное замечание.

На указанное постановление представителем ФИО2 подана жалоба в Советский районный суд ..., в которой заявитель просит отменить вынесенное постановление. В обоснование жалобы заявитель указала, что в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Также указано, что обязательство о направлении в Минфин России и согласование предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта РФ в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта РФ внесено в Правила реструктуризации 29.12.2018г. Постановлением Правительства РФ ..., которое вступило в законную силу 01.01.2019г., из постановления и других материалов не следует, в чем заключается противоправное действие (бездействие) министра финансов ФИО1, какие конкретно должностные обязанности не были им исполнены либо ненадлежащим образом исполнены.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте слушания по делу извещен судом надлежащим образом. Его представитель по доверенности ФИО2 доводы изложенные в жалобе поддержала, представив суду письменное дополнение к жалобе. Суду пояснила, что обязанность о согласовании предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта РФ, наступила 01.01.2019г. в связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ .... При этом необходимость согласования предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта РФ предусмотрена первоначальным соглашением ... от 09.07.2015г., и не распространяется на дополнительные соглашения, заключенные в 2017 году, в дополнительных соглашениях условия о таком согласовании отсутствуют. Также указала, что ФИО1 не является субъектом данного правонарушения. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель административного органа по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения поданной жалобы, ссылаясь на представленное письменное возражение.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объект данного правонарушения связан с посягательством на нормальный порядок бюджетного кредитования в Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ. Субъектом правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ являются должностные лица. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации муниципальному образованию или юридическому лицу может быть предоставлен бюджетный кредит на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 1 статьи 93.3 БК РФ предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по ... от ДД.ММ.ГГГГ... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве финансов Республики Бурятия проведена проверка выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, заключенных в 2017 - 2018 годах. По результатам проведенной проверки установлено, что заемщиком - Минфином РБ нарушено условие предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия, а именно в нарушение пункта 1 статьи 93.3 БК РФ, подпункта «ж» пункта 4 Правил ..., подпункта «з» пункта 5 Правил ..., подпункта «л» пунктов 3.2 Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, подпункта «м» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено обязательство по согласованию с Минфином России (до внесения законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Бурятия в случае, если указанные изменения приводят к изменению его дефицита.

При этом, между Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Министерством финансов Республики Бурятия (далее - Минфин РБ) заключены Соглашения о предоставлении бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... (далее -Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Правилам предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Правила ...), Правилам предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Правила ...), а также условиям вышеуказанных оглашений бюджетные кредиты предоставлены для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия в целях погашения долговых )обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 Правил ... и подпунктом «з» пункта 5 Правил ... бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации, в том числе, обязательства по согласованию с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно указанным положениям Правил ... и ... подпунктами «л» пунктов 3.2 Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и подпунктом «м» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность Заемщика -Минфина РБ обеспечить согласование с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Бурятия в случае, если указанные изменения приводят к изменению его дефицита.

Также из материалов дела следует, что в 2017 году между Минфином России и Минфином РБ в лице министра финансов Республики Бурятия ФИО1 заключены дополнительные соглашения о проведении реструктуризации к действующим указанным соглашениям:

- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1 которого, обязательства (задолженность) по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, составили 264 372 000,00 рублей, в том числе по основному долгу - 264 372 000,00 рублей;

- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... к Соглашению отДД.ММ.ГГГГ,согласно пункту 1 которого, обязательства (задолженность) по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, составили 345 618 000,00 рублей, в том Iчисле по основному долгу - 345 618 000,00 рублей;

- дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ... к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 1 которого, обязательства (задолженность) по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету Республики Бурятия из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, составили 727 875 000,00 рублей, в том числе по основному долгу - 727 875 000,00 рублей (далее – дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пунктам 6 дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ стороны договорились о том, что обязательства Заемщика по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации, указанные в подпунктах «л» пунктов 3.2 Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и подпункте «м» пункта 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат исполнению им и после заключения настоящих дополнительных соглашений.

