ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-318/2023УИД от 21.07.2023 Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мировой судья Балаева О.А. <...> Дело № 12-318/2023УИД № 66МS0010-01-2023-001652-36РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 21 июля 2023 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании с участием защитника Ивановой О.А.,

жалобу защитника юридического лица Ивановой О.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Екатеринбурга, временно исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного района г. Екатеринбурга, от 19.05.2023, вынесенное в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» (ОГРН 1196658037190, ИНН 6678102096, дата госрегистрации – 23.05.2019), находящееся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Олимпийская набережная, д. 9, помещение 12, ранее находящегося по адресу: ул. Челюскинцев, соор. 58, офис 305 ранее в течение года не привлекавшегося к административной ответственности

по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» признано виновным в том, что 22 февраля 2023 года не представило в инспекцию государственного строительного надзора документы, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом и должностным лицом его законной деятельности в полном объеме, а именно – не представлены, предписанные решением документы общий и (или) специальные журналы; акты освидетельствования строительных конструкций; исполнительные геодезические схемы; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ; проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством примененных строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, подтверждающие проведение строительного контроля при выполнении работ на Блоке № 1 и встроенно-пристроенным помещениям общественного назначения. Согласно пункту 13 решения от 15.02.2023 № ***, срок представления указанных документов – 21.02.2023, однако документы представлены не были.

В жалобе защитник юридического лица Иванова О.А. просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В обосновании доводов указывает, что территория комплексного развития СТК «Шерегеш» соответствует критериям объекта регионального значения по смыслу определения, указанного в пп. 19 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Следовательно, на объекты капитального строительства в границах указанной территории распространяются положения ч. 1.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускающей проведение подготовительных работ до момента получения разрешения на строительство со дня направления проектной документации на строительство указанных объектов на экспертизу. В данном случае, проектная документация на строительство объекта направлена на экспертизу 02.08.2022. Приводит факты, доказывающие, по ее мнению, что работы, указанные в акте проверки, являются подготовительными и которые возможно выполнить в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2020 № 1798 без получения разрешения на строительство. Настаивает, что у ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» отсутствовала обязанность по представлению инспекции документов (исполнительной документации на проводимые работы).

Относительно доводов жалобы и.о. начальника инспекции государственного строительного надзора Кузбасса ФИО1 поданы письменные возражения. Полагает, что доводы жалобы не состоятельны и не могут быть отнесены к предмету рассматриваемого дела. Кроме того, обращает внимание, что согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса от 04.04.2023 № *** объект капитального строительства: «Блок апартаментов № 1 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения», расположенный по адресу: <...>, ориентировочно на земельном участке с кадастровым номером ***, не является объектом федерального, регионального и местного значения.

В судебном заседании защитник Иванова О.А. полностью поддержала доводы жалобы, одновременно указав, что на дату совершения вменяемого правонарушения Общество было включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, мировым судьей в части определения размера наказания подлежали применению нормы ст.4.1.2 КоАП РФ.

Заслушав защитника Иванову О.А., проверив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Наличие в действиях ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также виновность юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

В связи с требованием прокуратуры от 14.02.2023 *** на основании п.4 ч.1 ст. 57 Федерального закона №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" согласно решению о проведению внеплановой выездной проверки от 15.02.2023 №*** в отношении ООО «СЗ «УГМК-Шерегеш» проведена соответствующая проверка.

На основании части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация и осуществление государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Согласно п.2,5 ч. 2 ст. 29 Федерального закона №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований; составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Должностным лицом инспекции в целях осуществления предоставленных полномочий, в п.13 решения о проведении проверки указано на необходимость представления в срок до 21.02.2023 обществом необходимой документации для проведения проверки, однако данная обязанность не была исполнена Обществом в полном объеме.

Из протокола об административном правонарушении от 13.03.2023, следует, что в период 21.02.2023 по 03.03.2023 на основании решения от 15.02.2023 № ***проведена внеплановая выездная проверка на объекте капитального строительства: «Блок апартаментов № 1 со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения», расположенного по адресу: *** (земельный участок с кадастровым номером ***).

На момент проведения осмотра (21.02.2023) на объекте выполнены работы:

- произведена вырубка деревьев;

- по периметру территории выполнено ограждение;

- установлен информационный щит паспорта объекта;

- выполнены земляные работы и укладка дорожных ж/б плит по щебеночной подготовке под модульное здание общежития;

- выполнены земляные работы и укладка дорожных ж/б плит по щебеночной подготовке под дорогу;

- выполнены фундаменты и произведен монтаж 2-х стационарных башенных кранов;

- на блоке № 1 выполнены земляные работы, выполнена бетонная подготовка и укладка бетона предположительно под фундамент здания.

На момент осмотра на объекте производились работы:

- монтаж модулей общежития;

- выемка грунта под пристройку блока № 1;

- устройство дороги по территории застройки;

- пусконаладочные работы крана № 2.

В рамках проводимой внеплановой выездной проверки должностным лицом инспекции застройщику - ООО «СЗ «УГМК-Шерегеш» указано на необходимость в срок 21.02.2023 представления следующих документов:

- копии договора подряда, иные договоры, связанные с осуществлением строительства объекта;

- выписки из реестров членов саморегулируемой организации;

- договоры или иные документы, подтверждающие трудовые отношения со специалистами, внесенными в Национальный реестр специалистов (НРС);

- документы, подтверждающие ведение строительного контроля;

- исполнительную документацию, в том числе: акты освидетельствования скрытых работ, общий и (или) специальный журналы, документы, подтверждающие качество проведения контроля за качеством применяемых строительных материалов.

