ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-319/2021 от 18.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 12-319/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 октября 2021 года судья Ленинского районного суда г. Томска Макаренко Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в <...>, с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2, жалобу начальника отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области ФИО3 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО1 от 31.08.2021 о назначении административного наказания по делу № 070/04/7.30-328/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО1 № 070/04/7.30-328/2021 от 31.08.2021 начальник отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее– КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, полагая его незаконным и необоснованным, ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания по делу № 070/04/7.30-328/2021 об административном правонарушении, вынесенное в отношении нее, и прекратить производство по делу по ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения. Полагает, что при рассмотрении дела и назначении в отношении нее меры административной ответственности не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего, объективного и правильного разрешения дела, а также причины и условия, при которых было совершено административное правонарушение. Согласно обжалуемому постановлению она признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с неразмещением протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (извещение № 0165200000121000012) в срок, предусмотренный ч. 7 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, а именно 26.02.2021 (не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе). Между тем, при вынесении оспариваемого постановления должностное лицо ограничилось лишь установлением формальных признаков административного правонарушения, не были приняты во внимание степень и характер вины в совершенном правонарушении, обстоятельства и условия совершения правонарушения, отсутствие вредных последствий. Так, допущенное нарушение сроков размещения протокола было обнаружено ею (ФИО3) самостоятельно в первый рабочий день 01.03.2021 (27 и 28 февраля 2021 года являлись выходными днями). В тот же день ею предприняты все необходимые меры к исполнению возложенных на нее должностных обязанностей по размещению протокола. Однако функционал электронной площадки «РТС-тендер» не позволяет разместить протокол в случае, если до начала проведения аукциона остается менее 2 часов. В связи с чем 01.03.2021 направлено обращение в УФАС по Томской области о предоставлении возможности перенести дату проведения электронного аукциона, на что 02.03.2021 из УФАС по Томской области получено уведомление о проведении документарной проверки в срок с 01.03.2021 по 05.03.2021 по закупке, в рамках которой должен быть размещен протокол. 02.03.2021 заказчик предоставил в Томское УФАС России запрашиваемые по закупке документы. Проверка окончена 03.03.2021, после чего появилась возможность разместить на площадке протокол. Таким образом, в день выявления ею (ФИО3) правонарушения разместить протокол объективно не представлялось возможным по техническим причинам, поскольку электронная площадка «РТС-тендер» блокировала такую возможность до окончания проверки УФАС по Томской области и вынесения им предписания. Протокол размещен на третий рабочий день после пропуска срока размещения 03.03.2021. Однако при рассмотрении дела должностным лицом не было учтено отсутствие намеренного уклонения либо умышленного затягивания сроков размещения протокола, принятие ею всех возможных и достаточных мер по устранению нарушения в кратчайшие сроки, отсутствие возможности разместить протокол в день обнаружения правонарушения, а также незначительность пропуска срока размещения. Кроме того, не было принято во внимание, что последствия совершенного правонарушения не являются тяжелыми и не повлекли возникновение существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в виде ущемления интересов участников закупки. Жалоб на закупку не поступало, перенес сроков размещения протокола незначителен, и не повлиял на результаты закупки и определение поставщика. Помимо прочего, не учтено, что правонарушение не носит систематического характера, совершено ею (ФИО3) впервые, ранее к административной ответственности в сфере нарушения законодательства о закупках она не привлекалась.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальник отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области, будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.

Судья с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося привлекаемого должностного лица.

Защитник должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2, действующая на основании доверенности от 18.10.2021 сроком по 31.12.2021, в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что копия обжалуемого постановления получена должностным лицом ФИО3 посредством почтовой связи 08.09.2021. Просила применить ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности и ограничится устным замечанием.

Заслушав защитника, изучив материалы административного дела, постановление по делу об административном правонарушении, поданную жалобу и документы к ней, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Так, постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/7.30-328/2021 вынесено 31.08.2021, направлено в адрес должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3 01.09.2021 посредством почтовой связи и получено последней 08.09.2021, что подтверждается конвертом почтового отправления, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Жалоба на данное постановление направлена ФИО3 посредством почтовой связи 13.09.2021, что следует из отметки почтового штемпеля на конверте, то есть в установленный законом десятидневный срок для его обжалования.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

На основании ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

В силу положений ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

Судьей установлено, что 01.03.2021 департаментом финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области в адрес руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области направлено письмо № 37-01-44, в котором сообщено, что 17.02.2021 департаментом на электронной площадке РТС-тендер опубликовано извещение о проведении электронного аукциона №0165200000121000012 на оказание услуг по технологическому сопровождению и информационному наполнению ИАС «Ситуационный центр Томской области», согласно которому дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 26.02.2021 10-00 часов, дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе 26.02.2021, дата и время проведения электронного аукциона 01.03.2021 в 11-55 часов. На участие в аукционе подано две заявки, однако протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе не был размещен в установленный срок на электронной площадке, в связи с чем департамент просил предоставить возможность перенести дату проведения электронного аукциона.

