Дело № 12-318/2020
РЕШЕНИЕ
29 сентября 2020 года г. Пенза
Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Половинко Н.А.,
с участием представителей ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО1 и Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО2
рассмотрев жалобу ВРИО начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО3 на постановление начальника отдела по охране труда – Главного государственной инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО2 №58/8-1015-20-И/51-407/5 от 23.07.2020г. о привлечении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по охране труда – Главного государственной инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО2 №58/8-1015-20-И/51-407/5 от 23.07.2020г. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
В постановлении указано, что на основании протоколов № 58/8-1015-20-14/51 -350/407/3 от 22.07.2020 г„ № 58/8-1015-20-И/51-350/407/5 от 22.07.2020 г., составленных в отношении юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, установлено, что осужденные в период привлечения к труду на участке колонии-поселения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области не были обеспечен средствами индивидуальной зашиты. Таким образом, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области подал жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что считает привлечение к административной ответственности (наложенное наказание) неправомерным, поскольку при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности не было учтено, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Так как отношения между лицом, осужденным к лишению свободы, и администрацией исправительного учреждения в сфере труда не являются трудовыми отношениями, следовательно нормы ст. 221 ТК РФ и нормы приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» не распространяются на осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к оплачиваемому труду в соответствии с положениями ст. ст. 103, 104 УИК РФ, поэтому правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить, отменить постановление, а производство по делу прекратить в виду малозначительности. Также просила учесть, что ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ранее не привлекалось к административной ответственности.
Представитель заинтересованного лица Государственная инспекция труда в Пензенской области ФИО2 в судебном заседании возражала против доводов жалобы, считает постановление законным, просила в удовлетворении жалобы отказать
Выслушав представителей, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Решение по делу об административном правонарушении является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм материального и процессуального права.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания возлагается на публичную власть.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть, в частности, указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеративными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Из протоколов № 58/8-1015-20-14/51 -350/407/3 от 22.07.2020 г„ № 58/8-1015-20-И/51-350/407/5 от 22.07.2020 г., составленных в отношении юридического лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, следует, что осужденный ФИО5 в период привлечения к труду на участке колонии-поселения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области (с 1 1 марта 2020 г.) выполнял работу грузчика, слесаря по ремонту автомобилей, уборщика территории.
В соответствии с п. 23 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г, № 997н, уборщик территории должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год), фартуком из полимерных материалов с нагрудником (2 шт. на год), сапогами резиновыми с защитным под носком (1 пара на год), перчатками с полимерным покрытием (6 пар на год).
В соответствии с п. 21 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. № 997н, грузчик должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год), перчатками с полимерным покрытием (12 пар на год).
Согласно п. 152 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г\ №> 997н, слесарь по ремонту автомобилей должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год), перчатками с полимерным покрытием (12 пар на год) или перчатками с точечным покрытием (до износа), щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа).
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 ТК РФ, п. 21, н. 23, п. 152 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. № 997н, осужденный ФИО5 при привлечении к труду в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области в период с 11 марта 2020 г. по 03 июня 2020 г. в качестве грузчика, слесаря по ремонту- автомобилей, уборщика территории и на момент несчастного случая 03.06.2020 г. не был обеспечен средствами индивидуальной зашиты: костюмом для защиты от общих производственных-загрязнений и механических воздействий, фартуком из полимерных материалов с нагрудником, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием, очками защитными или щитком защитным.
Согласно п. 318 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций пищевой, мясной и молочной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12,2010 года N° 1247н, боец скота должен быть обеспечен сапогами резиновыми (2 пары на год).
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 ТК РФ, п. 318 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты работникам организаций пищевой, мясной и молочной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31,12.2010 года № 1247н, боец скота, из числа осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, ФИО6 (привлечен к труду с 17.02.2020 г.) не обеспечен сапогами резиновыми.
Согласно п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями груда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.08.2008 г. № 416н, свиновод должен быть обеспечен комплектом для работниц сельского хозяйства или халат хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой, или костюм из синтетических тканей для защиты от воды с пленочным покрытием (1 на год), фартуком прорезиненным (1 на год), головным убором (1 на год), сапогами резиновыми (1 пара на год), ботинками кожаными с жестким подноском (1 пара на год), рукавицами комбинированными или перчатками с полимерным покрытием (12 пар на год).
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 ТК РФ, п. 42 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.08.2008 г. № 416н, осужденный ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО4 К).Б., привлеченный к труду с 17.02.2020 г. свиноводом, не обеспечен вышеуказанными средствами индивидуальной защиты.
Согласно п. 60 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства груда и социальной защиты РФ от 09,12.2014 г. № 997н, кухонный рабочий должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год), нарукавниками из полимерных материалов (до износа), перчатками резиновыми или из полимерных материалов (6 пар на год), фартуком из полимерных материалов с нагрудником (2 шт. на год).
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 ТK РФ, и 60 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической детальности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12 2014 г. №- 997н, осужденный ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО7, привлеченный к труду с 06.07.2020г. в качестве кухонного рабочего, не обеспечен нарукавниками из полимерных материалов.
Согласно п. 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями груда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. № 997н, слесарь-сантехник должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 шт. на год), сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском (1 пара на год), перчатками с полимерным покрытием (12 пар на год), перчатками резиновыми или из полимерных материалов (12 пар на год), щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), средством индивидуальной зашиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим (до износа).
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 2J2, ст. 221 ТК РФ, п. 148 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. № 997н, слесарь-сантехник из числа осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО8 (привлечен к труду с 20.09.2019 г.) не обеспечен сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском, перчатками резиновыми или из полимерных материалов, щитком защитным лицевым или очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим.
Согласно п. 189 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. № 997н, электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию, электромонтер по обслуживанию электроустановок; электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств; электромонтер тяговой подстанции; электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий при выполнении работ в условиях, не связанных с риском возникновения электрической дуги должен обеспечиваться: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий (1 на год), сапогами резиновыми с защитным подноском (1 пара на год), перчатками с полимерным покрытием или перчатками с точечным покрытием, щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим (до износа).
В нарушение абз. 7 ч. 2 ст. 212, ст. 221 ТК РФ, п. 189 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 г. № 997л, электромонтер по обслуживанию электроустановок из числа осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО9 (привлечен к труду с 12.02.2019 г.) не обеспечен костюмом для зашиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сапогами резиновыми с защитным подноском, перчатками с полимерным покрытием иди/..перчатками с точечным покрытием, щитком защитным лицевым или очками защитными, средством индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующим или изолирующим.
Таким образом, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области совершено административное правонарушение, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные обстоятельства и вина ФКУ ИК -1 УФСИН России по Пензенской области подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Согласно пояснениям представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, Учреждение является федеральным казенным учреждением, содержание и обеспечение его жизнедеятельности осуществляется за счет федеральных средств. Учреждением проводится работа по закупке средств индивидуальной защиты, собраны коммерческие предложения от организаций.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что совершение ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области административного правонарушения не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило ущерба государственным, общественным интересам, последствия правонарушения отсутствуют, претензии со стороны осужденных отсутствуют, в связи с чем, допущенное правонарушение является малозначительным.
Учитывая перечисленные обстоятельства, судья считает возможным прекратить производство по данному делу, ввиду малозначительности административного правонарушения, совершенного ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, ограничившись объявлением устного замечания.
Руководствуясь ст. ст. 30.4-30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу ВРИО начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области ФИО3 удовлетворить.
Постановление начальника отдела по охране труда – Главного государственной инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Пензенской области ФИО2 №58/8-1015-20-И/51-407/5 от 23.07.2020г. о привлечении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в силу малозначительности совершенного деяния, объявить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья