Дело №12-31/2018
РЕШЕНИЕ
01 февраля 2018 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г.Мурманска Репина В.Л., рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица – капитана судна <данные изъяты>» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 13.10.2017 №, должностное лицо капитан судна «<данные изъяты> ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что по рейсовому заданию от 13.08.2017 судну <данные изъяты>» под его управлением был определен маршрут плавания: порт <данные изъяты> залив, дата и время выхода - 14.08.2017 в 06.00 МСК. В соответствии с ч.23 ст.9 Закона РФ от 01.04.1993 №9 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу Российской Федерации и Правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.2 Правил уведомления капитан российского судна не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения Государственной границы, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте в пограничный орган по месту нахождения указанного порта (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь Государственную границу по утвержденной форме. Направление иных документов в пограничный орган помимо уведомления о намерении пересечь Государственную границу Правилами не предусмотрено. При этом все перечисленные в п.2 Правил субъекты указанной обязанности являются равноправными и любой из них может направить данное уведомление, в том числе капитан судна. Им 13.08.2017 в 21.02 МСК за 9 часов до предполагаемого отхода судна «<данные изъяты>» из порта <данные изъяты> было направлено уведомление по установленной форме посредством электронной почты в адрес ПУ ФСБ России по ЗАР и Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району. 14.08.2017 в 02.51 МСК, за три часа до предполагаемого отхода судна, в соответствии с п.6 Правил, он с использованием судового мобильного телефона с номером № связался с дежурным оператором ПУ ФСБ России по ЗАР в г.Мурманск от которого получил подтверждение получения уведомления, проверки работоспособности системы опознавания судна и слежения за ним на дальнем расстоянии, а также разрешение на выход судна «<данные изъяты>» из порта <данные изъяты> согласно уведомлению. Полагает, что при фактическом пересечении Государственной границы им согласно п.10 Правил передавалась соответствующая информация по электронным адресам, в судовом журнале делались соответствующие записи. Также считает, что должностным лицом не учтено, что субъектами, на которых возложены обязанности исполнения требований, предусмотренных п.2, 4 и 5 Правил передачи данных, являются: российский центр системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии и центры отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов. На капитанов судов указанные обязанности не возложены ни одним нормативным правовым документом. По мнению заявителя, капитан судна не имеет технической возможности для подачи заявки капитану порта на выход судна - доступ к соответствующему оборудованию и программному обеспечению имеется только у диспетчерской службы судоходной компании. Судовая система ОСДР работает в автоматическом режиме и капитан судна никаким образом не получает информацию, с какой периодичностью передаются сведения о местоположении судна. О факте нарушения данной периодичности он может быть извещен только соответствующим центром системы ОСДР. Считает, что требования ч.2 п.6 Правил им были выполнены при осуществлении телефонного звонка в адрес ПУ ФСБ России по ЗАР, в результате которого была удостоверена работоспособность судовой системы ОСДР и получено разрешение на рейс по заявленному маршруту. В случае нарушения периодичности либо прекращения подачи данных о местоположении судна пограничные органы должны были поставить соответствующий вопрос перед центром системы ОСДР, который в свою очередь довел бы данную информацию либо до меня, либо до руководства АО «<данные изъяты>», но подобная информация не поступала, в связи с чем он был уверен, что все проходит в штатном режиме. Просит постановление административного органа отменить.
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель административного органа ФИО3 полагал, что постановление вынесено законно и обоснованно, просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд восстанавливает срок на обжалование постановления.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст.18.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Данное правонарушение относится к правонарушениям в области охраны государственной границы Российской Федерации. Объектом посягательств является установленный порядок управления в виде режима государственной границы РФ, как части системы обеспечения национальной безопасности РФ и реализация государственной пограничной политики РФ.
Субъектами данных правонарушений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, ответственные за соблюдение правил, регулирующих режим Государственной границы Российской Федерации, а также юридические лица (ч.3 данной статьи).
Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.
Согласно ст.1 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее Закон №4730-1), Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.2 ФЗ от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Согласно п.«б» ч.2 ст.5 Закона №4730-1, прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации
Также ч.5 ст.9 названного выше Закона №4730-1, определено, что Российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с абз.21 ст.9 Закона №4730-1, российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством РФ, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2014 №863, утверждены Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Правила устанавливают порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - российские суда), убывающими из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил, капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению (далее - уведомление).
