ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-319/2016 от 08.06.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 33А-12/319/2016

г. Уфа 08 июня 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Валетдиновой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела государственной охраны объектов культурного наследия ФИО1 Республики Башкортостан ФИО3 на постановление судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...№...» прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,

у с т а н о в и л а :

дата начальником отдела государственной охраны объектов культурного наследия ФИО1 Республики Башкортостан ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «...№...» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении направлено в Ленинский районный суд адрес РБ, судьей которого принято вышеприведенное постановление.

Начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия ФИО1 Республики Башкортостан ФИО3 обратился в Верховный Суд РБ с жалобой на постановление судьи районного суда, в которой просил судебный акт отменить. В обоснование указывает, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права, выявленный объект культурного наследия «Доходный дом ФИО4» до принятия приказа ФИО1 Республики Башкортостан от дата№... находился под государственной охраной.

ФИО1 РБ ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, постановление суда просил отменить.

Защитник ООО «...№...» ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, постановление суда просила оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 7.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (в редакции от дата) (далее – Закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и ФИО1) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся, в том числе, отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.

Согласно части 2 статьи 35 Закона №73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В силу части 1 статьи 33 Закона №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 9 части 2 статьи 33 Закона №73-ФЗ установлено, что государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ.

Как установлено статьей 36 Закона №73-ФЗ проектирование и проведение строительных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (часть 1 статьи 40 Закона №73-ФЗ).

Согласно статьи 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Постановлением судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...№...» прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Прекращая производство по делу, судья районного суда считал установленным отсутствие вины юридического лица, так как у ООО «...№...» сведений об ограничении в отношении данного объекта недвижимости не имелось, приказ ФИО1 РБ №... о включении объекта «Доходный дом ФИО4» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и ФИО1) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения издан после совершения события правонарушения, вменяемого в вину ООО «...№...».

С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и ФИО1.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «...№...» послужило обращение директора Государственного бюджетного учреждения ФИО1 Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ при ФИО1 РБ по факту повреждения и уничтожения части здания выявленного объекта культурного наследия «Доходный дом ФИО4», расположенного по адресу адрес.

«Доходный дом ФИО4» выявлен в 1987 году специалистами научного отдела Башкирской специальной научно-реставрационной производственной мастерской ФИО1 БАССР (паспорт памятника истории и ФИО1 СССР от дата№...).

Выявленный объект культурного наследия «Доходный дом ФИО4» утвержден в перечне выявленных объектов культурного наследия приказом Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия ФИО1 и национальной политики Республики Башкортостан от дата№...а.

Согласно акту государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Доходный дом ФИО4», расположенного по адресу: адрес от дата данное здание представляет ценность с точки зрения истории, истории архитектуры и градостроительства, является ярким образцом каменного доходного дома начала двадцатого века, не имеющего аналогов в регионе, обладает всеми признаками объектов культурного наследия и включение его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и ФИО1) народов Российской Федерации обосновано.

В соответствии с приказом ФИО1 Республики Башкортостан от дата№... выявленный объект культурного наследия «Доходный дом ФИО4», расположенный по адресу: адрес, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и ФИО1) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

В ходе проведенных дата и дата на основании приказа ФИО1 Республики Башкортостан от дата№... осмотров выявленного объекта культурного наследия «Доходный дом ФИО4» установлено, что дата здание выявленного объекта культурного наследия было огорожено строительным забором, дата в период времени с 08.00 час. до 09 час. 55 мин., а также дата в период времени с 14.00 час. ООО «...№...» с помощью экскаватора марки «...» с государственным номером ... были проведены работы по сносу конструкций здания.

Как усматривается из актов осмотров, в результате проведенных ООО «...№...» работ дата были полностью снесены западная, южная и внутренние стены здания, а также межэтажные плиты. дата был частично снесен главный фасад здания.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «...№...» имелась возможность для соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, за нарушение которого ст. 7.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у сносимого юридическим лицом здания постройки начала двадцатого века имелись все признаки объекта культурного наследия, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона.

Поскольку решение судьи вынесено без всестороннего, полного и объективного установления всех обстоятельств дела, постановление судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата подлежит отмене, дело об административном правонарушении с жалобой - возвращению на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ, проверив доводы участвующих в деле лиц в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л а:

постановление судьи Ленинского районного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...№...» отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан ФИО8

Справка: судья Гималетдинов А.М.