В ответ на данное письмо Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области 01.03.2021 направлено уведомление о проведении документарной проверки действий заказчика (Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области) по закупке (извещение №0165200000121000012).

В результате проведенной проверки по представленным департаментом документам установлено, что 26.02.2021 оформлен и подписан членами аукционной комиссии протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0165200000121000012, согласно которому на участие в закупке подано 2 заявки, все участники допущены к участию в аукционе и признаны участниками. Вместе с тем, указанный протокол не размещен в системе ЕИС в срок, установленный законодательством о контрактной системе, до 26.02.2021.

Решением по делу № 070/16/99-36/2021 от 03.03.2021 комиссией Томского УФАС России в действиях заказчика Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области признано нарушение ч. 7 ст. 67 Закона 44-ФЗ, заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения ч. 7 ст. 67 Закона 44-ФЗ по закупке на оказание услуг по технологическому сопровождению и информационному наполнению ИАС «Ситуационный центр Томской области» (извещение № 0165200000121000012) путем размещения протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и продолжения проведения электронного аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.

Во исполнение предписания от 03.03.2021 заказчиком подписан и опубликован на электронной площадке ООО «РТС-тендер» протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0165200000121000012 от 26.02.2021, что подтверждается письмом Департамента от 04.03.2021 № 37-01-50.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № 01/06-03-262 от 01.06.2005 ФИО3 принята на работу ведущим экономистом по формированию государственного заказа в отдел государственного заказа и материально-технического обеспечения финансово-хозяйственного управления администрации Томской области. Согласно трудовой книжке, личной карточке работника ФИО3, последняя 01.09.2005 назначена на должность начальника отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения финансово-хозяйственного управления администрации Томской области, которое с 01.01.2018 переименовано в Департамент финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области.

На основании подп. 20 п. 2.1 должностной инструкции начальника отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области, с которой ФИО3 ознакомлена под роспись, в целях исполнения задач и функций, возложенных на отдел, начальник отдела выполняет следующие обязанности, в том числе: формирует и размещает на электронных площадках, в единой информационной системе, в корпоративной информационной системе по автоматизации закупочной деятельности извещения об осуществлении закупок, закупочные документации, заявки об осуществлении закупок, протоколы, составляемые в ходе проведения закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок.

Таким образом, ФИО3, являясь начальником отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области, не разместив 26.02.2021 протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0165200000121000012, нарушила ч. 7 ст. 67 Закона №44-ФЗ, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.7.30 КоАП РФ. По данному факту должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области 24.08.2021 составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО1 № 070/04/7.30-328/2021 от 31.08.2021 начальник отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 руб.

При таких данных, с учетом установленных выше обстоятельств, судья полагает, что руководитель УФАС по Томской области при вынесении обжалуемого постановления пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, поскольку факт совершения ею административного правонарушения подтвержден материалами дела.

Вместе с тем, согласно ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу данной нормы малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что неразмещение должностным лицом ФИО3 в установленный законом срок протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, не создало существенной угрозы для развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, не причинило и не повлекло иных вредных последствий, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, а именно: должностным лицом самостоятельно сообщено о допущенном нарушении в УФАС по Томской области, а также учитывая обстоятельства размещения указанного протокола от 26.02.2021 в кратчайшие сроки после появления такой возможности (03.03.2021), судья полагает возможным признать допущенное должностным лицом ФИО3 правонарушение малозначительным, освободить должностное лицо от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

То обстоятельство, что состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, является формальным, не свидетельствует о невозможности применения к нему положения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку ни из содержания ст. 2.9 КоАП РФ, ни из содержания ст.ст. 29.9, 30.7 КоАП РФ или иных статей КоАП РФ не следует, что ст. 2.9 КоАП РФ не подлежит применению к каким-либо правонарушениям с формальным составом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких данных, постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 070/04/7.30-328/2021 от 31.08.2021 на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основанию малозначительности совершенного должностным лицом ФИО3 административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу начальника отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области ФИО3 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО1 от 31.08.2021 о назначении административного наказания по делу № 070/04/7.30-328/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области ФИО1 от 31.08.2021 о назначении должностному лицу начальнику отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области ФИО3 административного наказания по делу № 070/04/7.30-328/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявить должностному лицу начальнику отдела государственного заказа и материально-технического обеспечения Департамента финансово-ресурсного обеспечения администрации Томской области ФИО3 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Н.О. Макаренко

УИД 70RS0002-01-2021-003799-21