ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-318/2021 от 22.09.2021 Томского районного суда (Томская область)

Дело№12-318/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Томск 22 сентября 2021 года

Судья Томского районного суда Томской области Дубовик П.Н., рассмотрев жалобу защитника Акционерное общество «Сибирская Аграрная Группа» (далее АО «Сибагро») Н. на постановление от 25.06.2021 о назначении административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - АО «Сибагро» (<данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

При рассмотрении дела по жалобе, судьёй установлено, что 02.10.2020 АО «Сибагро» по <адрес>, допустило эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - объект по выращиванию и разведению свиней (код объекта ), расположенного по <адрес> в отсутствии инвентаризации и утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ на следующие источники: 1) КНС - источники ) Цех - источники № Цех - источники 5) Комбикормовый завод - источники 6) Цех теплогазоснабжения - источники 7) Санитарная бойня - источники 8) Карантин - источники 9.) Механический цех - источник , чем были нарушены п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 34, ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», то есть АО «Сибагро» совершило, административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ.

Постановлением № от 25.06.2021 АО «Сибагро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

АО «Сибагро» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, защитник обратилась в суд с жалобой. В обоснование требований жалобы указала, что госорган не учитывает факт отсутствие на момент проведения проверки и привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения утвержденных методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п. 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке. Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее по тексту госорган) подтверждает отсутствие методик на странице 7 Постановления. Тем не менее продолжает противоречить своим же выводам и делает ссылку на пункты 2-3 Правил №422, указывая - Методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке. Госорган не правильно трактуют номы Правил №422, ограничивая тем самым права юридического лица. Нельзя однозначно утверждать и ставить в обязанность всем юридическим лицам разработать методики расчета. Методики расчета разрабатывается научными сообществами, предприятиями для неопределенного круга лиц. Указанные выше доводы подтверждаются письмом Минприроды России от 10.10.2019 N 12-50/12483-ОГ "О формировании Перечня методик расчета выбросов». Основным видом деятельности Общества является разведение свиней. Научная деятельность Обществом не осуществляется. Таким образом, Постановление Правительства №440 от 03.04.2020 (приложение №18) позволило использовать ранее действующие Методики, которые длительное время считало не легитимными. Тем не менее, отсутствие «легитимных» методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для проведения инвентаризации и нормирования выбросов ограничивает хозяйствующие субъекты в проведении инвентаризации и нормированию выбросов в атмосферный воздух послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ. На странице 7 Постановления госорган указывает на то, что Общество имело возможность, во избежание нарушения природоохранного законодательства, самостоятельно разработать методики расчета, начиная с даты вступления в силу Постановления Правительства от 16.05.2016 №422-27.05.2016 и принять меры по их включению в Перечень методик, начиная с даты вступления в силу приказа Минприроды РФ от 31.07.2018 - 04.11.2018. При этом, на момент составления протокола об административном правонарушении у госоргана имелась информация о том, что Общество 16.04.2021 обратилось в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора с Заявлением об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в последующем 03.06.2021 вынесен Приказ об установлении нормативов допустимых выбросов и выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) . Просит постановление и представление отменить.

В судебном заседании защитник доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объёме.

Законный представитель ЮЛ, должностное лицо Управление Росприроднадзора по Томской области извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

В связи с чем судья считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение участвующих лиц, судья приходит к следующим выводам.

Протокол об административном правонарушении № от 13.10.2020 по факту совершения АО «Сибагро» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, составлен государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, т.е. надлежащим лицом, в пределах компетенции, установленной ст. 28.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Существенных нарушений требований законодательства при составлении протокола об административном правонарушении не обнаружено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом АО «Сибагро» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается:

-протоколом об административном правонарушении от 13.10.2020, составленном в отношении АО «Сибагро» по факту выявления административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, где указано событие административного правонарушения (л.д.5-13);

-проектом нормативов предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО «Сибагро» (л.д.35-82);

-нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.34);

-схемой объекта АО «Сибагро» (л.д.83);

-заявкой на актуализацию учетных сведений об объекте от 06.11.2019 к проекту нормативов предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО «Сибагро» (л.д.84-252);

-актом проверки от 02.10.2020 в отношении АО «Сибагро», где указаны сведения о проверке ЮЛ, выявленные нарушения (л.д.18-32);

-разрешением от 24.03.2017 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.33);

-заявлением о выдаче санитарно–эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации (л.д.287),

-копией договора на разработку проекта предельно допустимых выбросов от 19.07.2018 (л.д.288-295),

-выпиской из ЕГРЮл от 03.09.2020, где указаны сведения о ЮЛ (л.д.14-17),

-устав АО «Сибагро», где указаны данные о юридическом лице,

-копия заявления от 16.04.2021 ,

-копия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 03.0.2021,

-отчетом по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих)веществ в атмосферный воздух АО «Сибагро» и аннотацией к нему.