Однако в ходе проведения проверки - ООО «СЗ «УГМК-Шерегеш» в установленный срок не представлены, предписанные решением документы:

общий и (или) специальные журналы; акты освидетельствования строительных конструкций; исполнительные геодезические схемы; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ; проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством примененных строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений, подтверждающие проведение строительного контроля при выполнении работ на Блоке № 1 и встроенно-пристроенным помещениям общественного назначения.

По мнению юридического лица, обязанность представления данных документов отсутствовала, поскольку ими проводились подготовительные работы, которые разрешено проводить без получения разрешения на строительство. Кроме того, объект является объектом регионального значения.

Однако, указанные утверждения, как верно отмечено мировым судьей, опровергается материалами дела.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, в числе прочего, обязано представлять органам государственного строительного надзора необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно положениям приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.

В силу пункта 3 Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» общий журнал работ, в котором ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - общий журнал работ), является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.

Специальные журналы работ, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (далее - специальные журналы работ), являются документами, отражающими выполнение отдельных видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Таким образом, мировым судьей верно указано, что исполнительная документация, в том числе запрошенная инспекцией, должна быть у юридического лица при проведении ими работ.

Довод жалобы об отсутствии обязанности предоставления документов в связи с проведением подготовительных работ также не нашел своего подтверждения. В соответствии с разделом III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», подготовительные работы относятся в видам работ по строительству, реконструкции и капительному ремонту.

Согласно акту выездной внеплановой проверки № *** от 07.03.2023, установлено, что на объекте выполнены работы и производились работы. При проведении проверки выявлены нарушение законодательства, а именно разрешение на строительство обществу не выдавалось, обязанность получения разрешения на строительство возложена на застройщика. Общество обязано представить контролирующим органам документацию для проведения проверки, но не представило в срок до 21.02.2023.

Согласно ответу на запрос из управления архитекторы и градостроительства Кузбасса, разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером *** не поступало.

Общество на запрос инспекции направило документы: договор подряда, карточка предприятия, выписка из реестра челнов СРО. (л.д. 19).

Согласно договору подряда комплекс работ по подготовке строительной площадки объекта «многофункциональная застройка в границах спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» производится ООО «Д.».

Из протокола осмотра следует, что на момент проведения осмотра – 21.02.2023 выполнены работы: произведена вырубка деревьев; по периметру территории выполнено ограждение; установлен информационный щит паспорта объекта; выполнены земляные работы и укладка дорожных ж/б плит по щебеночной подготовке под модульное здание общежития; выполнены земляные работы и укладка дорожных ж/б плит по щебеночной подготовке под дорогу; выполнены фундаменты и произведен монтаж 2-х стационарных башенных кранов; на блоке № 1 выполнены земляные работы, выполнена бетонная подготовка и укладка бетона предположительно под фундамент здания.

На момент осмотра на объекте производились работы: монтаж модулей общежития; выемка грунта под пристройку блока № 1; устройство дороги по территории застройки; пусконаладочные работы крана № 2.

Довод юридического лица о возможности проведения подготовительных работ до момента получения разрешения на строительства в связи с отнесением территории комплексного развития СТК «Шерегеш» к объекту регионального значения также является несостоятельным. Согласно представленного в материалы дела ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса от 04.04.2023 № 10-26-684 объект капитального строительства «Блок апартаментов № 1 со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения», возводимый ООО «СЗ УГМК-Шерегеш» по адресу: ***, ориентировочно на земельном участке с кадастровым номером ***, не является объектом федерального, регионального или местного значения.

Всем исследованным в судебном заседании доказательствам мировым судьей дана мотивированная оценка. Оснований не доверять исследованным документам у суда не имеется.

Протокол об административном правонарушении в полной мере соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен компетентным на то должностным лицом, в нем указаны время его составления, существо совершенного правонарушения с указанием конкретной нормы права, он содержит сведения о разъяснении лицу, в отношении которого он оформлялся, процессуальных прав, что подтверждается подписями последнего. Каких-либо нарушений, влекущих признание протокола недопустимым доказательством, судом не выявлено.

На основании вышеизложенного, суд считает вину ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью доказанной.

Каких-либо существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении его мировым судьей, судом не установлено.

Вместе с тем, при назначении наказания в рассматриваемом случае усматриваются основания для применения положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Согласно сведениям Единого государственного реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» в период с 10.07.2019 по 10.07.2023 являлось субъектом малого и среднего предпринимательства.

Санкцией статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Таким образом, с учетом положений статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа для ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» составляет от 1500 до 2500 рублей.

Мировой судьи при назначении административного наказания названные положения закона не учел.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая статус юридического лица, отсутствие в материалах дела сведений об исполнении назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, улучшающей правовое положение общества, назначенное ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» наказание в виде административного штрафа подлежит снижению.

В указанном случае, с учетом положений статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда считает справедливым назначить ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей назначается ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния, имущественного положения виновного лица, является справедливым и соразмерным содеянному.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Назначить ООО «Специализированный застройщик «УГМК-Шерегеш» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В остальном обжалуемое постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу защитника Ивановой О.А. - без удовлетворения.

Судья Т.А. Евдокимова

<...>

<...>