В 2018 году в Закон Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-V«О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» вносились ряд изменений, приводящих к изменению дефицита республиканского бюджета, в том числе Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-VI«О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которому дефицит бюджета утвержден в размере 2 707 576,5 тыс. рублей.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ...-И3640/19 Минфином РБ представлена копия Журнала согласования проекта постановления Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № НПА-ПР-ПП-263/18 «О проекте Закона Республики Бурятии «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которому согласование указанного проекта Правительством Республики Бурятия завершено ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... проект Закона Республики Бурятии «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», разработанный Минфином РБ, одобрен, и принято решение о его внесении на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.

Письмом Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ....08-017-и9022 указанный законопроект внесен на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия. Представителем Правительства Республики Бурятия при рассмотрении законопроекта назначен министр финансов ФИО1

Указанным проектом Закона Республики Бурятии «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено изменение дефицита республиканского бюджета (2 704 972,6 тыс. рублей) относительно первоначальной редакции Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-V«О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», согласно которой дефицит составлял 2 451 467,7 тыс. рублей, а также относительно предшествующей редакции Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой дефицит составлял 2 760 227,7 тыс. рублей.

Постановление Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... и документы по вышеуказанному законопроекту направлены в Минфин России письмом от ДД.ММ.ГГГГ....08-015-и9206, подписанным Главой Республики Бурятия ФИО5(исполнитель письма-ФИО1), т.е. после фактического внесения законопроекта на рассмотрение в законодательный орган государственной власти Республики Бурятия - Народный Хурал Республики Бурятия. Указанное письмо содержит указание на то, что представление предполагаемых изменений осуществляется «в соответствии с Соглашениями об условиях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде бюджетного кредита на частичное покрытие дефицита».

Изложенные фактические обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении ... от 12.09.2019г. и не оспариваются лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Таким образом, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях министра финансов Республики Бурятия ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, на отсутствие в материалах дела доказательств ненадлежащего исполнения ФИО1 своих обязанностей, проверены и не могут быть приняты во внимание. Министерство финансов РБ обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и кредитной политики Республики Бурятия, исполнительно-распорядительные функции по управлению республиканскими государственными финансами, обладает полномочиями по непосредственной разработке и внесению в установленном порядке предложений по основным направлениям финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой политики, является ответственным органом за разработку и исполнение программы государственных внутренних заимствований и программы государственных внешних заимствований РБ, за подготовку проекта республиканского бюджета. Поскольку Министр финансов РБ, осуществляя функции представителя власти, несет персональную ответственность по реализации бюджетной, кредитной политики и исполнение программы внешних и внутренних заимствований РБ, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих исполнению условий предоставления кредита, не имелось, соответственно ссылки лица, в отношении которого ведется производство по делу не свидетельствуют о принятии достаточных и необходимых мер, т.е. о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей.

В целом приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные в ходе проведенной проверки обстоятельства, а потому основанием для отмены постановления не являются. Оценив представленные пояснения и материалы дела, должностное лицо обосновано отклонило доводы защитника ФИО2, поскольку они не исключают событие и состав допущенного административного правонарушения

Факт совершения административного правонарушения министром финансов Республики Бурятия ФИО1, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в деле материалов, которые исследованы при рассмотрении дела и им должностным лицом дана надлежащая оценка.

Оценив представленные доказательства, прихожу к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, в связи с чем постановление должностного лица УФК по РБ от ДД.ММ.ГГГГг. является законным и обоснованным.

При прекращении производства по делу в отношении ФИО1 должностное лицо установив, что Закон Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ...-VI«О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» действовал небольшой промежуток времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, что допущенное должностным лицом ФИО1 правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, обоснованно пришло к выводу о возможности освобождения ФИО1 от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, что оснований для отмены, изменения постановления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, все обстоятельства совершенного правонарушения были учтены при вынесения постановления должностным лицом, постановление содержит правильные выводы, действия квалифицированы верно. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по ... от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 по ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя ФИО2 - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Судья Б.И. Танганов