При этом у судьи не имеется оснований сомневаться относительно полноты и правильности фиксирования в вышеуказанных документах содержания и результатов процессуальных действий. Совокупность доказательств является достаточной.

Все вышеприведённые доказательства, полностью соответствуют требованиям КоАП РФ, согласуются между собой, оснований не доверять им не имеется. Каких-либо существенных противоречий не установлено.

При принятии решения в отношении АО «Сибагро», судья исходит из следующего.

Так, положениямиоложениями ст.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 1, 2 ст. 39 ФЗ № 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а также должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается.

Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.

Пунктами 2-3 постановления Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 установлено, что методики расчета разрабатываются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - разработчик), и включают алгоритм расчета выбросов и формулы расчета величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. Формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.

Таким образом, анализируя положения законодательства, обязанность по разработке методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками возложена именно на юридических лиц. Обязанности Минприроды ограничены формированием и ведением перечня указанных методик расчета.

Вышеуказанную обязанность АО «Сибагро» не исполнила, что было установлено в ходе проверки.

АО «Сибагро» допустило эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - объект по выращиванию и разведению свиней, расположенного по <адрес> а именно тех источников список, которых приведен выше.

При этом АО «Сибагро» в судебном заседании не оспаривало эксплуатацию объектов (источников), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствии инвентаризации и утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ. Обязанность по инвентаризации и разработки нормативов выбросов загрязняющих веществ в части одних источников (объектов), находящихся по адресу<адрес> АО «Сибагро» исполнило, а в части других источников, указанных выше, не исполнило, сославшись на отсутствие методик. Сам же проект нормативов предельно – допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с инвентаризацией источников АО «Сибагро» разрабатывался самостоятельно.

Довод защитника о том, что госорган не учитывал факт отсутствие на момент проведения проверки и привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения утвержденных методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, также является несостоятельным, поскольку АО «Сибагро», при отсутствии в Перечне методики с соответствующей областью применения, имело возможность, во избежание нарушения природоохранного законодательства, самостоятельно разработать вышеуказанные методики расчета либо предпринять меры к их разработке.

Исключающая невозможность разработки методик объективного подтверждения не имеет, сведениями, имеющимися в материалах дела, не подтверждается.

При таких обстоятельствах с учетом всех исследованных доказательств, не имеется безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что АО ««Сибагро» приняла все зависящие от неё меры для соблюдения вышеуказанных требований. Чрезвычайных обстоятельств, либо обстоятельств непреодолимой силы также установлено не было.

Все доводы АО ««Сибагро» в данной части являются несостоятельными.

Кроме всего прочего, судья учитывает, что АО «Сибагро» вменяется именно эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствии инвентаризации и утвержденных нормативов выбросов загрязняющих веществ на вышеуказанные источники.

В связи с чем, судья приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела установлены полно, объективно и всесторонне.

При этом установлены все юридически значимые обстоятельства для разрешения дела об административном правонарушении в отношении АО «Сибагро».

Таким образом, вина юридического лица АО «Сибагро» по ст. 8.1 КоАП РФ нашла свое подтверждение.

В соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ наказание юридическому лицу АО «Сибагро» назначено с учетом установленных по делу обстоятельств, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения и иных обстоятельств дела, в том числе имущественного и финансового положения юридического лица.

Учитывая изложенное, судья считает, что постановление о назначении административного наказания от 25.06.2021 по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Сибагро», вынесено обоснованно, с учетом всех установленных по делу обстоятельств.

Нарушений закона, влекущих отмену или изменение постановления, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания от 25.06.2021 по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Сибирская Аграрная Группа» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток.

Судья Дубовик П.Н.

Копия верна: судья Дубовик П.Н.

УИД 70RS0005-01-2021-002188-39