Суда, указанные в ч.19 и ч.20 ст.9 Закона № 4730-1, должны быть оснащены:
1) оборудованием системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (далее - система опознавания), обеспечивающим автоматическую передачу информации непосредственно в российский центр системы опознавания (без использования в качестве посредника национального центра системы опознавания государства, под флагом которого судно осуществляет плавание);
2) при плавании судна только в зонах действия системы управления движением судов, описанных в обязательных постановлениях в морских портах, установленных в соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автоматической идентификационной системой (оснащение судна системой опознавания в этом случае не требуется).
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 №811, утверждены Правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
В соответствии с абз.2 п.2 Правил передачи данных, для получения информации о судах, намеревающихся неоднократно пересечь государственную границу Российской Федерации, российский центр системы опознавания использует данные централизованного учета государственного портового контроля, который осуществляется капитанами морских портов в соответствии с ч.1 ст.79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
В силу п.4 Правил передачи данных, данные о местоположении судна, указанные в п.3 настоящих Правил, передаются каждые 2 часа с момента начала передачи данных о местоположении судна в российский центр системы опознавания и до входа судна в акваторию порта назначения.
Согласно п.5 Правил передачи данных, подлежащие передаче в пограничные органы в соответствии с п.3 настоящих Правил, данные о местоположении судов центры формирует на основании данных, полученных в автоматическом режиме с судов, оснащенных в соответствии с требованиями к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна.
Передача данных о местоположении судна в соответствующий центр осуществляется с периодичностью не реже чем один раз в 2 часа с момента проверки исправности технических средств контроля местоположения судна, которая производится не позднее чем за 4 часа до предполагаемого времени выхода судна из порта, и до входа судна в акваторию порта назначения (п.5).
Пунктом 6 Правил передачи данных, судно не выходит из порта (морского терминала) до получения капитаном судна сообщения пограничного органа о получении в соответствии с п.2 Правил передачи данных о местоположении конкретного судна.
Из материалов дела следует, что судно «<данные изъяты>», принадлежит на праве собственности ООО «<данные изъяты>» и находится в пользовании АО «<данные изъяты>» на основании договора № № аренды судна (фрахт) без экипажа от ДД.ММ.ГГГГ, под управлением капитана ФИО1.
Судно «<данные изъяты>» под управлением капитана ФИО1 14.08.2017 проследовало из порта <данные изъяты> в Хатангский залив моря Л-вых. В период с 07.28 utc 14.08.2017 по 13.34 utc 18.08.2017 судно «<данные изъяты>», под управлением капитана ФИО1, при осуществлении перехода по заявленному маршруту, пересекло государственную границу Российской Федерации 06.15 мск 17.08.2017 в координатах <данные изъяты> ВД и 05.15 мск 18.08.2017 в координатах <данные изъяты>; ВД. В указанный период времени сведения о местоположении судна в российский центр системы опознавания поступали с дискретностью 6 часов.
Согласно сведениям, предоставленным российский центром системы опознавания, данные централизованного учета государственного портового контроля не содержали информацию о том, что судно «<данные изъяты>» намеревается неоднократно пересекать государственную границу России, в связи с чем в российский центром системы опознавания данные об указанном рейсе не поступали. В заявке на выход из порта не содержится информации о намерении неоднократного пересечения государственной границы (графа № указано «нет»).
По факту нарушения должностным лицом- капитаном судно ФИО1 порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации 02.10.2017 составлен протокол № о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протокол составлен в отсутствии ФИО1, извещенного надлежащим образом.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и вина подтверждаются исследованными материалами дела.
Собранные по данному делу доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено 13.10.2017 в отсутствии ФИО1, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Постановлением специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 13.10.2017 №, должностное лицо - капитана судна «<данные изъяты>» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел, при назначении наказания учтены положения ст.ст.4.1, 4.2 Кодека РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Доводы заявителя о том, что им как капитаном судна были соблюдены все предусмотренные законом требования, основаны на неверным толкованием правовых норм в их совокупности, и опровергаются собранными по делу доказательствами.
Доводы заявителя о том, что на капитанов судов ни одним нормативным правовым документом не возложены обязанности по исполнению требований, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 Правил передачи данных об уведомлении, не исключают вину заявителя. При этом заявителем не представлено доказательств проявления необходимой степени заботливости и осмотрительности, объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Защита Государственной границы как часть системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Охрана Государственной границы Российской Федерации осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
С учетом установленных обстоятельств совершенного правонарушения, полагаю, что допущенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
ФИО1 назначено минимальное наказание, предусмотренное ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц, и оснований для его снижения не имеется, поскольку в соответствии с ч.2.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, а также освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не имеется.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 13.10.2017 законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в том, числе и по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 13.10.2017 №, которым должностное лицо - капитан судна «<данные изъяты>» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья В.Л. Репина