Дело №
Мировой судья Колчина Ю.В.
РЕШЕНИЕ
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Судья Центрального районного суда <адрес>Будасова Е.Ю., рассмотрев жалобу и.о. начальника Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес> ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от 18.06.2018г. в отношении должностного лица - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ№, уроженки <адрес>, работающей председателем Комитета образования и науки администрации <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес><адрес>, проживающей по адресу: <адрес>75, по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от 18.06.2018г. производство по административному делу об административном правонарушении по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП в отношении ФИО2 прекращено по п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП за отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. начальника Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес>№. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление. Просит постановление мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении дела об административном правонарушении по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП в отношении ФИО2 отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что ФИО2, назначенная распоряжением администрации <адрес> от 28.07.2016г. на должность председателя Комитета образования и науки администрации <адрес>, осуществляющего управления в сфере образования <адрес> в пределах компетенции, определенной действующим законодательством, является субъектом вменяемого правонарушения, так как председатель Комитета обеспечивает выполнение задач и функций, возложенных на Комитет, и несет персональную ответственность за работу Комитета; вносит на рассмотрение главы города предложения и проекты постановлений, распоряжений, решений в сфере образования в рамках компетенции. Объективную сторону правонарушения, по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП, составляют действия или бездействие не только должностных лиц соответствующих образовательных учреждений, но и действия или бездействие должностных лиц соответствующих органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, к полномочиям которых отнесено решение вопросов местного значения в сфере образования. Действия председателя комитета ФИО2, выразившиеся в не обеспечении выполнения в полном объеме одной из основных задач комитета (закрепление подведомственных учреждений за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа), образуют объективную сторону административного правонарушения по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП. В описательной части постановления от 18.06.2018г. мировой судья указывает, что днем совершения административного правонарушения является 02.02.2018г., так как законодатель установил обязанность по размещению распорядительного акта органа местного самоуправления, издаваемого не позднее 1 февраля текущего года, то есть к определенному сроку. В описательной части постановления мировой судья также приходит к следующему выводу: из материалов дела видно, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП (в части инкриминируемого деяния) начал течь со 02.02.2018г. и окончился 02.05.2018г. ФИО2 вменяется нарушение п.7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно протоколу от 24.05.2018г. Помимо этого, должностному лицу, согласно протоколу от 24.05.2018г. вменяется также нарушение п.6 Порядка приема на обучение по образовательным программа дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, закрепляющего обязательное требование в части издания не позднее 1 апреля текущего года распорядительного акта органа местного самоуправления городского округа о закреплении образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, за конкретными территориями городского округа. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные Кодексом РФ об АП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч.1 ст. 4.5 Кодекса РФ об АП). Административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП, можно считать длящимся административным правонарушением, поскольку со стороны ФИО2, председателя комитета, к основным задачам которого отнесено закрепление подведомственных учреждений за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа, длительное время не обеспечивалось в полном объеме выполнение названной задачи. В нарушение п.6 ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.6 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, МКОУ «Детский дом-школа № «Дом детства», реализующее основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования в 2018г. не закреплено (в 2016г., 2017г. также не было закреплено) распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 апреля текущего года, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа.
В нарушение п.6 ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Специальная школа-интернат №», МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Санаторная школа-интернат №», МКОУ «детский дом-школа № «Дом детства», МКОУ «Начальная школа – детский сад №» в 2018г. не закреплены (в 2016г., 2017г. также не были закреплены) распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 февраля текущего года, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа. Также в нарушение вышеуказанных норм закона, не были своевременно закреплены в 2018г. (а также не закреплены в 2016г., 2017г.) реализующие основные общеобразовательные программы- образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования за МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ № им. С.Е. Цветкова», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №», МБОУ «ООШ №». Не закрепление вышеназванных образовательных организаций за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа в 2016г., 2017г., несвоевременное их закрепление в 2018г. свидетельствует о длительном непрекращающемся невыполнении председателем комитета ФИО2 своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством об образовании. В постановлении мирового судьи, защитник Дериглазова В.А, обосновывает не включение МКОУ «Детский дом-школа № «Дом детства», МКОУ «Специальная школа-интернат №» в постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа», от 04.04.2016г. № «О закреплении муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа» тем, что названные учреждения являются организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, МКОУ «Детский дом-школа № «Дом детства», МКОУ «Специальная школа-интернат №» являются муниципальными казенными общеобразовательными организациями. В соответствии с ч.1 ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к организациям, осуществляющим обучение. Согласно п.1 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверж. Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, настоящий Порядок приема регламентирует прием граждан в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования. В силу п.1 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержд. Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, настоящий Порядок приема определяет правила приема граждан РФ в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. Согласно п. 20 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об образовании в РФ», к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении №. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснив суду, что административное правонарушение совершенное ФИО2 было выявлено в результате плановой проверки, о нарушении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а именно не закрепление подведомственных учреждений за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа. До 01.02.2018г. не закреплены образовательные учреждения Новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы – образовательные программы среднего общего образования, до 01.04.2018г. не закреплены учреждения реализующие основные общеобразовательные программы- образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, не закреплены образовательные учреждения новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы- образовательные программы среднего общего образования. Считает, что административное правонарушение по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП, является длящимся административным правонарушением, так как со стороны ФИО2- председателя Комитета образования и науки администрации <адрес>, к основным задачам которого отнесено закрепление подведомственных учреждений за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа, длительное время не обеспечивалось в полном объеме выполнение данной задачи.
ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснив суду, что постановление мирового судьи от 18.06.2018г. является законным и обоснованным. Комитет образования и науки администрации <адрес> действительно готовит предложение Главе города, а подписывает приказ о распределении образовательных учреждений Глава города и все согласуется с прокуратурой города. Однако административная ответственность предусмотренная по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП наступает за нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию. Поскольку она является должностным лицом органа местного самоуправления – Комитета образования и науки администрации <адрес>, не занимается осуществлением приема в образовательные организации лиц, подлежащих обучению по соответствующим образовательным программам, соответственно не нарушала порядок приема, установленный действующими нормативно-правовыми актами РФ. Мировой судья обоснованно определил объективную сторону и субъекта административного правонарушения (образовательные организации и их должностные лица), предусмотренные положением ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП и прекратил производство по делу за отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании защитник Бурова Н.Н., доводы жалобы считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к находит постановление мирового судьи подлежащим изменению.
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Дело проверяется в полном объеме.
В соответствии с ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением №к от 28.07.2016г. ФИО2 назначена на должность председателя Комитета образования и науки администрации <адрес>.
В период с 24.04. 2018г. по 24.05.2018г. в отношении администрации <адрес> контролирующим органом проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 24.05.2018г. из которого следует, что при проведении проверки представлены постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа» (в редакции постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от 24.01.2018г. №, от ДД.ММ.ГГГГ№), постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа» (в редакции постановлений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «детский дом-школа № «дом детства», реализующее основную общеобразовательную программу- образовательную программу дошкольного образования, в 2018г. не закреплено распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 апреля текущего года, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа. Муниципального казенное общеобразовательное учреждение «Детский дом-школа № «Дом детства» в 2016г., 2017г. также не было закреплено распорядительными актами администрации <адрес> за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа. МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Специальная школа-интернат №», МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Санаторная школа-интернат №», МКОУ «Детский дом-школа № «Дом детства», МКОУ «Начальная школа – детский сад №» в 2018г. не закреплены распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 февраля текущего года, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа.
Также в ходе проверки администрацией <адрес> представлено изданное позднее ДД.ММ.ГГГГг. (как указано в нарушении требований п.7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№) постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа», согласно п/п 2,5,6 п.1 которого прием в МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Специальная школа №», МКОУ «Санаторная школа-интернат №», МКОУ «Начальная школа – детский сад №» производится независимо от места проживания в Новокузнецком городском округе. МКОУ «Специальная школа-интернат №», МКОУ «Детский дом-школа № «Дом детства» в 2018г. (по состоянию на 24.05.2018г) не закреплены распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 февраля текущего года, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа.
Из акта проверки от 24.05.2018г. также следует, что в нарушение п.6 ч.1 ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 апреля текущего года, за конкретными территориями новокузнецкого городского округа за исключением некоторых улиц <адрес>, за которыми закреплены: МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №» (за исключением например, <адрес>); МБОУ «Основная общеобразовательная школа №» (за исключением например, <адрес>); МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа № имени С.Е. Цветкова»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №» (за исключением например, <адрес>); МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; МБОУ «Основная общеобразовательная школа №»; реализующие основные общеобразовательные программы- образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, не закреплены образовательные учреждения новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы- образовательные программы среднего общего образования.
В связи с чем, контролирующий орган пришел к выводу о том, что распорядительным актом администрации <адрес>, издаваемым не позднее 1 февраля текущего года, за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа (за исключением некоторых улиц <адрес>), за которыми были закреплены вышеуказанные образовательные учреждения, в 2016г., 2017г. также не были закреплены образовательные учреждения Новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы – образовательные программы среднего общего образования.
Кроме того, из акта проверки от 24.05.2018г. также следует, что администрацией <адрес> представлено изданное позднее ДД.ММ.ГГГГг. ( в нарушение требований п. 7 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№) постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа». Данным постановлением за конкретными территориями Новокузнецкого городского округа, за которыми закреплены вышеуказанные образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы- образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, закреплены образовательные учреждения Новокузнецкого городского округа, реализующие основные общеобразовательные программы, - образовательные программы среднего общего образования.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что ФИО2 совершено административное правонарушение по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП и является длящимся административным правонарушением.
Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит разъяснение, что длящимся является такое административное правонарушение действие или (бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителей законом. Невыполнение, предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленном в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно утвержденного Порядка приема граждан на обучение по образовательным программа дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России предусмотрена обязанность государственных и муниципальных образовательных организаций размещать распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля и 1 апреля текущего года, т.е. к определенному сроку.
Объективная сторона состава правонарушения, по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП заключается в умышленном нарушении виновным лицом законодательно установленного порядка приема в образовательную организацию. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействия должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействия) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).
Субъектами правонарушения являются образовательные организации и их должностные лица. ФИО2, являясь должностным лицом органа местного самоуправления – Комитета образования и науки администрации <адрес>, не осуществляет прием граждан в образовательную организацию, соответственно вывод мирового судьи о том, что должностное лицо ФИО2 не является субъектом вменяемого правонарушения по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП, суд находит законным и обоснованным.
Мировым судьей нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение либо отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Вместе с тем постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № – мирового судьи судебного участка №<адрес> судебного района от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП за отсутствием состава административного правонарушения в описательно-мотивировочной части решения мировой судья указал на истечение срока давности привлечения к административной ответственности ФИО2, между тем, каждое из указанных оснований является самостоятельным основаниям для прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, суд
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от 18.06.2018г. о прекращении производства по административному делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч.5 ст. 19.30 Кодекса РФ об АП по п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП изменить, исключить из описательно-мотивировочной части решения указание на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от 18.06.2018г. - оставить без изменения, а жалобу и.о. начальника Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес> ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, могут быть обжалованы председателю Кемеровского областного суда либо его заместителю в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 – 30.14 Кодекса РФ об АП.
Судья (подпись) Е.Ю. Будасова
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>